Крупные предприятия как ядро экономики в России

Проблема эффективности крупных предприятии, которые неизбежно придают рынку олигополистический характер, особенно важна для экономики России.

Дело в том, что исторически российская промышленность разви­валась в первую очередь как крупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царской России. Для советской эко­номики также была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних предприятий. Уже в 1960 г. процент крупных предприятий (с чис­лом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигал почти 16% и был в пять с лишним раз выше, чем в ФРГ. Причем на этом процесс кон­центрации не остановился. К концу советской эпохи (1987 г.) доля крупных предприятий дошла до 29,5%, а трудились на них 85,1% всех занятых, т.е. чуть ли не все работники промышленности!

В новой рыночной экономике России возникло много мелких предприятий, что частично покрыло их дефицит. Поэтому доля крупных заводов в общей численности предприятий резко упала (до 3% в 1999 г.). Но фактически весь производственный потенци­ал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах. В1999 г. на круп­ных предприятиях работало 2/3 занятых в промышленности, ими выпускалось 3/4 всей продукции. Иначе говоря, крупные предприя­тия — это все что у нас есть. Другой промышленности Россия прос­то не имеет. И от эффективности их использования зависит судьба экономики страны.

Проблема современной российской эко­номики, таким образом, состоит не столь­ко в том, чтобы не допустить ее развития по олигополистическому сценарию (в си­лу преобладания крупных предприятий это вряд ли осуществимо), сколько в том, чтобы фирмы-олигополисты действовали эффективно и были конкурентоспособными по международным стандартам.

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Лидер российской фармацевтики поворачивается лицом к рынку

Подмосковный завод «Акрихин» создавался в советское время как круп­нейший в стране производитель субстанций — химических соединений, ока­зывающих лечебный эффект. После распада СССР ближнее зарубежье от за­купок субстанций отказалось. В 1992 г. падение спроса на традиционных рынках на короткое время удалось компенсировать за счет увеличения поставок в даль­нее зарубежье. Но скоро рост издержек на сырье и энергоносители сделал российские субстанции неконкурентоспособными на мировом рынке. Внутренний спрос, впрочем, сохранился, но оказался таким низ­ким, что химические реакторы по технологическим причинам не могли рабо­тать при столь большой недогрузке. И основные цеха завода встали, а к концу 1997 г. и вовсе были демонтированы. В Старой Купавне, где расположен завод, началась массовая безработица. Ведь чуть ли не все взрослые люди из ее 4,5-тысячного населения работали на «Акрихине».

Но уже в 1996 г. завод начал выходить из кризиса.

•Во-первых, были сокращены издержки. Вдвое сократился персонал, в той же пропорции уменьшился и соцкультбыт (скажем, были закрыты три из пяти детских садов).

• Во-вторых, на «Акрихине» сумели перепрофилировать производство — пе­рейти от выпуска субстанций к производству готовых лекарств. А это уже дело выгодное. Дело в том, что цех по выпуску готовых лекарств на «Акрихине» существовал, но даже в советское время простаивал. «Мы удваивали произ­водство каждые два месяца. Напомню: наши мощности [по выпуску готовых лекарств] использовались только на десять процентов, т.е. мы вдесятеро на­растили выпуск, почти ничего не вкладывая», — отмечает директор завода.

•В-третьих, всеми методами наращивалась сбытовая сеть. Завод завел соб­ственные аптеки в Москве. На оптовом складе появились не только свои, но и чужие медикаменты. Это было сделано, чтобы привлечь оптовиков, кото­рые получили возможность закупить все лекарства в одном месте. А чтобы быть представленными в удаленных регионах, на заводе начали эффек­тивно использовать «секретное русское оружие» — бартер с родственны­ми предприятиями, действующий по принципу: «Ты продвигаешь у себя мою номенклатуру лекарств, я у себя — твою».

В-четвертых, основательно занялись маркетингом. Был придуман символ за­вода — добрый доктор Акрихин, который теперь активно используется в рекламе. Догадались и как выделить свою более качественную продукцию на фоне имеющей сходные названия продукции других заводов. Дело в том, что в советские времена все лекарства назывались по их химическим формулам. Скажем, известное болеутоляющее лекарство имело одинаковое название парацетамол вне зависимости оттого, каким заводом оно выпускалось. «Ак­рихин» стал прибавлять к этим названиям сокращенное имя своего завода. Так, бестселлером стал ацикловир акри — средство от лихорадки на губах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: