По окончании практики студент составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики университета одновременно с дневником по психолого-педагогической практике, подписанным руководителем практики и заверенной печатью учреждения.
Содержание отчета студента определяется программой практики и индивидуальным заданием. Отчет о практике должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики, а также описание структуры организации, ее деятельности, выводы и предложения.
Отчеты студентов рассматриваются руководителями практики от учебного заведения и организации базы практик.
Руководители практики дают краткий отзыв о работе каждого студента, отмечая в нем выполнение студентом программы практики, отношение к работе, трудовую дисциплину, овладение педагогическими навыками и участие в научно-исследовательской работе.
Студенту, отстраненному от практики, или работа которого на педагогической, практике признана неудовлетворительной, по разрешению совета факультета назначается повторное прохождение практики (без отрыва от учебных занятий).
Руководители практики представляют письменный отчет о проведении практики, предложения по дальнейшему улучшению организации практики и содержанию программы.
Критерии оценки практики:
Критериями оценки практики являются:
· обязательное прохождение всех этапов практики;
· овладение умениями и навыками, предусмотренными программой практики;
· мера самостоятельности и творчества студента в разработке содержания и методике ведения всех форм работы;
· умение творчески применять теоретические знания в практической работе;
· степень методической зрелости студента;
· содержание, качество и оформление документации;
· своевременность предоставления документации руководителю и на кафедру;
· отношение студента к проводимым мероприятиям и практике в целом (проявление активности и дисциплинированности в ходе практики, мера активности приобщения к методической работе, техническое и методическое оснащение урока, использование инноваций и пр.).
При подготовке специалистов любого профиля, в том числе и педагогов-психологов, необходимо учитывать следующие положения:
· процесс профессиональной подготовки педагога-психолога должен быть направлен на овладение профессиональной культурой, включающей в себя знание психологии, практическое применение полученных теоретических знаний, умение творчески решать новые профессиональные задачи и эмоциональное отношение к профессиональной деятельности;
· основой профессиональной подготовки преподавателя психологии является профессиональная направленность на преподавательскую деятельность, проявляющаяся в освоении методического мастерства;
· система профессиональной подготовки должна быть направлена не на пассивную передачу знаний, а на развитие педагога-исследователя;
· в процессе профессиональной подготовки развивать основные умения преподавательской деятельности: проектировочные (умения спроектировать, спланировать любой вид работы), адаптационные (умения применить свой план в конкретных учебных условиях), организационные (умения организовать любой вид работы), мотивационные (умения мотивировать студентов к учебной деятельности), коммуникативные (умения общаться на занятиях и вне их), умения контроля и самоконтроля, познавательные (умения вести исследовательскую деятельность) и вспомогательные;
· одной из ведущих задач вуза является формирование личности педагога. Личностный подход определяет гуманизацию отношений, которые должны осуществляться на уровне «личность-личность»;
· система профессиональной подготовки должна способствовать фундаментализации образования, т.е. выпускник должен овладеть самыми современными основами знаний ведущей специальности;
· система профессиональной подготовки преподавателя должна обеспечивать широкое общегуманитарное образование;
· система профессиональной подготовки преподавателя психологии должна обеспечивать высокий уровень практического владения методическим (профессиональным) мастерством;
· профессиональная подготовка должна стремиться к интегративности, ведущей к интеграции нескольких специальных дисциплин в одну; интеграции разных курсов психологии, педагогики и методики; интеграции теоретической и практической подготовки;
· система профессиональной подготовки преподавателя психологии должна обеспечивать каждому студенту возможность индивидуальной самореализации.
· профессиональная подготовка будущего преподавателя психологии должна убедить его в социальной значимости предмета.
· профессиональная подготовка должна предусматривать не только дифференцированную оценку знаний, но и дифференцированную оценку профессиональных умений, профессионального мастерства.
В процессе производственной практики студенты должны опираться на основополагающие принципы организации образовательного процесса:
· принцип связи с жизнью, теории с практикой;
· принцип единства обучения, воспитания и развития;
· принцип наглядности в обучении;
· принцип доступности и посильности в обучении;
· принцип развивающего обучения.
Требования к базам практик:
Практика может проходить как в общеобразовательных школах, так и в школах с углубленным изучением предметов, гимназиях, лицеях, колледжах, дошкольных учреждениях, центрах психологической помощи и поддержки населения. Учебное заведение должно отвечать следующим требованиям: иметь хорошую материальную базу, администрация и педагогический коллектив данного учебного заведения должны выразить готовность принять студентов на практику в заявленные сроки.
образец
Приложение 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(МГПУ)
ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Студента _______________________________________________________
Факультет ______________________________________________________
Курс, форма обучения _____________________________________________
Наименование практики__________________________________________