Тема № 20. Конфликты и пути их разрешения

Конфликт (от лат. confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в. мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства.

Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Эти причины и являются движущей силой развития общества, они выполняют ее полезные функции. Многие видные мыслители прошлого говорили, что конфликт находится внутри человека и что человек является главным носителем конфликта. Ральф Дарендорф: «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники».

Основные этапы анализа конфликта:

На первом этапе анализируется развитие конфликта во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним:

1. объект конфликта, т.е. конкретная причина, мотив, движущая сила конфликта, то из-за чего он произошел;

2. состав участников конфликта – противоборствующие  стороны, подстрекатели, пособники, организаторы, посредники, судьи;

3. исторические корни конфликта;

4. непосредственный повод конфликта, т.е. описание конкретных событий приведших к конфликту;

5. уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта.

Второй этап анализа – изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта, т.е. продвигают его на новую ступень эскалации или искусственно задерживают его продвижение.

Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.

Четвертый этап анализа – прогнозирование конфликта, т.е. разработка вероятностных, научно обоснованных суждений относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.

Пятый этап анализа – разрешение конфликта, т.е. процесс решения проблем, действительных его причин.

Типология конфликтов:

С учетом мотивации и субъективных восприятий ситуации:

1. ложный, когда субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;

2. потенциальный, когда существуют реальные основания для возникновения конфликта, но ни одна из сторон не осознали ситуацию как конфликтную;

3. истинный, т.е. реальное столкновение между сторонами.

По участникам:

а. внутриличностный;

б. межличностный;

в. между группой и личностью;

г. между группами личностей;

д. между организациями;

е. между слоями и классами;

ж. между государствами.

Стадии конфликта:

1. Предконфликтная стадия – рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта.

2. Собственно конфликт – начало открытого противоборства сторон, что является результатом конфликтного поведения.

3. Разрешение конфликта – возможно несколько способов их завершения:

а. устранения объекта конфликта;

б. замена одного объекта другим;

в. устранение одной стороны участников конфликта;

г. изменение позиции одной из сторон;

д. изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;

е. получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий;

ж. недопущение взаимодействия участников;

з. приход участников к единому решению или обращение к арбитру.

4. Послеконфликтная стадия – в зависимости от степени удовлетворенности сторон договоренностями это может быть «мир», «временная передышка», «обескровлевание», она знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения, новое видение проблем, новую оценку сил.

 

 

Методы управления конфликтом по К. Томасу

1. Соперничество (принуждение) – субъект пытается заставить других признать свою точку зрения и удовлетворить свои интересы во что бы то ни стало.

2. Уход от конфликта – субъект покидает «сцену» физически, психически, экономически и др.

3. Приспособление (уступчивость) – отказ о собственных интересов и максимальное удовлетворение интересов другой стороны.

4. Компромисс – поиск взаимоприемлемого решения путем взаимных уступок.

5. Сотрудничество – стороны вместе ищут наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

Положительные функции конфликта:

а. вскрывает и разрешает противоречия, способствование общественному развитию;

б. стабилизация и интеграция внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижение социального напряжения;

в. увеличение интенсивности общественных связей и отношений;

г. получение информации об окружающей среде;

д. создание и поддержание баланса сил;

е. выявление позиций, интересов и целей участников конфликтов.

Отрицательные функции конфликта:

а. приводит к беспорядку и нестабильности;

б. используются насильственные методы;

в. возникает угроза жизни и здоровью людей;

г. большие материальные и моральные потери;

д. сворачивается взаимодействие между сторонами конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: