Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу ОАО «ЭТМ» выписывается доверенность на их получение. Затем сопроводительные документы на поступившие покупателю грузы передаются в отдел материально-технического снабжения для приемки и оприходования материалов. На складе проверяется соответствие качества, ассортимента и количества материалов данным расчетных и сопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.
При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.
Если поставка соответствует условиям договора, материально ответственным лицом на складе выписывается приходный ордер либо в сопроводительных документах поставщика проставляется штамп, в оттиске которого содержатся обязательные реквизиты приходного ордера.
|
|
Например, ОАО «ЭТМ» приобрело у ООО «РИЦ» тупиковые упоры СК-2.02 зав. №№ 449-452 в количестве 4 штук по цене 12885,60 рублей. При этом была выписана товарная накладная № 009 от 06.09.2004, при поступлении материалов заведующий складом ОАО «ЭТМ» на основании выданной доверенности (приложение 1), расписался в получении материалов и оприходовал их, заполнив приходный ордер (приложение 2). При получении товарной накладной делаются следующие проводки:
Д10 К60 –51542,40руб.- отражена задолженность ОАО «ЭТМ» перед ООО «РИЦ» за приобретенные материальные ценности;
Д19 К60 -9277,63руб.- выделен НДС по приобретенным материалам.
При поступлении материалов, приобретенных подотчетными лицами за наличный расчет, основанием для оформления приходного ордера являются товарный чек, квитанция приходного кассового ордера, акт (справка) о покупке на рынке или у населения.
Например, ОАО «ЭТМ» 25 августа 2007г. приобрело у Семенова В.Н. шланги высокого давления для лущильной линии в количестве 20 штук по цене 25 рублей. При этом был составлен акт закупки товарно-материальных ценностей. В нем указаны состав комиссии, паспортные данные продавца, данные по приобретенным материалам. Акт подписан членами комиссии и зав. складом. При этом делается следующая проводка:
Д10 К76 -500 руб.- отражена задолженность ОАО «ЭТМ» перед Семеновым В.Н. за приобретенные материалы.
Если при приемке материалов от поставщиков на складе ОАО «ЭТМ» установлено расхождение с данными сопроводительных документов либо условиями договоров, а также в случае неотфактурованной поставки, специальной комиссией с участием представителя поставщика или независимой организации составляется акт о приемке материалов (приложение 3) в двух экземплярах. При этом приходный ордер не выписывается, приемный акт является одновременно приходным документом и основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации, уточнения расчетов с поставщиком.
|
|
Например, при приемке груза от ООО «Ками-Станкоагрегат» на материальный склад было установлено отсутствие газовой горелки «Уголек» и паспорта к ней. При этом был составлен акт №3 от 10.09.08 приемки груза на материальный склад(приложение 3), в котором указаны состав комиссии, установленное расхождение с данными сопроводительных документов. Акт подписан членами комиссии и утвержден руководителем организации.
На основании акта в бухгалтерском учете производится запись:
Д76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям» К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 2560 руб.
Материалы, поступившие на склад в порядке внутреннего перемещения из подразделений организации в случаях возврата ресурсов, сдачи отходов, брака материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств, оформляются требованием-накладной (приложение 4). Составляется она в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности, подписывается названными лицами и получателями. Один экземпляр документа предназначен для списания ценностей подразделением-поставщиком, второй — для оприходования ценностей подразделением-получателем. Требование-накладная может использоваться для оформления отпуска материалов сверх установленных норм и лимита, по замене с разрешения руководителя или главного инженера. В этом случае, как правило, на бланке документа по диагонали наносится отличительная полоса. На основании требования-накладной в лимитной карте заменяемого материала корректируется лимит. Изменение лимита производится теми лицами, которым предоставлено такое право. В требовании-накладной указываются причины сверхлимитного отпуска материалов (например, исправление брака, покрытие перерасхода материалов), ставится штамп (надпись) «Сверх лимита». При получении материалов для производства продукции взамен забракованной и для исправления брака к требованию-накладной следует прилагать акты (извещения) о браке с указанием кода изделия, детали, заказа, по которым изготовлена забракованная продукция. Поступление материальных ценностей в порядке внутреннего перемещения между подразделениями организации в бухгалтерском учете отражается внутренними оборотами по счету.
Например, 29 марта 2009 года работником ОТО Яровым Ю.Г. получены от Солнцева Г.В. петли в количестве 24 штук, хомуты – 2 штуки, мел строительный – 50 кг. При этом было составлено требование №17 от 29.03.09, в котором указаны получатель материальных ценностей, поставщик, наименование и количество материальных ценностей. Документ подписан указанными лицами. При этом делается следующая проводка:
Д 08 К10 – 1750 руб. - списаны материалы на себестоимость строящегося основного средства.
В табл. 3.1 приведены основные факты поступления материальных ценностей в порядке внутреннего перемещения, основанием для записи информации о которых по дебету счета 10 учета является приходный ордер.
Таблица 3.1 Записи на счетах бухгалтерского учета операций поступления материальных ценностей в порядке внутреннего перемещения
№ п/п | Хозяйственная операция | Корреспондирующий счет |
1 | Оприходованы материальные ценности, изготовленные в организации | Кредит сч. 20, 23 |
2 | Оприходована в качестве материалов забракованная продукция | Кредит сч. 28 |
3 | Оприходованы в качестве материалов товары, готовая продукция | Кредит сч 41,43 |
4 | Возвращены на склад материальные ценности, не использованные в основном и вспомогательном производстве | Кредит сч.20,23 |
5 | Возвращены на склад материальные ценности, ранее списанные на общепроизводственные, общехозяйственные нужды либо на расходы обслуживающих производств и хозяйств | Кредит сч 25,26, 29 |
6 | Возвращены на склад отходы основного и вспомогательного производства | Кредит сч 20,23 |
7 | Получены материалы вследствие аннулирования производственных заказов | Кредит сч 91-1 |
8 | Получены материалы от демонтажа и разборки основных средств | Кредит сч 91-1 |
9 | Получены материальные ценности вследствие чрезвычайных ситуаций | Кредитсч 99 |
10 | Получены головной (материнской) организацией материальные ценности, возвращенные дочерними (зависимыми) обществами | Кредит сч.76 |
11 | Получены материальные ценности от обособленного подразделения без права юридического лица | Кредит сч 79-1 |
|
|