Конфликт (от лат. confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в. мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства.
Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Эти причины и являются движущей силой развития общества, они выполняют ее полезные функции. Многие видные мыслители прошлого говорили, что конфликт находится внутри человека и что человек является главным носителем конфликта. Ральф Дарендорф: «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники».
Основные этапы анализа конфликта:
На первом этапе анализируется развитие конфликта во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним:
|
|
1. объект конфликта, т.е. конкретная причина, мотив, движущая сила конфликта, то из-за чего он произошел;
2. состав участников конфликта – противоборствующие стороны, подстрекатели, пособники, организаторы, посредники, судьи;
3. исторические корни конфликта;
4. непосредственный повод конфликта, т.е. описание конкретных событий приведших к конфликту;
5. уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта.
Второй этап анализа – изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта, т.е. продвигают его на новую ступень эскалации или искусственно задерживают его продвижение.
Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.
Четвертый этап анализа – прогнозирование конфликта, т.е. разработка вероятностных, научно обоснованных суждений относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.
Пятый этап анализа – разрешение конфликта, т.е. процесс решения проблем, действительных его причин.
Типология конфликтов:
С учетом мотивации и субъективных восприятий ситуации:
1. ложный, когда субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;
2. потенциальный, когда существуют реальные основания для возникновения конфликта, но ни одна из сторон не осознали ситуацию как конфликтную;
3. истинный, т.е. реальное столкновение между сторонами.
По участникам:
а. внутриличностный;
б. межличностный;
|
|
в. между группой и личностью;
г. между группами личностей;
д. между организациями;
е. между слоями и классами;
ж. между государствами.
Стадии конфликта:
1. Предконфликтная стадия – рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта.
2. Собственно конфликт – начало открытого противоборства сторон, что является результатом конфликтного поведения.
3. Разрешение конфликта – возможно несколько способов их завершения:
а. устранения объекта конфликта;
б. замена одного объекта другим;
в. устранение одной стороны участников конфликта;
г. изменение позиции одной из сторон;
д. изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;
е. получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий;
ж. недопущение взаимодействия участников;
з. приход участников к единому решению или обращение к арбитру.
4. Послеконфликтная стадия – в зависимости от степени удовлетворенности сторон договоренностями это может быть «мир», «временная передышка», «обескровлевание», она знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения, новое видение проблем, новую оценку сил.
Методы управления конфликтом по К. Томасу
1. Соперничество (принуждение) – субъект пытается заставить других признать свою точку зрения и удовлетворить свои интересы во что бы то ни стало.
2. Уход от конфликта – субъект покидает «сцену» физически, психически, экономически и др.
3. Приспособление (уступчивость) – отказ о собственных интересов и максимальное удовлетворение интересов другой стороны.
4. Компромисс – поиск взаимоприемлемого решения путем взаимных уступок.
5. Сотрудничество – стороны вместе ищут наилучший вариант решения конфликтной ситуации.
Положительные функции конфликта:
а. вскрывает и разрешает противоречия, способствование общественному развитию;
б. стабилизация и интеграция внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижение социального напряжения;
в. увеличение интенсивности общественных связей и отношений;
г. получение информации об окружающей среде;
д. создание и поддержание баланса сил;
е. выявление позиций, интересов и целей участников конфликтов.
Отрицательные функции конфликта:
а. приводит к беспорядку и нестабильности;
б. используются насильственные методы;
в. возникает угроза жизни и здоровью людей;
г. большие материальные и моральные потери;
д. сворачивается взаимодействие между сторонами конфликта.