Экономический анализ бюджета

Анализ является важнейшим элементом бюджетного процесса, так как проводится на всех его этапах. Его осуществляют финансовые и налоговые органы, ведомства, органы казначейства, контролирующие органы, финансовые службы хозяйствующих структур.

Принципы анализа бюджета базируются на общих принципах экономического анализа. К ним относятся:

- конкретность – предполагает изучение широкого круга показателей, всесторонне характеризующих процессы, связанные формированием и использованием бюджетных фондов.

- системность – реализуется при наличии системы аналитической работы, организованной по срокам, охвату вопросов, приемам и взаимосвязи изучаемых показателей.

- оперативность – должен учитываться при разработке рекомендаций, на основе которых можно оперативно влиять на ализируемые процессы;

- объективность – обоснованный подбор информации, определяющих динамику и тенденции функционирования бюджетного фонда.

Главной целью анализа бюджета является повышение эффективности управления финансовыми ресурсами государства или территории.

Направления анализа бюджета:

1. Визуальный обзор - изучение состава, основных статей,
наличие профицита или дефицита и др.

2. Вертикальный анализ, в процессе которого осуществляется анализ структуры бюджета, соотношение статей.

3. Горизонтальный анализ позволяет оценить динамику статей бюджета во времени, а также соотношение плана и факта.

4. Трендовый анализ основан на выявлении тенденций на основе вертикального и горизонтального анализа прогнозирования.

5. Анализ индикаторов состояния бюджета – это сравнение различных бюджетов между собой, а также с желаемым состоянием – т.е. ориентир на цель.

6. Оценка потенциала доходов с учетом прогноза налоговых поступлений, возврата долгов, инвестиционного потенциала и доходов бюджета от использования собственности.

7. нализ расходов бюджета с учетом определения их приоритетности, исходя из потребности населения.

Наиболее распространенным методом анализа исполнения бюджета является сравнение, при котором происходит сравнение фактических результатов исполнения бюджета с запланированными. При использовании данного метода в ходе сравнения различных бюджетных периодов необходимо показатели привести к сопоставимости. Это связано с тем, что может поменяться состав доходов и расходов. Кроме того, следует принимать во внимание наличие инфляционных процессов.

Применение метода цепных подстановок анализа бюджета позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Для принятия решений в области управления территориальными бюджетами особое значение имеет бюджетный анализ с использованием бюджетных коэффициентов – относительных показателей финансового состояния территории, которые выражаются отношением одних абсолютных бюджетных показателей к другим и представляют определенную систему бюджетных индикаторов.

ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Контроль хозяйствующих субъектов всех форм собственности за соблюдением законодательства о налогах и других платежах осуществляют органы:

а) Государственной финансовой инспекцией;

б) Министерства доходов и сборов;

в) Государственная казначейская служба;

г) все ответы верны.

2. Контроль за взысканием налогов и сборов при перемещении товарами и транспортными средствами границы государства осуществляют органы:

а) Государственной финансовой инспекцией;

б) Государственной казначейской службой;

в) таможенной службы;

г) Министерства доходов и сборов.

3. Объектом государственного финансового контроля являются:

а) процессы формирования и использования бюджетных ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;

б) процессы формирования и использование бюджетных ресурсов на уровне областей, территориальных единиц, регионов и страны в целом;

в) субъекты хозяйствования и органы управления, деятельность которых связана с использованием бюджетных средств и собственности государства;

г) все ответы верны.

4. Независит от государственных управленческих структур, гарантирует конфиденциальность и коммерческую тайну:

а) таможенный контроль;

б) аудиторский контроль;

в) бюджетный контроль;

г) общественный контроль.

5. Принципы аудита государственных финансов изложены:

а) в Лимской декларации организации вышестоящих органов финансового контроля;

б) в Бюджетном кодексе;

в) в Кодексе этики профессиональных контролеров INTOSAI;

г) в Стандартах государственного финансового контроля.

6. Контроль за использованием средств Государственного бюджета от лица Верховной Рады осуществляет:

а) Счетная палата;

б) Государственная казначейская служба;

в) Министерство финансов;

г) Президент.

7. Первым документом, который установил общую схему контроля за бюджетными ресурсами в контексте бюджетного процесса, является:

а) Конституция;

б) Регламент Верховной Рады;

в) Бюджетный кодекс;

г) Стандарты Счетной палаты

8. Проверка соблюдения финансового законодательства является характерной для:

а) принципа законности;

б) принципа независимости;

в) принципа существенности;

г) принципа объективности.

9. В каких направлениях деятельности государства осуществляется финансовый контроль:

а) бюджетная и налоговая деятельность;

б) банковская деятельность и государственный кредит;

в) денежное и валютное обращение;

г) все ответы являются верными.

10. Принцип компетентности состоит в:

а) необходимости высказывать независимую мысль;

б) наличия определенных требований к образованию и стажу работы служебных лиц;

в) необходимости постоянного контроля за деятельностью субъектов;

г) наличия большого количества изменений в законодательстве.

11. Финансовому контролю подлежат:

а) государственные предприятия и организации;

б) государственные органы и учреждения;

в) предприятия частной формы собственности;

г) все предприятия, организации, учреждения любой формы собственности и любых организационно-правовых форм деятельности.

12. Какая функция контроля состоит в изобличении разного рода халатности и неопрятности с финансами:

а) мобилизующая;

б) профилактическая;

в) информационная;

г) конструктивная.

13. Какой характер имеют все контрольные правоотношения:

а) характер согласования;

б) рекомендательный характер;

в) государственно-властный характер;

г) все ответы верны.

14. Объектом контрольных правоотношений выступает:

а) правовое влияние контролирующего субъекта на подконтрольный объект;

б) контролирующие органы, которые выполняют свои функции в интересах государства;

в) полномочия давать указания обязательного характера;

г) подконтрольные субъекты.

15. В зависимости от времени проведения финансовый контроль делится на:

а) предыдущий, текущий, обобщающий;

б) общегосударственный, ведомственный, аудиторский;

в) предыдущий, текущий, следующий;

г) перманентный, текущий, завершающий.

16. Целью текущего финансового контроля является:

а) снижение возможности возникновения отклонений непосредственно во время деятельности субъектов хозяйствования;

б) окончательная оценка проведенных расходов за текущий бюджетный год;

в) обеспечение объективности, оценка целесообразности принятия или непринятие соответствующего решения, которое касается финансовой деятельности;

г) проверка соответствия проведенных расходов и рассмотренных результатов относительно ассигнованных сумм и определенного в бюджете предмета финансирования.

17. Аудит может проводиться:

а) только по инициативе хозяйствующих субъектов;

б) только в случаях, предусмотренных законодательством;

в) по инициативе хозяйствующих субъектов и в случаях, предусмотренных законодательством;

г) в любых случаях.

18. Основным методом финансового контроля является:

а) ревизия;

б) обследование;

в) инспекция;

г) наблюдение.

19. Проверка - это:

а) обследование и изучение отдельных участков финансово - хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделов;

б) проверка всей финансовой деятельности объекта.

в) проверка объекта за предписанием законодательных или исполнительных органов с целью выявления нарушений финансовой дисциплины.

г) проверка состояния финансов предприятий на местах.

20. Инспекция - это:

а) проверка всей финансовой деятельности объекта;

б) проверка состояния финансов предприятий на местах;

в) проверка объекта за предписанием законодательных или исполнительных органов с целью выявления нарушений финансовой дисциплины;

г) общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности бюджетного учреждения, предприятия, ведомства.

21. Определите какая задача не относится к ревизии организаций и учреждений, которые основную свою деятельность осуществляют за счет бюджета:

а) соблюдение бюджетной дисциплины;

б) ревизия текущего счета соответствующего бюджета;

в) правильность ведения учета и отчетности;

г) законность образования и эффективность использования внебюджетных средств.

22. Вневедомственный контроль за исполнением бюджета осуществляет:

а) Государственная финансовая инспекция;

б) Счетная палата;

в) Министерство доходов и сборов;

г) распорядители бюджетных средств;

23. Ответственность за достоверность финансовой отчетности несет:

а) руководитель бюджетного учреждения;

б) главный бухгалтер бюджетного учреждения;

в) руководитель и главный бухгалтер бюджетного учреждения;

г) все ответы верны.

24. Объектом государственного финансового контроля являются:

а) процессы формирования и использования бюджетных ресурсов на уровне отдельных хозяйственных субъектов;

б) процессы формирования и использования бюджетных ресурсов на уровне областей, территориальных единиц, регионов и страны в целом;

в) субъекты хозяйствования и органы управления, деятельность которых связана с использованием бюджетных средств и собственности государства;

г) все ответы верны.

25. В зависимости от источников, которые используются для проведения ревизии, последние называются:

а) сплошными;

б) плановыми;

в) повторными;

г) дополнительными.

26. Определите ревизии по полноте охвата деятельности объекта, который ревизуется:

а) сплошные;

б) комплексные; тематические;

в) выборочные;

г) одиночные.

27. Определите какой элемент не относится к элементам бюджетного контроля:

а) объект и субъект контроля;

б) предмет контроля;

в) формы контроля;

г) методы контроля;

28. В каких органах открываются бюджетные счета?

а) в органах Государственной казначейской службы;

б) в отделениях Национального банка;

в) в банковских учреждениях;

г) все ответы верны.

29. Текущий контроль расходов бюджетного учреждения осуществляется на стадии:

а) оплаты счетов;

б) после проведения платежей;

в) после выполнения работ;

г) выделения ассигнований.

30. К задаче ревизии бюджетных учреждений не относится:

а) соблюдение действующих нормативных актов относительно исполнения бюджетов соответствующих уровней;

б) соблюдение бюджетной дисциплины;

в) сохранность денежных средств и материальных ценностей;

г) правильность ведения учета и отчетности;

31. Предыдущий контроль расходов бюджетного учреждения осуществляется на стадии:

а) принятия обязательств;

б) оплаты счетов;

в) проверки подтверждающих документов;

г) все ответы верны.

32. При сплошной ревизии бюджетного учреждения не проверяют:

а) все документы бухгалтерского учета учреждения;

б) правильность расходования средств на содержание финансовых органов;

в) все стороны финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

г) фактическое наличие денежных средств и материальных ценностей.

33. Государственный финансовый контроль в зависимости от его осуществления делится на:

а) плановый, внеплановый;

б) сплошной, выборочный;

в) комбинированный;

г) внутренний, внешний.

34. В случае выявления отдельных фактов нарушений во время ревизии, проводится:

а) повторная ревизия;

б) дополнительная ревизия;

в) плановая ревизия;

г) внеплановая ревизия.

35. Ревизия, которая проводится на требование органов суда и прокуратуры называется:

а) внеплановой;

б) плановой;

в) дополнительной;

г) повторной.

36. Ответственность за целевое использование бюджетных средств бюджетным учреждением несет:

а) финансовый орган;

б) орган Казначейства;

в) главный распорядитель средств;

г) распорядитель средств.

37. Документ, в котором бюджетное учреждение и контролирующий орган согласовывают показатели или результаты деятельности:

а) справка;

б) акт сверки;

в) акт ревизии;

г) протокол.

38. Бюджетный контроль - это:

а) один из видов финансового контроля, который осуществляется уполномоченными органами и общественностью за обоснованностью показателей бюджета, за эффективностью и целевым использованием бюджетных средств;

б) государственное регулирование объема в денежной наличности в иностранной валюте и его обменного курса к другим иностранным валютам;

в) одна из форм управления финансами, особая сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных подразделах государства.

39. Государственный финансовый контроль не включает:

а) разработку, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней;

б) контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий, учреждений, банков;

в) установление обязательного для всех предприятий, организаций и должностных лиц порядка осуществления финансовой деятельности;

г) контроль негосударственного сектора экономики.

40. Вневедомственный контроль за исполнением бюджета осуществляет:

а) Государственная финансовая инспекция;  

б) Счетная палата;

в) распорядители бюджетных средств;

г) Министерство финансов.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: