Содержание практики соотнесено с реальной деятельностью и должностными обязанностями психологов образовательных учреждений (далее ОУ), являющихся базами практики, и включает:
1. Общеорганизационный блок.
· знакомство с системой работы образовательного учреждения (цели, задачи, модель учебно-воспитательного процесса, управление и организация жизнедеятельности ОУ, материально – техническая база);
· знакомство с системой работы психологической службы ОУ (беседы с психологом, социальным педагогом, изучение психологической документации, посещение коррекционных, развивающих занятий, психопрофилактических и просветительских мероприятий);
· знакомство с учащимися и педагогами (посещение учебных занятий, внеклассных и внеурочных мероприятий, беседы с учениками, педагогами).
2. Профессионально-содержательный блок.
· изучение запросов и проблем ОУ, исследование образовательной среды;
· планирование психолого-педагогической работы (составление календарного плана работы на период практики, составление схемы коррекционной программы, конспектов (проектов) психопрофилактических мероприятий для педагогов и родителей учащихся);
· психодиагностическое обследование учащихся (индивидуальное или групповое, в соответствии с запросом);
· реализация программы действий по оказанию психологической помощи;
· оформление психолого-педагогической документации в соответствии с установленными требованиями к документам психологической службы ОУ;
· анализ проведенной работы и составление отчета по результатам практики.
Студенты-практиканты осуществляют работу с детьми ДОУ и школы по следующим направлениям:
· снижение тревожности и агрессивности дошкольников;
· проблема готовности к школе:
· прогноз и профилактика проблем адаптации учащихся 1-х и 5-х классов;
· преодоление неуспеваемости школьников в целом и по отдельным предметам;
· диагностика и профилактика социально-психологических проблем;
· оптимизация личностного развития учащихся;
· профилактика подростковых проблем и др.
Организация деятельности студентов.
Практику «Психолог в системе образования» студенты проходят в ДОУ, школах, гимназиях, лицеях, г. Мурманска и области под руководством преподавателей кафедры психологии МГПУ и педагогов-психологов образовательных учреждений.
За две недели до начала практики проводится установочная конференция для студентов с участием преподавателей-методистов кафедры, педагогов-психологов ОУ, на которой сообщаются цели, задачи, порядок прохождения практики, уточняются диагностические методики и психологические технологии в соответствии с реальной деятельностью ОУ.
В течение практики преподаватель-методист и педагог-психолог осуществляют контроль и оказывают необходимую методическую помощь студентам, для чего назначаются консультации на базе МГПУ и ОУ. Календарные планы работы, схемы коррекционно-развивающих занятий, диагностограммы, конспекты просветительских мероприятий проверяются психологом ОУ и утверждаются преподавателем кафедры.
На заключительной конференции проводится анализ и оценка результатов работы студентов-практикантов.
Ожидаемые результаты.
7. Повышение уровня профессиональной компетентности студентов, освоение профессиональной позиции практического психолога образования.
8. Развитие следующих профессиональных умений:
· анализировать реальные условия и состояние образовательной среды,
· планировать и эффективно осуществлять психолого-педагогическую работу,
· оценивать результаты психолого-педагогической деятельности.
9. Расширение и закрепление практических навыков в области психодиагностики, психопрофилактики и психокоррекции.
Отчетная документация.
1. Учетная карта студента-практиканта, характеристика с оценкой и печатью ОУ (заполняется психологом ОУ, заверяется печатью ОУ и подписью руководителя) (см.приложение 3).
2. Дневник практики с циклограммой работы (см.приложение 2).
3. Коррекционная программа (см.приложение 9).
4. Конспекты просветительских мероприятий.
5. Проекты психопрофилактических мероприятий.
Итоговая аттестация.
Практическую деятельность студента оценивает педагог-психолог образовательного учреждения по следующим параметрам:
· качество профессиональной деятельности практиканта;
· соблюдение рабочего режима ОУ;
· соблюдение этических норм деятельности педагога-психолога.
Преподаватель кафедры оценивает правильность заполнения, теоретическую грамотность и качество представленной отчетной документации.
Общая отметка за практику выставляется на основе анализа и обобщения результатов деятельности студента, заносится в учетную карту, зачетную ведомость и зачетную книжку студента.
Программа комплексной психолого-педагогической практики
Курс
22.
Пояснительная записка
Содержание комплексной психолого-педагогической практики приближено к содержанию профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения. Деятельность студента-практиканта в качестве педагога – психолога регламентирована Декларацией о правах ребенка и Федеральным Законом от 24.07.98 № 124-ФЗ, а также другими нормативными документами, принятыми в сфере образования. Стажерская практика предусматривает работу с детьми всех возрастов (дошкольный возраст, начальная школа, подростковый возраст, старшеклассники) в контексте основных видов деятельности психолога: диагностики, коррекции, консультирования и профилактики.
Освоение практикантами профессиональной позиции психолога будет осуществляться через участие в традиционных направлениях работы школьной психологической службы: развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника, школьная дезадаптация, общение подростков со сверстниками, профессиональное самоопределение, профилактика наркозависимости.
Сроки практики: комплексная психолого-педагогическая (стажерская) практика для студентов проводится на 5 курсе, в течение четырех недель.
Цель практики: освоение студентами профессиональной позиции педагога-психолога образовательного учреждения.
Задачи практики:
1. Сформировать умения и навыки психолого-педагогического обследования учащихся образовательного учреждения.
2. Сформировать умения и навыки планирования, организации и реализации коррекционно-развивающих занятий с детьми.
3. Сформировать умения и навыки в области психологического консультирования.
4. Сформировать умения и навыки в сфере психопрофилактики.