Цель эмпирического уровня познания – установить факты и определить закономерности связей между ними.
Цель теоретического уровня – объяснить факты и обосновать новое знание.
Переход от опыта к теоретическому уровню познания происходит в определенной последовательности.
Факт, проблема, гипотеза, теория – это формы научного знания.
Переход от факта к проблеме – первая ступень, от проблемы к гипотезе – вторая и т.д.
Проблема – известное, но нерешенное противоречие между данными опыта и теории, между выводами разных теорий и т.д.
Для объяснения проблемы создается гипотеза как предположение о возможном состоянии явлений реального мира. Предполагать можно все, что угодно. Можно предположить, например, что Луна сделана из щвейцарского сыра (Е.Шварц) и выстраивать на основе такого предположения стратегию действий в определенной области. Значение гипотезы в том, что она становится основой для дальнейших этапов познания. Для того, чтобы избежать многозначности и ошибок в методологии научного познания используются критерии достоверности предположения. Гипотеза как форма знания должна соответствовать общим критериям:
|
|
1) не должна противоречить известным теориям;
2) не должна противоречить известным фактам;
3) должна объяснять новую область фактов.
Через логико–математическое обоснование или подтверждение в опыте гипотеза может получать статус теории (3 ступень). Теория не является самоцелью познания. Она создается для объяснения (по крайней мере, для интерпретации) данных опыта. Сложной представляется 4-я ступень познания. Она предполагает процедуру (правила) перевода положений теории на язык опыта (реальности).
В современной методологии познания не утихают споры по
поводу разных моделей познания. Среди них – линейная (куммулятивистская) и цикличная (концепция научных революций) модели познания. Цикличной модели соответствует последовательность этапов познания схемы №1. Если 4- й из этапов показывает несоотвествие теории фактам, то появляется основа для научной революции. Если из схемы №1 убрать этап 4 – й и снова воспроизводить искомую последовательность этапов, по сути, в бесконечность, то это будет соответствовать куммулятивистской (накопительной) модели познания.
На каждой из ступеней познания используют определенные методы познания. Первой ступени соответствуют:
1) анализ (разложение) и синтез (соединение);
2) статистические методы обработки данных опыта;
На второй и третьей ступени – методы построения и обоснования знания. Есть обшенаучные и всеобщие методы познания. Общенаучные методы:
|
|
1) Идеализация. Любое явление обладает множеством свойств. Изучать все сразу невозможно. Для изучения выделяют определенную область и создают «идеальный объект» (например: абсолютно твердое тело – физика, стоимость – классическая политэкономия и т.д.);
2) Формализация. Выделяют только те свойства, которые должны соответствовать цели исследования
3) Математизация, т.е. использование средств математики для цели познания;
4) Моделирование.
Всеобщие методы познания:
1. Метод взаимосвязи исторического и логического и исторического Исторический метод – анализ истории (эволюции) знания. Логический метод предполагает исследование логики истории знания(почему именно таким образом происходила эволюция знания);
2. Метод перехода от абстрактного к конкретному (Г. Гегель, К. Маркс);
3. Методы и правила индуктивного пути познания;
4. Методы и правила дедуктивного пути познания.
5. В ХХ веке усилиями К. Поппераполучил признание гипотетико-дедуктивный путь познания.
Что – же изменилось в представлениях о началах и мотивах познания? Мыслители прошлого выражали их скорее в эмоциональной форме, нежели в форме научных утверждений. Познание начинается с удивления (Аристотель, И. Кант), с сомнения (Декарт) и т.д. Поэтапный анализ ступеней перехода от опыта к теории позволяет перевести «удивление» и «сомнение» классиков на язык методологии познания. Согласно идеям К. Поппера, научное познание начинается с выдвижения гипотезы, её исследования и обоснования. В технологической концепции познания В.Ф. Юлова логический путь исследования реализуется в последовательности этапов «проблема – метод – результат».