Основы построения бюджетного устройства

Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система как составная часть бюджетного менеджмента

Бюджетная система и ее место в общественном секторе экономики государства

Основы построения бюджетного устройства

Принципы бюджетной системы

Взаимоотношения между звеньями бюджетной системы

Сущность и назначение бюджетной классификации

ЛЕКЦИЯ 1

Бюджетная система и ее место в общественном секторе экономики государства

Бюджетная система – это совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных устройств и урегулированная нормами права.

Правовую основу бюджетной системы составляют Конституция, Бюджетный кодекс, а также принятые на их основе законы и прочие подзаконные акты. Экономическую основу - социально-экономический и научно-технический потенциал государства.

Бюджетная система как составная экономической системы испытает влияние как внешних, так и внутренних факторов, которые в свою очередь могут делиться на политические, экономические и социальные.

Бюджетная система состоит из государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет:

- представляет систему экономических отношений между государством и предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, а также территориями государства по
поводу формирования и использования основного фонда денежных средств страны с целью финансового обеспечения функций, возложенных на государство;

- является планом формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых государством;

- является основным фондом денежных средств государства;

- выступает как центральное звено финансовой системы страны;

- является законом.

В процессе реформирования бюджетной системы существенно возрастает роль местных бюджетов.

Сущность местного бюджета следует раскрывать аналогично сущности государственного бюджета. Поэтому как экономическая категория местный бюджет представляет собой определенные экономические отношения. Выделим специфические черты этих отношений:

1. Одним из субъектов обязательно выступает орган местной власти, функционирование которого без соответствующих ресурсов невозможно.

2. Отношения складываются по поводу формирования и использования основного фонда денежных средств местного значения.

3. Целью создания местного бюджетного фонда является обеспечение социально-экономического развития территории.

К местным бюджетам относятся областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления. Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений.


Отличия госбюджета от местных бюджетов.

Средства первого – для государственных задач, имеющих общегосударственное значение.

Средства вторых – для выполнения государственных функций, которые могут быть осуществлены силами местных органов власти.

Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ как федеративного государства состоит из бюджетов трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Третий уровень – местные бюджеты.

Федеральный бюджет — центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций, является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время они включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.

 

Основы построения бюджетного устройства

Бюджетное устройство представляет собой организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется государственным режимом и государственным (территориально-политическим) устройством.

Государственный режим оказывает влияние на принципы построения бюджетной системы.

Государственное устройство оказывает влияние на характер межбюджетных отношений.

Существует две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарная и федеративная.

Наиболее распространенной формой территориально-политического устройства является унитарная (единая). Выделяют две основные особенности унитарного государства.

Во-первых, административно-территориальные единицы унитарного государства не обладают политической самостоятельностью. К административно-территориальным единицам такого государства относятся районы, города, края, области и др. Степень зависимости территориальных образований унитарного государства от центральной власти может быть различной.

Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контролирующих органов.

Такую форму территориально-политического устройства имеет и Украина, в состав которой входит территория с особыми полномочиями - Автономная республика Крым.

Федеративное государство имеет свои особенности, отличающие его от унитарного государства.

Во-первых, федерация состоит из административно- территориальных единиц, являющихся государственными образованиями (республики, штаты, провинции, земли и др.). В свою очередь, в состав государственных образований также входят административно-территориальные единицы уже не обладающие политической самостоятельностью.

Во-вторых, действуют две системы высших органов государственной власти. Действия федеральных органов распространяются на всю территорию государства, а действия субъектов федерации - в пределах соответствующей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов закрепляется в конституции. В зависимости от объема полномочий субъектов федерации федеративное государство может быть двух видов: симметричное и асимметричное. В симметричном - субъекты равноправны, в асимметричном – нет.

В-третьих, субъекты федерации могут иметь свою конституцию, законодательную и иногда судебную систему.

Таким образом, в унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два уровня: государственный бюджети многочисленные местные бюджеты. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: Государственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: