Введение. Здесь необходимо раскрыть актуальность проблемы как для науки, так для агропромышленного комплекса; цель и задачи исследований, методы и приемы исследований по теме; краткую характеристику объекта исследований и исходных материалов, в том числе и научные исследования студента. Объем введения 1-2с.
Обзор литературы. Состояние изученности темы в отечественной и мировой литературе. Необходимо обратить внимание на теоретические и методологические аспекты вопроса. Обязательно должны быть представлены официальные материалы: законы, указы, решения, постановления по данной проблеме. Желательно рассмотреть развитие данной проблемы в хронологическом порядке. В этом разделе нужно выделить различные точки зрения ученых, научные направления. Литературу прорабатывать нужно не только экономическую, но и технологическую. В заключении, как правило, проводятся экономические расчеты или показатели и выводы организационно-экономического характера.
Для работы с литературой нужно заготовить карточки, в которые вначале заносят библиографические данные источника, узловые моменты и выдержки, имеющие отношение к данной проблеме. Затем карточки или положения источников систематизируют. Для работы с литературой необходимо отобрать 8-15 литературных источников. Работу начинают с изучения учебников, пособий и методической литературы, где изложена суть, основа проблемы. Научная литература дает более углубленное изучение вопроса, степень его проблемности. Научные статьи имеются в сборниках научных работ, журналах, газетах, научно-технической информации. Названия статей систематизированы в указателях отечественной и иностранной литературы, а также в последних годовых номерах журналов. Объем раздела 9-12с.
|
|
Аналитическая часть. В этой части студент освещает современные состояния рассматриваемой проблемы, для чего используют фактические материалы объекта исследований не менее чем за 5 лет. Определяют экономическую эффективность, изучают влияние различных факторов на конечные результаты. Получение производственные показатели по конкретному хозяйству сравнивают с показателями передового хозяйства, данными по району, области Республики, а также Мирового хозяйства. Не допускается простая переписка данных годового отчета. Необходима обработка материалов и целенаправленный их анализ.
Содержание этого раздела зависит от особенностей темы работы. Для большинства курсовых работ можно порекомендовать следующую структуру:
- место и значение отрасли в экономике хозяйства, района, области, связь с другими отраслями;
|
|
- динамика показателей за последние годы;
- показатели эффективности производства (урожайность культур, продуктивность животных, себестоимость продукции и ее структура, трудоемкость, цены реализации, рентабельность и др.).
Объем этого раздела 9-13с.
Третий раздел (конструктивная часть курсовой работы) по глубине изложения вопросов должен быть центральным. Он посвящается разработке и обоснованию студентом своих предложений по увеличению производства продукции, эффективному использованию ресурсов, улучшению качества, сокращению потерь продукции, снижению ее себестоимости, росту производительности труда и т.д. Целесообразность и реальность рекомендуемых мероприятий должны быть подкреплены соответствующими расчетами или фактическими данными. С этой целью здесь широко используются такие экономические методы исследований, как статистическая группировка вариантных расчетов, корреляционный и регрессионный анализ. Они позволяют разделить сложные и многообразные формы экономических явлений и процессов на сравнительно однородные группы. Группировочные признаки и подразделяют на факториальные и результативные. Первыми являются структура сельскохозяйственного производства (специализации), площадь сельскохозяйственных угодий и их качество, плотность и др. Результативные – урожайность культур, продуктивность животных, себестоимость единицы продукции, уровень рентабельности и др. Результативная группировка, как прием экономического анализа, позволяет определить факторы, влияющие на конечный результат и тенденции их изменения (возрастает - уменьшается; снижается – повышается и т.д.). Количественное влияние факторов на результаты и степень их совместного воздействия (в процентах) определяется с помощью корреляционно-регрессионного метода. Расчеты этого метода по стандартным программам выполняются на ЭВМ.
В связи с большим разнообразием тематики и объектов исследования этот раздел курсовой работы будет отличаться индивидуальностью как по содержанию, так и по форме изложения материала.
При обосновании резервов производства (перспектив развития) используют расчетно-конструктивный метод. С его помощью разрабатываются варианты решения исследуемых проблем и выбираются экономически эффективные, которые обеспечивают лучшее использование производственных ресурсов. Объем этого раздела должен быть не менее 8-10с.
Выводы и предложения являются логическим завершением курсовой работы. Они должны быть конкретны и вытекать из результатов проведенного анализа. Обычно их бывает не менее 5-7 пунктов. В них отражается современное состояние проблемы и главные пути ее решения с использованием ресурсов (каких и сколько).
Далее помещается библиографический список использованной литературы, который оформляется согласно требований ГОСТа.
Примерный объем курсовой работы 30-35 с. рукописного текста.