Неполадки в работе питательных насосов, которые могут привести к аварийной остановке котла, их причины и способы устранения приведены в паспортах и технических описаниях насосов

Для обеспечения надежной работы питательных насосов завод-изготовитель гарантирует их исправную работу с учетом использования запасных частей не менее 12 мес. со дня ввода в эксплуатацию для конденсатных насосов с подачей до 20 м3 /ч и не менее 24 мес. для всех остальных насосов при условии соблюдения правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

Консервация насосов, запасных частей производится таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от коррозии при транспортировании и хранении без переконсервации в течение двух лет. Кроме того, все отверстия, присоединительные фланцы и патрубки насоса закрывают пробками или заглушками, а ответственные разъемы и отверстия входного и напорного патрубка пломбируются.

В насосах массой более 1000 кг или на их фундаментных рамах (плитах) предусматриваются регулирующие устройства для выверки их положения на фундаменте и месте для установки уровня. Места для установки уровня указываются на монтажном чертеже. До опробования насоса отдельно пускается электродвигатель с целью проверки направления вращения, отсутствия вибрации, температуры подшипников, после чего полумуфты соединяются, и опробуется совместная работа электродвигателя с насосом вначале на холостом ходу, а затем под нагрузкой. Колеса и роторы в сборе необходимо отбалансировать. Среднеквадратическое значение вибрационной скорости, измеренной на корпусах подшипников насоса, не должно быть более 7 мм/с при изготовлении и 11 мм/с - при эксплуатации, а температура металла и масла подшипников не должна быть более, чем на 35-40 ОС выше температуры окружающего воздуха. Необходимо обеспечить во время работы питательных насосов непрерывный надзор за их исправным состоянием.

Регулярно проверять контрольно-измерительные приборы насосов, поддерживать давление питательной воды после насосов и контролировать давление воды перед насосом в соответствии с Инструкцией по эксплуатации насоса. Вывесить у задвижек на нагнетательных патрубках насосов плакаты с надписью, что разгрузочную линию необходимо включить:

-при пуске насоса;

-при работе на холостом ходу;

-при снижении нагрузки до предельно допустимой по надежности работы насоса согласно производственной инструкции, но не ниже 20% его номинальной производительности.

Кроме того, иметь на рабочих местах схему питательных и деаэрационных установок со всем, относящимся к ним оборудованием и арматурой, инструкции по обслуживанию установок, связанных с питанием паровых котлов.

В инструкции обязательно указываются порядок действия персонала по предупреждению и ликвидации возможных неполадок и аварий.

Не допускается включение в работу питательного насоса, а также его работа на холостом ходу, при закрытой задвижке на стороне нагнетания без перепуска воды по линии рециркуляции (разгрузки) более трех минут.

Важно следить, чтобы у резервных питательных насосов были открыты задвижки на всасывающих и нагнетательных патрубках.

При выводе насоса в ремонт или в резерв необходимо отключать его электродвигатель только после закрытия нагнетательной задвижки (с предварительным открытием линии рециркуляции).

Если питательный насос остается в резерве, необходимо после полной его остановки вновь открыть задвижку на нагнетательном патрубке и проверить, не вращается ли ротор двигателя.

Если в случае неплотности обратного клапана насос вращается в обратном направлении, то надо немедленно закрыть нагнетательную задвижку у насоса и вывести его в ремонт.

Необходимо оборудовать АВР - автоматическое устройство для запуска резервного насоса при снижении давления в напорной магистрали и периодически, по графику, проверять его действие (обязательно для всех питательных насосов с электроприводом).

Кроме того, устанавливают от каждого питательного насоса отдельную рециркуляционную (разгрузочную) линию с ограничительной шайбой, подключенную к деаэратору или питательному баку (но не во всасывающую линию питательных насосов). Отвод в линию разгрузки делается до обратного клапана насоса. Если разгрузочные линии для однотипных насосов объединены, то на каждой из них устанавливается обратный клапан.

Объединение разгрузочных линий электро- и турбонасосов запрещается!

Нельзя допускать при работе питательных насосов повышения температуры подшипников и их приводов выше 70oС, при необходимости заменить смазку в подшипниках или в системе смазки.

Шум и удары в насосе наблюдаются при:

-при неправильной расточке соединительных полумуфт;

-статическом прогибе вала;

-стуке подшипников;

-витковом замыкании в электродвигателе;

-задевании рабочего колеса за уплотнения;

-при недопустимом нагревании подшипников;

- при появлении кавитации.

Заметное снижение производительности насоса через некоторое время его нормальной работы может быть вызвано:

-увеличением щелевых потерь внутри насоса;

-повышением температуры воды;

-большим сопротивлением трубопровода на всасе (запаривание насоса);

-засорением рабочего колеса и его износом;

-попаданием воздуха в насос и всасывающий трубопровод.

Питательные насосы размещают ниже баков питательной воды деаэраторов во избежание разрыва потока горячей воды вследствие ее вскипания. Образование паровых пузырей во всасывающем патрубке насоса приводит к гидравлическим ударам в питательных трубопроводах и срыву подачи воды насосом, что может вызвать аварию.

Основными причинами "запаривания" ПЭН являются:

1. Резкое снижение уровня воды или давления в деаэраторе;

2.Резкое снижение расхода питательной воды при закрытой линии рециркуляции;

3.Резкое повышение подачи питательной воды насосом при засорении сетки на всасе;

4.Повышение сопротивления на линии разгрузки из камеры гидропяты;

5.Увеличение протечек через камеру гидропяты.

Рассмотрим только две основные причины, т.к. ни в коем случае нельзя допускать "запаривания" насоса, что может быстро привести к его выходу из строя.

1. Резкое снижение уровня воды или давления в деаэраторе.

Это может быть вызвано при:

1.1.недостоверности показаний электронного уровнемера, проверить его и продублировать по уровнемерному стеклу, установленного в аккумуляторном баке питательной воды;

1.2. засорении фильтрующей сетки на всасе насоса.

Фильтрующая сетка на всасе ПЭН имеет два конических корпуса, вставленные один в другой, между которыми зажата латунная сетка. Внутренний конический корпус сетки состоит из вертикальных проволочных стержней диаметром 6,0 мм с навитой на них проволокой диаметром 1,0 мм. Наружный конический корпус сетки выполнен из перфорированной листовой стали толщиной 4,0 мм с 22000 отверстиями диаметром 4,0 мм.

Для периодической продувки фильтра и его промывки имеются два патрубка подвода основного конденсата от конденсатных насосов и отвода грязи из нижней части фильтра. Продувку можно делать при работающем насосе, а промывку только на остановленном насосе;

1.3.закрытии регулирующего клапана подачи основного конденсата.

Срочно проверить на БЩУ собрана ли схема на электроприводе регулятора, немедленно связаться с обходчиком машиниста по деаэраторам, потребовать вручную открыть байпас регулятора и проверить открытие арматуры подачи основного конденсата через охладитель выпара деаэратора. Резкое снижение уровня питательной воды в аккумуляторном баке деаэратора при работающем питательном насосе, может привести к образованию воронки на всасе насоса и к его срыву, т.к. насос на водяном паре работать не может;

1.4. закрытии регулятора греющего пара в деаэратор ведет к снижению давления пара в его корпусе. Срочно открыть байпас регулятора, проверить вручную работу самого регулятора;

1.5. не санкционированном открытии электрозадвижки подачи холодной химобессоленной воды в деаэратор для аварийной подпитки и предпускового заполнения деаэратора. Это ведет к резкому снижению давления пара в деаэраторе и может привести к вскипанию всего объема воды в корпусе деаэратора и к его разрушению.

2. Резкое снижение расхода питательной воды при закрытой линии рециркуляции. Это может быть вызвано при:

2.1. неправильном показании расходомера, проверить его показания;

2.2. самопроизвольном закрытии напорной задвижки от короткого замыкания в её электроприводе;

2.3.обрыве соединительной муфты электродвигатель-насос. Срочно проверить токовую нагрузку электродвигателя. При обрыве муфты амперметр будет показывать ток холостого хода электродвигателя, т.е. меньше номинального тока. На напорном патрубке насоса установлен механический обратный клапан, который служит для предотвращения "запаривания" насоса при снижении расхода питательной воды. Обратный клапан оборудован автоматической линией рециркуляции, обеспечивающей расход не менее 30% от номинального расхода насоса при закрытой напорной задвижке.

"Запаривание" насоса выражается возникновением металлического контакта между неподвижными и вращающимися частями насоса в результате разрыва сплошности потока воды, от чего появляется интенсивное парообразование в насосе. При "запаривании" наблюдаются сильные удары и шумы на входе воды в насос, снижение давления на напоре насоса, резкое колебание токовой нагрузки электродвигателя насоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: