Схема дневниковой записи для практики в педагогическом колледже

Дата Курс, класс Предмет Тема, цели урока Этапы уро­ка Деятельность преподавате­ля Деятель ность учащихся Психолого-педагоги­ческий анализ урока (внеклассного меро­приятия)
             

Приложение 9

Методические рекомендации к составлению

Коррекционной программы

Основные требования к составлению коррекционной программы

1. Четко формулировать цели и задачи коррекционной программы.

2. Выбрать стратегию и тактику проведения работы.

3. Определить форму работы (индивидуальная, групповая, смешанная).

4. Выбрать методы и техники работы.

5. Определить время, частоту, длительность работы.

6. Разработать общую программу и содержание занятий.

7. Планировать в работе участие других лиц (педагогов, родителей, специалистов разного профиля).

8. Обеспечить адекватные методы контроля динамики коррекционного процесса.

9. Подготовить необходимые материалы, для внесения дополнений и изменений в программу при возможных затруднениях.

 

Общая характеристика составления коррекционной программы

При составлении программы необходимо придерживаться основной схемы:

· констатировать наличное состояние клиента (группы);

· наметить цели работы;

· определить средства для достижения желаемого результата.

Для коррекционной программы необходимо продумать методы оценки эффективности. Рекомендуется использовать сочетание разных методов для сопоставления: наблюдение родителей, педагогов, учеников, оценка независимых экспертов, тестовые процедуры, методы основанные на самоотчете.

Составление программ может быть стандартизированное (четко расписанные этапы коррекции), или свободное (поисковый характер работы, цели работы определяются по результатам каждого занятия, индивидуализация работы).

 

Модель стандартизированной коррекционной программы

Диагностический блок

Цель - выявить индивидуально-типологические проявления нарушений учащихся, проследить взаимосвязь нарушения с реальными достижениями учеников, положением в группе, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1. Уточнить запрос заинтересованных лиц.

2. Определить критерии оценки проявлений нарушения.

3. Составить план исследования проблемы.

4. Определить основные стратегические линии коррекционной работы: коррекционная группа, индивидуальная коррекция, консультирование родителей, учителей.

5. Разработка основных коррекционных подходов.

Подбор методик проводить на основе запроса родителей, учителей, классного руководителя. По итогам диагностического заключения составить “портрет” группы учеников или ученика.

Установочный блок.

Цель - создать установку у детей и родителей на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные ме­ханизмы.

Методы:

· собрание родителей, обсуждение основных направлений работы с такими детьми дома;

· индивидуальные беседы с родителями с целью создания установок на коррекционную работу с детьми;

· проведение индивидуальной беседы с учениками с элементами коррекции, определение необходимости групповой работы;

· комплектование коррекционной группы.

Коррекционный блок

Цель - постепенное устранение симптомокомплекса, по­вышение уверенности в себе, уровня адаптированности к различным видам деятельности и взаимоотношениям.

Методы:

· изменение отношения учителей к проблемам детям (создание си­туаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, при­влечение детей к оценке себя с акцентом на положительные стороны);

· рациональное объединение учеников для выполнения определенной дея­тельности;

· активизация положительного “общественного мнения”, позитивных оце­нок других учеников;

· обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком до­ма, нацеливание их на изменения отношения к ребенку;

· использование специальных психотерапевтических форм, методов и приемов (психогимнастика, релаксация, игротерапия, тренинг и др.).

При составлении коррекционных занятий необходимо подобрать игры и психотехники, сответствующие основной проблеме:

· игры –активаторы,

· игры, ориентированные на получение обратной связи,

· игры социально-перцептивной направленности,

· коммуникативные игры,

· техники, ориентированые на решение проблем,

· медитативные техники.

Оценочный блок.

Цель - оценка эффективности проведенной коррекционной работы.

Методы - используются методы диагностического блока, прослежива­ются изменения по всем параметрам (внешнее проявление неуверенности, из­менения по тестовым ладным, по отзывам родителей и воспитателей, по по­вышению статуса в группе).

К психокоррекционной программе подготовить приложение, с указанием конкретных психодиагностических методик и упражнений по ре­лаксации, психогимнастике, тренинга и др.

 

Приложение 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: