Статистическое изучение себестоимости продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Производство продукции (работ, услуг) требует определенных затрат живого и овеществленного труда. Затраты всех видов ресурсов, используемых в процессе изготовления продукции, выраженные в денежной форме называются себестоимость продукции (работ, услуг).
Показатели промежуточного потребления товаров и услуг
Расходы на промежуточное потребление — это стоимость товаров и услуг (за исключением основных фондов), которые израсходованы в процессе производства за определенный период времени для создания других рыночных товаров и услуг.
Промежуточное потребление представляет собой продукцию и услуги одних видов деятельности, потребляемые в производственном процессе других видов деятельности в составе одного и того же предприятия или других предприятий.
Методические рекомендации
Студенты должны выполнить практическое занятие по данной теме.
Литература
1 Елемесова А.М. Система национальных счетов - А.: Экономика, 1995
2 Социальная статистика / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2001.
3 Теория статистики: учебник / под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 1999. – с. 244.
Тема 15 Статистика производства товаров и услуг
Понятие продукции. Классификация по степени готовности.
Целью деятельности любого промышленного предприятия является производство продукции. Ее величина зависит от ряда факторов, таких как техническая оснащенность производства, обеспеченность кадрами, качества и количества перерабатываемого сырья и др. С объемом продукции связаны размер дохода, уровень рентабельности.
Под продукцией промышленности понимается прямой полезный результат промышленно – производственной деятельности предприятий, выражающийся либо в форме продуктов, либо в форме работ и услуг промышленного характера.
В зависимости от степени готовности продукцией промышленного предприятия могут быть готовые изделия, полуфабрикаты и незавершенное производство.
В продукцию предприятия включаются также производственные услуги или работы промышленного характера.
Стоимостной учет продукции предполагает использование системы стоимостных показателей: валовой оборот (ВО), валовая продукция (ВП), объем реализации (В), реализованная продукция (РП).
ВП может быть исчислена двумя способами: исходя из ВО и на основе поэлементного подсчета.
Под сельскохозяйственной продукцией понимается часть общественного продукта, созданного в сельском хозяйстве. Ее физический объем характеризуется валовой продукцией, т.е. денежным выражением произведенной за год продукции растениеводства и животноводства.
По степени готовности различают готовую продукцию и незавершенное производство.
Строительной продукцией считается прямой полезный результат основной производственной деятельности строительных организаций.
В статистике для характеристики объема строительной продукции используются следующие показатели: объем СМР, объем подрядных работ, объем незавершенного производства.
Продукцию транспорта измеряют с помощью натуральных и стоимостных показателей, которые рассчитываются отдельно по каждому виду транспорта: железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному, трубопроводному.
К натуральным показателям относят: перевезено грузов и грузооборот.
Стоимостные показатели объема продукции транспорта характеризуются следующими показателями: доходы от грузовых перевозок, валовая продукция.
Продукция связи – это пересылка и передача сообщений, предназначенных предприятиям и организациям сферы материального производства, а также представление в их использование технических средств связи.
В натуральном выражении продукция связи измеряется объемом обмена – т.е. общим числом отправлений определенного вида, принятых предприятиями связи от производственных отраслей, а также количеством единиц устройств связи (УС), сданных в аренду производственным отраслям.
Стоимостные показатели определяются путем умножения натуральных измерителей на тарифную ставку, установленную для единиц измерения данного вида продукции с учетом или без учета расстояния пересылки и протяженности каналов связи.
Валовая продукция– это выручка предприятий связи, полученная от производственных отраслей.
Основным показателем деятельности всех торговых структур является товарооборот. Под товарооборотом понимают совокупность актов купли-продажи товаров.
Общественное питание выполняет три функции: производственную (изготовление готовой пищи, полуфабрикатов), реализованную и организационную по потреблению готовой пищи и кулинарной продукции.
Продукцию предприятий общественного питания измеряется в единицах условно – натуральных (блюдах), натуральных (штуках) и условных. Ее подразделяют на два вида: основная (обеденная); прочая.
Основная – это продукция, выработанная на данном предприятии и учитываемая в блюдах. Блюдом называется стандартная продукция, установленная для отпуска потребителей обеденной продукции. К ней относят: первые, вторые и третьи блюда; холодные и горячие закуски, кулинарные изделия (100 г. порция).
К прочей продукции собственного изготовления, не учитываемой в блюдах, относят: кулинарные изделия, реализуемые через подразделения данного предприятия в розничную сеть; полуфабрикаты для продажи; мучные изделия собственной выработки; бутерброды; горячие напитки.
ВПопределяется как сумма реализованных скидок (наценок) за вычетом стоимости услуг грузового транспорта и связи. В РН (доходах от реализации) отражаются расходы на производство пищевой продукции за вычетом стоимости использованного для ее изготовления сырья (муки, соли, мяса, картофеля, жира и т.д.).
Методические рекомендации
Студенты должны выполнить практическое занятие по данной теме.
Литература
1 Елемесова А.М. Система национальных счетов - А.: Экономика, 1995
2 Социальная статистика / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2001.
3 Экономика и статистика фирм / Под ред. проф. С.Д. Ильянковой - М.:Финансы и статистика, 2001