Экономический анализ труда и ЗП персонала

 

Объектом исследования является цех предприятия ООО «Брянск – УПАК», который был введен в эксплуатацию в январе 2003 года.

Для того чтобы достичь поставленные цели, предприятие использует:

· производственные и складские помещения, общей площадью 2685,6 кв.м.;

· бытовые и офисные помещения, общей площадью 490,6 кв.м.;

· гофролинию ЛГКП – 4.00.00.00 ТО, мощностью 1 200 000 кв. м. гофрокартона в месяц.

Трудовые отношения между Обществом и его работниками, регулируются нормами трудового законодательства Российской Федерации. Найм, перевод, увольнение, рабочее время, время отдыха, оплата труда, трудовая дисциплина, охрана труда и другие вопросы трудовых отношений регулируются также правилами внутреннего распорядка и иными локальными актами, принимаемыми в Обществе.

Трудовые доходы работников Общества определяются конечными результатами и качеством их труда, с учетом конечных результатов работы Общества и предельными размерами не ограничиваются.

Минимальный размер оплаты труда работников устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Работники Общества подлежат обязательному социальному и медицинскому страхованию, а также социальному обеспечению в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Общество вносит соответствующие средства в государственный фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, фонд занятости, пенсионный фонд, а также в другие фонды в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Общество обеспечивает для своих работников условия труда, соответствующие требованиям норм техники безопасности и производственной санитарии и несет ответственность за ущерб, причиненный здоровью и трудоспособности своих работников.

Продукция цеха высокорентабельна и конкурентоспособна, благодаря использованию новейшего оборудования и новых технологий производства.

Изучение производственных процессов при помощи наблюдения является одним из важнейших этапов работы по техническому нормированию и организации труда.

На предприятии ООО «Брянск – УПАК» изучение затрат рабочего времени и времени использования оборудования проводят в основном двумя методами: методом непосредственных замеров затрат времени, т.е. измерением длительности каждого элемента работы или перерывов, и методом моментных наблюдений, т.е. фиксацией только числа моментов повторения категорий или групп затрат времени, наблюдаемых при обходах исполнителей и оборудования. Эти методы включают фотографию рабочего времени, хронометраж и фотохронометраж. Фотография рабочего времени – это исследование всех затрат времени, выявление их содержания, последовательности и повторяемости на протяжении рабочего дня или некоторой его части. Фотография по существу представляет собой снимок фактической деятельности рабочего. Цель этого исследования – выявить фактическое состояние и вскрыть потери при существующих организационно – технических условиях выполнения работы с тем, чтобы спроектировать рациональные условия, устранить или максимально сократить потери рабочего времени и улучшить работу.

Затраты рабочего времени учитываются методами непосредственных замеров. Измерение затрат рабочего времени дает возможность: определить загруженность исполнителей в течение рабочего дня; степень использования оборудования во времени; потери рабочего времени; выполнение норм выработки и так далее. Запись производится наблюдателем в течение всей смены или части ее на специальных бланках с последующей обработкой результатов наблюдения, т.е. составление фактического и проектного баланса использования рабочего времени как показано ниже. Этот метод дает достаточно точное представление о содержании изучаемого процесса, позволяет выявить последовательность выполнения различных операций и приемов исполнителем, дает возможность одновременно с ведением записи затрат рабочего времени (времени использования оборудования) учесть выполненные объемы работы и их качество, зафиксировать простои и вскрыть их основные причины. Однако метод непосредственных замеров очень трудоемкий, так как требует значительных затрат времени на проведение наблюдений и их обработку.

Дифференциация заработной платы - различие уровней оплаты труда работников под влиянием различных факторов. Она определяется как различиями в результатах труда работников, так и общеэкономическими условиями деятельности.

Известно, что дифференциация заработной платы в России не оправданно высока и усугубляется проблемами невыплат.

Это связано с тем, что более половины работников государственных предприятий на рабочих местах или на низкооплачиваемых канцелярских должностях и более одной трети работников примерно той же категории, но на частных предприятиях, живут за чертой бедности. Таким образом, одной из основных причин бедности в России является не “ выпадение” из рынка труда, а низкие заработные платы работающих.

Согласно ранее принятым условиям оплаты труда, разработанным в централизованном порядке, на предприятии ООО «Брянск – УПАК» дифференциация заработной платы по сложности труда (квалификации работников) осуществляется с помощью тарифных сеток для рабочих и схем должностных окладов для служащих, включая руководителей, специалистов и других служащих. Предприятие, решая вопрос о методах дифференциации оплаты труда по сложности, при разработке внутрипроизводственных условий оплаты труда сохраняет подход к этому направлению дифференциации, т.е. дифференцирует тарифную часть заработной платы по категориям работников – отдельно по рабочим и отдельно по служащим. При этом применительно к оплате труда абсолютного большинства рабочих всех отраслей многие предприятия считают целесообразным применять 6-разрядную тарифную сетку.

 

 

2.10.  Применение содержательных теорий мотивации в практике управления организацией

Мотивация — это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Основные задачи мотивации:

¨ формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;

¨ обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;

¨ формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика “кнута и пряника”. Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Теория мотивации по А. Маслоу

Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:

v физиологические потребности, необходимые для выживания человека (в еде, в воде, в отдыхе и т. д.);

v потребности в безопасности и уверенности в будущем (защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем);

v социальные потребности (необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство “локтя” и поддержка);

v потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям, потребность самовыражения, т. е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три — вторичные.

Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Потребности  в самовыражении

В уважении

В общении с людьми

В безопасности и социальной защищенности

Физиологические

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность — потребность самовыражения и роста человека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

 

Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда

С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению, структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:

I. стремлению к успеху,

II. стремлению к власти,

III. к признанию.

При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию — его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Согласно теории Мак Клелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

Теория мотивации Фредерика Герцберга

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе:

* гигиенические факторы;

* мотивация;

* политика фирмы и администрации;

* успех;

* условия работы;

* продвижение по службе;

* заработок;

* признание и одобрение результата;

* межличностные отношения;

* высокая степень ответственности;

* степень непосредственного;

* возможность творческого и контроля за работой делового роста.

Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа.

Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.

Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

На предприятии ООО «Брянск – УПАК» используется теория мотивации Маслоу. Согласно этой теории для сотрудников на первом месте стоит потребность в выживании, т.е. возможность обеспечивать свою семью всеми нуждами. Эта потребность удовлетворяется за счет оплаты труда и выдачи дополнительных денежных средств. Вторая потребность – уверенность в завтрашнем дне, что характеризуется гарантией сохранения рабочего места за каждым сотрудником и возможностью профессионального роста в будущем. Следующая потребность на предприятии обеспечивается за счет привлечения сотрудников к решению не только производственных вопросов, а также к принятию некоторых управленческих и организаторских проблем. Последние потребности выражаются в стремлении работников быть наиболее полезными для организации, т.е. потребность в личных достижениях, повышении квалификации, творческого роста и т.д.

Согласно данной теории потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены потребности низших уровней.

 

Список литературы

1. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления. Макаров В.Л., Варшавский А.Е.

2. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие./ сост. Е. В. Тюрюханова, И. С. Долгополова. – Иркутск.: Изд-во БГУЭП.

3. Дафт Ричард Л. Менеджмент – СПб.: Изд-во Питер.

4. www.sbmanagement.narod.ru

5. www.albest.ru

6. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.—

7. Максимова И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия.

8. О.С. Виханский, А.И. Наумов, Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс.

9. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Н. Основы менеджмента. 

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

 

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: