Оценка масштабов и динамики движения капитала в рамках отношений России и стран Европы

Интересной особенностью современного этапа отношений России со странами Европы является то, что налаживание и развитие экономического сотрудничества происходит либо при непосредственном активном участии национальных государственных структур (например, через меры государственного содействия экспорту через специализированные институты и разрабатываемые ими финансовые конструкции (различные виды экспортных кредитов, страхование экспортно-импортных сделок и т.д.) или осуществление государственного содействия работающим на российском рынке бизнесменам), либо при подключении к реализации государственных программ в стране-партнёре. По крайней мере, объявление в России четырёх Национальных проектов уже вызвало большую заинтересованность со стороны компаний из стран Европы, и можно ожидать, что степень этой заинтересованности будет расти. Например, венгерские компании которые уже занимаются строительством социального жилья в России (при содействии Эксибанка и МЕХИБа они заключили сделок на 12,5 млн.долл.) и техническим оснащением ряда больниц, прямо заявили о своём желании участвовать в Национальной жилищной программе России и Программе развития здравоохранения.

 Конкретные формы экономического взаимодействия России и стран Европы в современных условиях находятся ещё в стадии апробации, но основные контуры уже прорисовываются:

1. Воздействие на внешнеторговые товарные потоки: довольно традиционное направление, имеющее хорошо отработанный инструментарий – таможенные пошлины, таможенные режимы, кредитование и страхование экспорта, квотирование и т.п. Необходимым условием развития торговли является поиск взаимовыгодных вариантов сотрудничества. 

Конечной целью этого направления является не возрастание удельного веса партнёров во взаимной торговле, а абсолютный рост объемов внешнеторговых поставок. Параллельно с этим ставится задача обеспечения сбалансированности торговли.

Вместе с тем, ориентирование только на развитие торговли конечной продукцией или изделиями с высокой степенью обработки представляется малопродуктивным, ведь возможности наращивания взаимных поставок в конечном итоге достигнут своего предела. А в решении проблемы сбалансированности наблюдается заметный сдвиг позиций восточно-европейских партнёров: вместо практиковавшихся ранее попыток вынудить Россию снижать объемы поставляемых товаров в настоящее время страны региона пытаются увеличить собственные поставки на российский рынок.

Расширение Евросоюза, оказало отрицательное воздействие на экономическое положение товаропроизводителей в странах-членах. Это объясняется тем, что в объединенной Европе действует режим свободной торговли. Защитные тарифы, например в Польше, составляли до 27,3% стоимости сельскохозяйственной продукции, и в новых условиях хозяйствования аграрный сектор этой страны обречен на банкротство. В России импортные таможенные тарифы ниже, но Агропромышленный комплекс не получает субсидий, которые в странах Организации экономического сотрудничества и развития в среднем составляют не менее 3%. Таким образом упразднение таможенных барьеров в этой стране приведет к ликвидации всей отрасли.

Отдельно следует сказать об идее существенного изменения российской товарной структуры. Однако её реализация до сих пор не представляется достижимой в силу двух факторов: сложившейся международной специализации России и ориентацией самих стран Восточной Европы на Запад в контактах инновационного характера. При этом изменению мощности и направленности обоих факторов препятствует целый ряд политических сил, в том числе и внешних.

2. Усиление регионального сотрудничества: давно практикуемое направление, экономическая эффективность которого, впрочем, является производной от общего состояния экономического взаимодействия: проекты, реализуемые на межрегиональном уровне, являются фрагментами общей картины внешнеторговых и инвестиционных связей России со странами Восточной Европы. Тем не менее, различные формы регионального сотрудничества, будучи во многом свободными от политических наслоений и настроений федерального уровня, в наибольшей степени отражают реальные потребности российско-восточно-европейского взаимодействия на ”низовом” уровне.

3. Информационный обмен: данное направление оказывает косвенное воздействие на масштабы экономического сотрудничества. Помимо непосредственного обмена экономической и деловой информацией, в том числе о целевых программах, предполагает и практические меры по укреплению сотрудничества в сфере экономики между государственными учреждениями, профессиональными и деловыми союзами, палатами, региональными и местными органами, поощрение взаимных поездок и встреч частных лиц и предпринимателей на круглых столах, семинарах, симпозиумах и конференциях. Для этого следует поощрять расширение сети взаимных представительств и филиалов компаний, участие в международных ярмарках и выставках.

В целом представляется, что возможности расширения экономического взаимодействия России и стран Европы имеют достаточно хорошие перспективы. При условии создания и поддержания на межгосударственном, межправительственном уровнях различных механизмов сотрудничества частнопредпринимательских структур отношения между Россией и Странами Европы имеют хорошие перспективы.

Экономическое развитие Европы подвергается воздействию и ограничению среднесрочных и долгосрочных факторов, включая экономический цикл, межэтнические конфликты, краткосрочных факторов - стихийные бедствия, а также таких факторов, как экономическая депрессия во всех регионах мира и различные внутренние проблемы.

Рост экономики государств, некоторой центральной части Европы, включая Чехию и Словакию, в последнее время замедлился. Лидерами региона по прежнему являются Венгрия и Польша.

Среди государств Балтии лидером все еще является Эстония (Таблица 1). В Южной и Юго-Восточной Европе лидерами стали Словения и Хорватия. Чуть хуже положение у Болгарии. Лишь Румыния испытывает серьезные трудности по преодолению кризиса.

Таблица – 1. Динамика ВВП стран Восточной Европы, млрд. долл.

  Среднее за 2001-2007 2007 2008 2009 2010 2011
Эстония - 21,4 23,6 19,2 19,0 20,2
Латвия - 28,9 34,1 26,2 24,3 24,5
Литва - 39,2 47,4 37,3 36,2 37,2
Польша - 425,0 528,0 423,0 432,0 452,0

Темп прироста ВВП, %, год к году

Эстония 8,1 7,2 -3,6 -14,1 -0,1 4,2
Латвия 9,0 10,0 -4,6 -18,0 -4,0 2,0
Литва 8,1 9,8 2,8 -15,0 -3,9 2,5
Польша 4,0 6,8 4,9 1,0 2,2 4,0
Россия 6,6 8,1 5,6 -7,9 3,6 3,4

Как видно из таблицы динамика ВВП стран Восточной Европы за последние годы немного ухудшилась. За годы независимого развития по показателю ВВП на душу на­селения по ППС страны Балтии опередили все государст­ва СНГ и большинство стран ЦВЕ. В 2007 г. подушевой доход в Эстонии достиг 21 тыс. долл. (больше лишь в Словении и Чехии), в Литве и Латвии - соответственно 18 тыс. и 17,5 тыс. долл. В то же время в стабильно развивавшейся Польше он составил 16,4 тыс. долл.

Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что Европа является динамично развивающимся регионом, хотя за последние годы темпы развития экономики немного ухудшились.

Вступление в Европейский Союз внесло ряд принципиально новых моментов в экономическое сотрудничество России и стран Европы. Это связано с автоматическим принятием новыми членами принципов и инструментов внешней политики Евросоюза, действующих в торговле с третьими государствами (включая общий тариф и защитные меры, систему торговых соглашений с партнерами), и окончательным переходом на нормы, стандарты и правовую базу, регулирующую деятельность этой региональной организации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: