Конкуренция выступает движущей силой рыночной экономики. Посягательство на честную конкуренцию в антимонопольном законодательстве промышленно-развитых странах считается одним из самых тяжелых преступлений. Являясь состязанием между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья конкуренция выступает действенным механизмом регулирования пропорций общественного производства.
В России добросовестная конкуренция развита слабо. Главной причиной такого положения является господство монополий во многих отраслях и сферах экономики. Основными монополистами являются нефтяная и угольная промышленность, строительство, железнодорожный транспорт, металлургия, ЖКХ и другие, Отсутствие конкурентной среды приводит к установлению и поддержанию этими отраслями высоких цен на свою продукцию и услуги (уголь, металлы, бензин, хлеб, квартирная плата и др.)- Крайне высок уровень монополизма в угольной и нефтяной промышленности. Примерно две трети роста тарифов на услуги ЖКХ составляет топливо: мазут, уголь, нефтепродукты.
В настоящее время монополии определяют ценовую политику в стране и являются главной угрозой экономического роста и проведения социально-экономических реформ. Создание конкурентной среды и конкурентного ценообразования — один из важнейших признаков формирования рыночной экономики. Этот процесс в экономики России происходит слишком медленно, с разной интенсивностью в различных отраслях и сферах. По существу можно вести речь лишь о начале создания в России конкурентного рынка. Рычагов контроля и государственного регулирования цен в России осталось очень мало. Не регулируются цены на нефтепродукты и уголь. Не имеется законодательных ограничений по норме рентабельности естественных монополий.
Центральным в антимонопольном законодательстве является вопрос о том, кого считать монополистами. Без правильного решения этого вопроса борьбу с монополизмом, недобросовестной ценовой конкуренцией можно считать бессмысленной. При этом следует иметь в виду как монопольно высокие, так и о монопольно низкие цены. Поэтому требуется четкое определение тех, и других.
Действиями, препятствующими конкуренции, являются поддержание монопольно высоких цен, установление различных (дискриминационных) цен для разных покупателей, сокращение производства товаров, на которые имеется спрос. Последнее действие могут осуществлять не только крупные, но средние и даже мелкие предприятия с целью повышения цен на свои товары
Из-за отсутствия достаточной экономической свободы и доминирования на рынке монополистов, а так же отсутствия добросовестной конкуренции цен на отдельные продовольственные товары на рынке завышены в разы: молоко в крупных городах стоит до 3раза дороже, цены на хлеб завышены до 5 раз, на овощи в Москве — до 7-10 раз по сравнению с конкурентными рыночными ценами,
Монополиями охвачены не только отрасли, производящие товары, но и сфера обращения. Например на продовольственных рынках цены устанавливаются и контролируются особыми структурами, никакой конкуренции там нет. Цены на одни и те же продукты, если и не одинаковые, то мало чем отличаются друг от друга. Отдельному сельскому предпринимателю продать свои продукты на таком рынке по более низкой конкурентной цене не представляется возможным, так как между ним и рынком установлен барьер в лице перекупщиков, которые вынуждают производителя реализовать свой товар им по монопольно низким ценам, который затем перепродается по монопольно высоким ценам. Здесь действует монополизм рыночных кланов-перекупщиков.
Происходит также неоправданное наращивание цен на товары из-за несовершенства сферы товародвижения.
Вызывают большую озабоченность конкурентоспособность промышленности России. Связано оно, прежде всего, с устареванием производственных мощностей. Средний возраст ее основных производственных мощностей составляет более 20 лет. Поэтому без серьезных мер, способных обеспечить обновление научно-технического потенциала страны невозможно обеспечить быстрое восстановление и ускоренное развитие промышленности и выпуск конкурентоспособных товаров.
Инвестиции в машиностроение и металлообработку в 2004 г. были в четыре раза меньше чем в добывающую промышленность, А именно обрабатывающие отрасли в последнее время являлись локомотивами экономического роста России, их доля составляла 36 % прироста промышленного производства в первом полугодии 2004 г.
Сегодня следует в массовом порядке менять устаревшую технику на новую, современную. Это позволит резко поднять производительность труда, повысить качество продукции, сделать многие наши товары несырьевого сектора конкурентоспособными на внутреннем и на внешнем рынках.
Следует отметить, что конкурентоспособность российской продукции постепенно повышается по сравнению с импортной. Так, тендер на модернизацию паровых турбин ОАО «Костромская ГРЭС» выиграла российская компания «Силовые машины, предложение которой было в 2,5 раза дешевле, чем у германского концерна «Сименс».
На конкурентном энергорынке, устойчиво работающем в зоне Центр-Урал, зарегистрировано 220 участников. В результате средняя цена в течение 2004 г. была по чти на 16 % ниже, чем устанавливаемая государством. Начиная с 2003 г., реально существует рынок электроэнергии, проходят разделения региональных энергокомпаний по видам деятельности, создаются межрегиональные распределительные сетевые компании, образовано несколько оптовых и территориальных генерирующих компаний, планируется преобразование оптового рынка энергии регулируемых долгосрочных договоров.
В 90-е годы происходила практически не управляемая со стороны государства концентрация активов. В результате это привело к тому, что очень часто одно или две-три группы лиц контролируют более 60-70 % рынка в отдельных отраслях. Такое доминирование и проведение согласованных действий на рынке позволяет устанавливать любые цены, что приводит к росту цен, инфляции, снижению уровня доходов населения. Действующие наказания за это не соразмерны с объёмами незаконных доходов, которые в результате получают монополии и картели. Максимальный штраф за нарушения антимонопольного законодательства в России составляет 15-16 тыс. дол., в то время как нарушители только за 1 день зарабатывают значительно больше.
В большинстве регионов России на рынке бензина действуют всего несколько компаний, которые поддерживают нужный им уровень цен. Более 80% населения проживают именно в этих регионах. В 2002 г. при инфляции в 15% цена на бензин в этих регионах выросла на 22%. В 2003 г. при инфляции в 11 % цены на бензин были повышены на 20%. За 10 месяцев 2004 г. рост цен на бензин здесь составил 40% при инфляции примерно в 11 %. Следовало бы по ценам на бензин по аналогии с ценами на газ, электроэнергию, тарифами транспорта и связи установить порядок их регулирования государством. Это тем более важно, что доля транспортных расходов в цене каждого товара, в которых удельный вес бензина занимает главное место, составляет около 15%.
В результате приватизации, бесконтрольной концентрации капитала Россия сегодня является одной из самых монополизированных государств, страной картельных соглашений. Без решительной борьбы против сговора продавцов нельзя победить инфляцию, рост цен и перераспределение доходов в пользу монополий. Слабость антимонопольного механизма является одним из тормозов экономического роста России.
Антимонопольная политика тесно связана с перераспределением доходов в пользу населения, т.е. с социальной политикой государства. Антимонопольное законодательство это, по существу, форма регулирования экономики со стороны государства. Без радикальных мер в этой области нельзя обеспечить никакого социального прогресса.
Нельзя не отметить, что на местах происходит опасное сращивание административных и коммерческих структур. Бизнес, не попавший в эту орбиту, вытесняется с рынка. Такое явление приобретает все более массовый характер. А когда нет равных условий для всех участников рынка, отсутствует равная конкуренция, создается возможность для ценового монополизма и, как результат, роста инфляции и цен.
Для того, чтобы установить факт нарушения антимонопольного законодательства (сговор о повышении цен и т.д.) ФАС необходимо представить в законодательном порядке права на предприятие, проведения обысков, поиска необходимой информации, прямых и косвенных улик, подтверждающих факт нарушения.
Новый вариант закона «О конкуренции» предусматривает, что за нарушения антимонопольного законодательства будет налагаться следующие оборотные штрафы: в размере 2 % всего оборота компании за предыдущий год за злоупотребление доминирующим положением на рынке, а за картельное соглашение — 4%. Штрафная санкция для крупных компаний составит сотни миллионов долларов. Такая практика имеет место в европейских странах и в США, что объясняется огромной общественной опасностью таких правонарушений. Так, штраф компании «Майкрософт», которую обвинили в монополизме, составил около 1 млрд. евро. В США за недобросовестную конкуренцию только в пользу государства можно взыскать до 100 млн. дол. А еще компания обязана заплатить всем, кто пострадал на рынке от ее действий, причем тройную сумму ущерба.
Требует демонополизации управления и создания конкурентной среды и такая сложная отрасль как ЖКХ. Это поможет решить и проблему стабилизации цен в этой отрасли. За последние пять лет тарифы ЖКХ выросли в 6,З раза.
Признаками доминирования на финансовых рынках обладает Сбербанк РФ. Это проявляется в частности в том, что он установил монопольно высокий размер комиссионных за перевод денег, в том числе при оплате коммунальных услуг.
Однако нельзя принцип демонополизации проводить одинаково во всех отраслях экономики. В некоторых отраслях должна быть сильна государственная монополия, которая могла бы конкурировать с частными компаниями и оказывать значительное влияние на уровень и динамику цен. Это, прежде всего, касается отраслей производящих энергоносители.
В 2004 г. цены на горюче-смазочные материалы в России в среднем выросли примерно на 35%. Изменить такое положение могло бы создание биржи нефтепродуктов. Биржа позволила бы небольшим нефтяным компаниям напрямую реализовать свою продукцию потребителям, а не крупным нефтяным концернам.
Существуют также все предпосылки для продажи газа потребителям на бирже. При этом перспективность биржевой схемы для рынка газа очевидна уже для многих специалистов. Функционирование газовой биржи может стать серьезным механизмом для создания нормального конкурентного рынка газа в России. При этом все производители газа будут поставлены в равные условия.
За годы проведения экономических реформ в России была попытка через биржевой механизм организовать товарные потоки. Выбор биржевого механизма был не случаен, он предусматривает проведение открытых, гласных торгов, информационную прозрачность добросовестную конкуренцию и установление равновесной рыночной цены на объекты торгов. Этот путь наиболее эффективно устранял административно-командный подход в формировании цен и заменял его рыночными методами. Государство через лицензирование установило контроль за деятельностью бирж, однако законодательно не определило и не направило основные товарные потоки через биржи, как, например, финансовые потоки — через банки.
Многие страны с рыночной экономикой в период экономических кризисов вводили законодательные акты по направлению товарных потоков через биржи. Это исключало злоупотребления, как со стороны государственных органов, так и со стороны рыночных субъектов. Биржа выступала своеобразным посредником между государством и рынком, сдерживающим негативные явления. В нашей стране с недостаточно развитыми рыночными отношениями особенно необходим такой механизм.
В России в 1921-1923 гг.-, во времена НЭПа с целью быстрого подъема экономики было организовано около 100 бирж. Товарные и финансовые потоки были направлены через биржевой механизм, который за два года восстановил рыночное ценообразование, и началось бурное развитие экономики страны.
Развитие бирженвой торговли является одним из путей развития механизма конкурентного ценообразования в России. При этом следует учитывать, что экономическое пространство России неоднородно, а принимаемые правовые нормы экономического характера для хозяйствующих субъектов не всегда учитывают эту специфику. К этой проблеме необходимо подходить осторожно и учитывать объективное на сегодняшний день движение товаров и принятые на себя хозяйствующими субъектами обязательства.
Объёмы товаров, реализуемых через биржевые торги, должны быть дифференцированы. Товары, производимые и массово потребляемые в России, такие, как зерно, мясо, уголь, лес и лесопродукция, цемент и другие, должны реализовываться через биржи в гораздо больших объемах (от 30% и более, с последующим увеличением отдельных групп товаров до 100%), нефть и нефтепродукты, алюминий, медь, черные металлы (от 10 до 30%), а такие товары, поставляемые на экспорт как алмазы, драгоценные металлы, металлы платиновой группы и другие вообще на этом этапе не должны реализовываться на российских биржах. Кроме того, субъектам биржевых торгов требуется время для перехода на новые условия и дальнейшей отработки нормативной базы стандартов, подготовки кадров и создания оптовой инфраструктуры.
Правительству РФ следовало бы принять решение об обязательной торговле сырьевыми товарами только на биржевых площадках, а также законодательно закрепить за собой право определять перечень и объемы сырьевых товаров, реализуемых на биржах. Данная мера не требует со стороны государства материальных и финансовых затрат и позволит быстро организовать конкурентное ценообразование,
Важным фактором развития конкуренции является проведение конкурсов, в частности на объекты строительства. Главным критерием эффективности таких курсов должно стать снижение стартовой цены. Имеющийся опыт проведения таких торгов показывает, что в результате эта цена может снизиться на 10-25%.
В настоящее время отсутствует отлаженные механизмы устранения с рынка строителей-монополистов которые не без участия местных властей получают без конкурса лучшие участки под застройки, городские коммуникации и т.д. Расширение сферы действия конкурса создаст необходимые условия для развития конкуренции и стабилизации цен на продукцию строительства.
Важнейшим резервом развития конкуренции и роста ВВП в России является всемерное развитие малого и среднего бизнеса. Однако количество таких предприятий весьма невелико. Так, по данным Росстата, доля малого бизнеса в ВВП в 2004 г. не превышала 10-12%, в то время как в европейских странах она составляет примерно 50%.
В то же время развитие малого и среднего бизнеса находит противодействие со стороны крупных компаний монополистов. Так, возросший монополизм в нефтяной отрасли вытеснил из этой сферы экономики мелкий и средний бизнес. В добыче нефти их доля составляет всего 5%, в то время как с США их доля — 60%. В нефтепереработке мелкий и средний бизнес вообще отсутствует. Без развития мелкого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли проблему ликвидации монополизма и роста цен на бензин решить нельзя. Поэтому для создания конкурентной среды и стабилизации цен на бензин следует значительную часть нефтепереработки передать мелкому и среднему бизнесу. Без регулирующего воздействия государства эту проблему решить невозможно.
В настоящее время Россия находится на начальном этапе развития малого бизнеса. Введения упрощенной системы регистрации предприятий, специальных налоговых режимов (единый налог на вмененный доход) ещё недостаточно для его быстрого становления. На пути развития малого и среднего бизнеса все еще имеется много административных барьеров, преодолеть которые весьма сложно. Налицо масса чиновников опекающих малый и средний бизнес. Самой острой проблемой для малого бизнеса является недостаточность помещений. Треть всех малых предприятий арендуют помещения у государства, а местные власти часто выживают их без серьезных оснований.
Объем средств, выделенных федеральными органами и регионами на поддержку малого бизнеса в 2004 г., составил всего лишь около 3 млрд. руб. Малый и средний бизнес нуждается в более весомой поддержке со стороны государства, которая с лихвой окупится ростом производства и развитием конкурентной среды.
Слабое развитие конкуренции в значительной степени объясняется также и не насыщенностью внутреннего российского рынка отдельными товарами. При значительном превышении спроса над предложением действие механизма закона конкуренции замедляется, и цены ползут вверх. А порой компании искусственно создают дефицит товара или услуги на рынке, что также приводит к росту иен. Так произошло с сжиженным газом. В результате цены на этот газ для населения выросли к началу 2005 г. на 50%.
В целях усиления эффективности контроля, прежде всего, необходимо четко разграничить регулируемый рост цен на продукцию и услуги естественных монополий от повышения цен в результате монопольного положения компании на рынке. Если не принять меры по жесткому регулированию цен на продукцию естественных монополий, то в ряде случаев будет трудно доказать факты ценового сговора, так как отдельные монополисты будут ссылаться на рост цен продукции естественных монополистов. Есть также опасения, что ФАС не сможет отличить рост цен, связанный с внедрением инноваций с их монопольным повышением. Крупные объединения (холдинги) в промышленности и других сферах экономики также могут попасть под действие антимонопольного законодательства.
Новый «Закон о конкуренции» должен быть более детальным и регламентированным, в нем должен быть обеспечен баланс прав и интересов как антимонопольного органа, так и бизнеса. Полномочия ФАС должны обязательно быть подкреплены четкими механизмами их реализации. При обнаружении Федеральной антимонопольной службой роста цен необходимо выявлять причинно-следственную связь между ценовой политикой компаний и внешними факторами, обусловливающими ценовую политику.
Результатом борьбы с диктатом монополий должны стать образование конкурентных рынков, в том числе и региональных для многих тысяч новых предпринимателей. Монопольное ценообразование должно уступать место конкурентному ценообразованию.
Федеральная антимонопольная служба в случае обнаружения факта монопольных действий считает возможным, чтобы нарушители могли обратиться в суд на действия антимонопольных органов. Если такое право предоставить нарушителям, то возникает реальная возможность длительных судебных разбирательств, что будет выгодно только монополистам. Такие факты уже имели место. Так, в декабре 2003 г. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства возбудило дело по признакам нарушения ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» и ФЭК России ст. 8 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (наличие соглашений, согласованных действий, повлекших ограничение конкуренции). Такие действия МАП были опротестованы Газпромом в Арбитражном суде г. Москвы. 14 апреля 2004 г. Арбитражный суд г. Москвы признал недействительным решение и предписание МАП России от 15 января 2004 г. Апелляционная жалоба МАП России судом второй инстанции была оставлена без удовлетворения. Таким образом, судебное разбирательство только по одному факту нарушения антимонопольного законодательства заняло больше одного года и не дало никаких результатов. Необходим более эффективный порядок обжалования в суде предписаний антимонопольных органов.
В марте 2005 г. принято решение о том, что Федеральная антимонопольная служба сосредоточится лишь на контроле сделок по слиянию и покупке акций, превышающих 2,5 млрд. руб. Такой контроль дол жен показать, появится ли в результате слияния новый монополист. Однако из-под контроля ФАС вы падает большая часть сделок (около 90%), Но именно эта часть сделок преобладает в российском бизнесе, диктуя порой цены во многих отраслях и секторах экономики. Отсюда вопрос: не ослабит ли указанное решение эффективность мероприятий, направленных на развитие конкуренции и снижение монополизма в России.
Заключение
Конкуренция, с одной стороны, — это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны — элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
• формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
• организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
• создание конкурентоспособной продукции;
• сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
• создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.
Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
• внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
• роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
• зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
• старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.
Необходимо иметь в виду, что при организации конкуренции хозяйствующие субъекты нередко прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовестной конкуренции». Так, субъекты прибегают к дискредитации как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. К числу наиболее распространенных актов дискредитации относятся:
• распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
• доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве;
• незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;
• реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
• использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов;
• самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, компрометирующей товары. Борьба с указанными нарушениями в Российской Федерации возложена на Государственный комитет по антимонопольной политике.
Список используемой литературы.
1. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой. – М., Юрайт-Издат, 2005.
2. Основы экономической теории. Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996.
3. Экономическая теория. / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов, 3-е издание. – СПб: Изд. СПбТУЭФ, Изд. «Питер»,2000.
4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям \ Под редакцией А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.2изд.-М.:ИТД «КноРус»,»Издательство ГНОМ иД», 2000.
5. Кинцер И.М. Конкуренция и предпринимательство \ пер. с английского под редакцией А.Н.Романова.-М.: ЮНИТИ,2001
6. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник.-М.:Маркет ДС Корпрейшн,2004.
7. Курс экономической теории: Учебник для вузов МГИМО; под общ. Редакцией М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой.-Киров: АСА,2005.
8. Радаев В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках \\ Вопросы экономики.2003.№7
9. Воронов Ю.П. Многие лики конкуренции \\ ЭКО.-2004.-№11
10.Салимжанов И.К. Конкуренция и ценообразование. // Финансы.-2005. №9
11.Приходько Н. и др. ФАС против монополий \\ Экономика и жизнь. 2004.-№50(декабрь)
12.Алекперов В. Преимущества конкуренции \\ Известия.-2003-7марта.