II. Управление самостоятельной работой студентов в ходе подготовки и оформления экономической части дипломного проекта (Методические советы дипломникам)

 

II.1 Как подготовиться к разработке экономической части дипломного проекта?

Дипломное проектирование является существенным этапом в овладении студентами научными знаниями и навыками исследовательской работы с использованием приобретенных знаний. Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, углубленное изучение одной из отраслей техники, развитие расчетно-графических навыков и овладение навыками самостоятельного решения инженерных задач. Дипломный проект позволяет проверить умение студента применять полученные знания при решении инженерных и производственных задач, дает возможность проявить свои творческие способности. Тематика дипломных проектов весьма разнообразна и отражает широкий спектр актуальных проблем развития энергетики. В представленном разделе пособия содержатся необходимые материалы по организации и оформлению экономической части дипломных проектов, которые основываются на имеющихся руководящих методических материалах и отражает опыт подготовки специалистов на кафедре СГН и ЦПП ВФ МЭИ (ТУ).

В дипломном проекте наличие экономического обоснования эффективности предлагаемого решения является обязательным. Работа над экономической частью дипломного проекта должна выполняться студентом самостоятельно под руководством научного руководителя и при участии консультантов. Как показывает опыт, высокая оценка при защите дипломного проекта, гарантируется тем студентам, которые выбрали направление научного интереса задолго до последнего курса. Сперва, на условиях полной добровольности начали разрабатывать ее в кружках научного студенческого сообщества, получая первый опыт научно-исследовательской практики, помощь единомышленников, консультации научного руководителя. Затем продолжали исследование темы, работая над рефератами и курсовыми как основой будущей дипломного проекта, углубляя и расширяя ее содержание до уровня дипломной работы.

Экономическая часть дипломного проекта пишется с использование материалов исследования сравнительной эффективности нововведения и заменяемого аналога, на основе изучения экономической теории. Целью экономической части дипломного проекта является показ студентом своего умения проявить исследовательский подход к явлениям действительности на примере решения какой-то локальной проблемы в рамках избранной темы. Написание экономической части дипломного проекта является продолжением учебы, т.к. здесь студент овладевает новыми знаниями, умениями и навыками - путем исследования познает новое в изучаемой профессии, овладевает начальными умениями и навыками научно-исследовательской работы, что является одной из целей обучения в техническом университете.

 

II.2 Какие требования предъявляются к экономической части дипломного проекта?

 

Во-первых, студент должен продемонстрировать не только знание экономической теории, изученной по книгам и лекциям, а умение творчески использовать эти знания для исследования реальных инженерных проблем, с которыми может столкнуться в своей профессиональной деятельности. Т.е. проявить исследовательский подход к изучению и объяснению экономической эффективности предлагаемых нововведений, представляющих проблему, трудно разрешимую привычными средствами.

Во-вторых, студент обязан проявить достаточную самостоятельность в раскрытии темы (исключаются переписывания и компиляции из готовых работ различных авторов). Если студент и берет в качестве источника научные труды, отчеты и т.п., то он перерабатывает их содержание применительно к теме своей работы. Он может взять какое-то теоретическое положение или исследовательскую методику, использовать в своей работе с обязательной ссылкой на источник.

В-третьих, в экономической части дипломного проекта должна соблюдаться строгая логика исследования: выбор проблемы и ее формулировка в качестве темы исследования данного раздела; описание сути проблемы (в чем она состоит, какие конкретные трудности в ее решении встречают практики); анализ проблемы с точки зрения экономической науки; выводы из анализа экономической эффективности нововведений, объяснение причин возникновения и существования возможных экономических потерь и рекомендации автора о том, как можно было бы попытаться повысить экономическую и социально-экономическую эффективность предлагаемого в дипломном проекте решения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: