Анализ является важнейшим элементом бюджетного процесса, так как проводится на всех его этапах. Его осуществляют финансовые и налоговые органы, ведомства, органы казначейства, контролирующие органы, финансовые службы хозяйствующих структур.
Принципы анализа бюджета базируются на общих принципах экономического анализа. К ним относятся:
- конкретность – предполагает изучение широкого круга показателей, всесторонне характеризующих процессы, связанные формированием и использованием бюджетных фондов.
- системность – реализуется при наличии системы аналитической работы, организованной по срокам, охвату вопросов, приемам и взаимосвязи изучаемых показателей.
- оперативность – должен учитываться при разработке рекомендаций, на основе которых можно оперативно влиять на ализируемые процессы;
- объективность – обоснованный подбор информации, определяющих динамику и тенденции функционирования бюджетного фонда.
Главной целью анализа бюджета является повышение эффективности управления финансовыми ресурсами государства или территории.
|
|
Направления анализа бюджета:
1. Визуальный обзор - изучение состава, основных статей,
наличие профицита или дефицита и др.
2. Вертикальный анализ, в процессе которого осуществляется анализ структуры бюджета, соотношение статей.
3. Горизонтальный анализ позволяет оценить динамику статей бюджета во времени, а также соотношение плана и факта.
4. Трендовый анализ основан на выявлении тенденций на основе вертикального и горизонтального анализа прогнозирования.
5. Анализ индикаторов состояния бюджета – это сравнение различных бюджетов между собой, а также с желаемым состоянием – т.е. ориентир на цель.
6. Оценка потенциала доходов с учетом прогноза налоговых поступлений, возврата долгов, инвестиционного потенциала и доходов бюджета от использования собственности.
7. нализ расходов бюджета с учетом определения их приоритетности, исходя из потребности населения.
Наиболее распространенным методом анализа исполнения бюджета является сравнение, при котором происходит сравнение фактических результатов исполнения бюджета с запланированными. При использовании данного метода в ходе сравнения различных бюджетных периодов необходимо показатели привести к сопоставимости. Это связано с тем, что может поменяться состав доходов и расходов. Кроме того, следует принимать во внимание наличие инфляционных процессов.
Применение метода цепных подстановок анализа бюджета позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
Для принятия решений в области управления территориальными бюджетами особое значение имеет бюджетный анализ с использованием бюджетных коэффициентов – относительных показателей финансового состояния территории, которые выражаются отношением одних абсолютных бюджетных показателей к другим и представляют определенную систему бюджетных индикаторов.
|
|
ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
1. Контроль хозяйствующих субъектов всех форм собственности за соблюдением законодательства о налогах и других платежах осуществляют органы:
а) Государственной финансовой инспекцией;
б) Министерства доходов и сборов;
в) Государственная казначейская служба;
г) все ответы верны.
2. Контроль за взысканием налогов и сборов при перемещении товарами и транспортными средствами границы государства осуществляют органы:
а) Государственной финансовой инспекцией;
б) Государственной казначейской службой;
в) таможенной службы;
г) Министерства доходов и сборов.
3. Объектом государственного финансового контроля являются:
а) процессы формирования и использования бюджетных ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;
б) процессы формирования и использование бюджетных ресурсов на уровне областей, территориальных единиц, регионов и страны в целом;
в) субъекты хозяйствования и органы управления, деятельность которых связана с использованием бюджетных средств и собственности государства;
г) все ответы верны.
4. Независит от государственных управленческих структур, гарантирует конфиденциальность и коммерческую тайну:
а) таможенный контроль;
б) аудиторский контроль;
в) бюджетный контроль;
г) общественный контроль.
5. Принципы аудита государственных финансов изложены:
а) в Лимской декларации организации вышестоящих органов финансового контроля;
б) в Бюджетном кодексе;
в) в Кодексе этики профессиональных контролеров INTOSAI;
г) в Стандартах государственного финансового контроля.
6. Контроль за использованием средств Государственного бюджета от лица Верховной Рады осуществляет:
а) Счетная палата;
б) Государственная казначейская служба;
в) Министерство финансов;
г) Президент.
7. Первым документом, который установил общую схему контроля за бюджетными ресурсами в контексте бюджетного процесса, является:
а) Конституция;
б) Регламент Верховной Рады;
в) Бюджетный кодекс;
г) Стандарты Счетной палаты
8. Проверка соблюдения финансового законодательства является характерной для:
а) принципа законности;
б) принципа независимости;
в) принципа существенности;
г) принципа объективности.
9. В каких направлениях деятельности государства осуществляется финансовый контроль:
а) бюджетная и налоговая деятельность;
б) банковская деятельность и государственный кредит;
в) денежное и валютное обращение;
г) все ответы являются верными.
10. Принцип компетентности состоит в:
а) необходимости высказывать независимую мысль;
б) наличия определенных требований к образованию и стажу работы служебных лиц;
в) необходимости постоянного контроля за деятельностью субъектов;
г) наличия большого количества изменений в законодательстве.
11. Финансовому контролю подлежат:
а) государственные предприятия и организации;
б) государственные органы и учреждения;
в) предприятия частной формы собственности;
г) все предприятия, организации, учреждения любой формы собственности и любых организационно-правовых форм деятельности.
12. Какая функция контроля состоит в изобличении разного рода халатности и неопрятности с финансами:
а) мобилизующая;
б) профилактическая;
в) информационная;
г) конструктивная.
13. Какой характер имеют все контрольные правоотношения:
а) характер согласования;
б) рекомендательный характер;
|
|
в) государственно-властный характер;
г) все ответы верны.
14. Объектом контрольных правоотношений выступает:
а) правовое влияние контролирующего субъекта на подконтрольный объект;
б) контролирующие органы, которые выполняют свои функции в интересах государства;
в) полномочия давать указания обязательного характера;
г) подконтрольные субъекты.
15. В зависимости от времени проведения финансовый контроль делится на:
а) предыдущий, текущий, обобщающий;
б) общегосударственный, ведомственный, аудиторский;
в) предыдущий, текущий, следующий;
г) перманентный, текущий, завершающий.
16. Целью текущего финансового контроля является:
а) снижение возможности возникновения отклонений непосредственно во время деятельности субъектов хозяйствования;
б) окончательная оценка проведенных расходов за текущий бюджетный год;
в) обеспечение объективности, оценка целесообразности принятия или непринятие соответствующего решения, которое касается финансовой деятельности;
г) проверка соответствия проведенных расходов и рассмотренных результатов относительно ассигнованных сумм и определенного в бюджете предмета финансирования.
17. Аудит может проводиться:
а) только по инициативе хозяйствующих субъектов;
б) только в случаях, предусмотренных законодательством;
в) по инициативе хозяйствующих субъектов и в случаях, предусмотренных законодательством;
г) в любых случаях.
18. Основным методом финансового контроля является:
а) ревизия;
б) обследование;
в) инспекция;
г) наблюдение.
19. Проверка - это:
а) обследование и изучение отдельных участков финансово - хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделов;
б) проверка всей финансовой деятельности объекта.
в) проверка объекта за предписанием законодательных или исполнительных органов с целью выявления нарушений финансовой дисциплины.
г) проверка состояния финансов предприятий на местах.
20. Инспекция - это:
а) проверка всей финансовой деятельности объекта;
б) проверка состояния финансов предприятий на местах;
|
|
в) проверка объекта за предписанием законодательных или исполнительных органов с целью выявления нарушений финансовой дисциплины;
г) общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности бюджетного учреждения, предприятия, ведомства.
21. Определите какая задача не относится к ревизии организаций и учреждений, которые основную свою деятельность осуществляют за счет бюджета:
а) соблюдение бюджетной дисциплины;
б) ревизия текущего счета соответствующего бюджета;
в) правильность ведения учета и отчетности;
г) законность образования и эффективность использования внебюджетных средств.
22. Вневедомственный контроль за исполнением бюджета осуществляет:
а) Государственная финансовая инспекция;
б) Счетная палата;
в) Министерство доходов и сборов;
г) распорядители бюджетных средств;
23. Ответственность за достоверность финансовой отчетности несет:
а) руководитель бюджетного учреждения;
б) главный бухгалтер бюджетного учреждения;
в) руководитель и главный бухгалтер бюджетного учреждения;
г) все ответы верны.
24. Объектом государственного финансового контроля являются:
а) процессы формирования и использования бюджетных ресурсов на уровне отдельных хозяйственных субъектов;
б) процессы формирования и использования бюджетных ресурсов на уровне областей, территориальных единиц, регионов и страны в целом;
в) субъекты хозяйствования и органы управления, деятельность которых связана с использованием бюджетных средств и собственности государства;
г) все ответы верны.
25. В зависимости от источников, которые используются для проведения ревизии, последние называются:
а) сплошными;
б) плановыми;
в) повторными;
г) дополнительными.
26. Определите ревизии по полноте охвата деятельности объекта, который ревизуется:
а) сплошные;
б) комплексные; тематические;
в) выборочные;
г) одиночные.
27. Определите какой элемент не относится к элементам бюджетного контроля:
а) объект и субъект контроля;
б) предмет контроля;
в) формы контроля;
г) методы контроля;
28. В каких органах открываются бюджетные счета?
а) в органах Государственной казначейской службы;
б) в отделениях Национального банка;
в) в банковских учреждениях;
г) все ответы верны.
29. Текущий контроль расходов бюджетного учреждения осуществляется на стадии:
а) оплаты счетов;
б) после проведения платежей;
в) после выполнения работ;
г) выделения ассигнований.
30. К задаче ревизии бюджетных учреждений не относится:
а) соблюдение действующих нормативных актов относительно исполнения бюджетов соответствующих уровней;
б) соблюдение бюджетной дисциплины;
в) сохранность денежных средств и материальных ценностей;
г) правильность ведения учета и отчетности;
31. Предыдущий контроль расходов бюджетного учреждения осуществляется на стадии:
а) принятия обязательств;
б) оплаты счетов;
в) проверки подтверждающих документов;
г) все ответы верны.
32. При сплошной ревизии бюджетного учреждения не проверяют:
а) все документы бухгалтерского учета учреждения;
б) правильность расходования средств на содержание финансовых органов;
в) все стороны финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
г) фактическое наличие денежных средств и материальных ценностей.
33. Государственный финансовый контроль в зависимости от его осуществления делится на:
а) плановый, внеплановый;
б) сплошной, выборочный;
в) комбинированный;
г) внутренний, внешний.
34. В случае выявления отдельных фактов нарушений во время ревизии, проводится:
а) повторная ревизия;
б) дополнительная ревизия;
в) плановая ревизия;
г) внеплановая ревизия.
35. Ревизия, которая проводится на требование органов суда и прокуратуры называется:
а) внеплановой;
б) плановой;
в) дополнительной;
г) повторной.
36. Ответственность за целевое использование бюджетных средств бюджетным учреждением несет:
а) финансовый орган;
б) орган Казначейства;
в) главный распорядитель средств;
г) распорядитель средств.
37. Документ, в котором бюджетное учреждение и контролирующий орган согласовывают показатели или результаты деятельности:
а) справка;
б) акт сверки;
в) акт ревизии;
г) протокол.
38. Бюджетный контроль - это:
а) один из видов финансового контроля, который осуществляется уполномоченными органами и общественностью за обоснованностью показателей бюджета, за эффективностью и целевым использованием бюджетных средств;
б) государственное регулирование объема в денежной наличности в иностранной валюте и его обменного курса к другим иностранным валютам;
в) одна из форм управления финансами, особая сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных подразделах государства.
39. Государственный финансовый контроль не включает:
а) разработку, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней;
б) контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий, учреждений, банков;
в) установление обязательного для всех предприятий, организаций и должностных лиц порядка осуществления финансовой деятельности;
г) контроль негосударственного сектора экономики.
40. Вневедомственный контроль за исполнением бюджета осуществляет:
а) Государственная финансовая инспекция;
б) Счетная палата;
в) распорядители бюджетных средств;
г) Министерство финансов.