Конкуренция и ценообразование в России

 

Конкуренция выступает движущей силой рыночной экономики. Посягательство на честную конкуренцию в антимонопольном законодательстве промышленно-развитых странах считается одним из самых тяжелых преступлений. Являясь состязанием между товаропро­изводителями за наиболее выгодные сферы приложе­ния капитала, рынки сбыта, источники сырья конку­ренция выступает действенным механизмом регулиро­вания пропорций общественного производства.

В России добросовестная конкуренция развита сла­бо. Главной причиной такого положения является гос­подство монополий во многих отраслях и сферах эко­номики. Основными монополистами являются нефтя­ная и угольная промышленность, строительство, же­лезнодорожный транспорт, металлургия, ЖКХ и дру­гие, Отсутствие конкурентной среды приводит к уста­новлению и поддержанию этими отраслями высоких цен на свою продукцию и услуги (уголь, металлы, бензин, хлеб, квартирная плата и др.)- Крайне высок уровень монополизма в угольной и нефтяной промышленнос­ти. Примерно две трети роста тарифов на услуги ЖКХ составляет топливо: мазут, уголь, нефтепродукты.

В настоящее время монополии определяют цено­вую политику в стране и являются главной угрозой эко­номического роста и проведения социально-экономи­ческих реформ. Создание конкурентной среды и кон­курентного ценообразования — один из важнейших при­знаков формирования рыночной экономики. Этот про­цесс в экономики России происходит слишком медлен­но, с разной интенсивностью в различных отраслях и сфе­рах. По существу можно вести речь лишь о начале созда­ния в России конкурентного рынка. Рычагов контроля и государственного регулирования цен в России осталось очень мало. Не регулируются цены на нефтепродукты и уголь. Не имеется законодательных ограничений по нор­ме рентабельности естественных монополий.

Центральным в антимонопольном законодательстве является вопрос о том, кого считать монополистами. Без правильного решения этого вопроса борьбу с моно­полизмом, недобросовестной ценовой конкуренцией можно считать бессмысленной. При этом следует иметь в виду как монопольно высокие, так и о монопольно низкие цены. Поэтому требуется четкое определение тех, и других.

Действиями, препятствующими конкуренции, являются поддержание монопольно высоких цен, установление различных (дискриминационных) цен для разных покупателей, сокращение производства товаров, на которые имеется спрос. Последнее действие могут осуществлять не только крупные, но средние и даже мелкие предприятия с целью повышения цен на свои товары

Из-за отсутствия достаточной экономической свободы и доминирования на рынке монополистов, а так же отсутствия добросовестной конкуренции цен на отдельные продовольственные товары на рынке завышены в разы: молоко в крупных городах стоит до 3раза дороже, цены на хлеб завышены до 5 раз, на овощи в Москве — до 7-10 раз по сравнению с конкурентными рыночными ценами,

Монополиями охвачены не только отрасли, производящие товары, но и сфера обращения. Например на продовольственных рынках цены устанавливаются и контролируются особыми структурами, никакой конкуренции там нет. Цены на одни и те же продукты, если и не одинаковые, то мало чем отличаются друг от друга. Отдельному сельскому предпринимателю продать свои продукты на таком рынке по более низкой конкурентной цене не представляется возможным, так как между ним и рынком установлен барьер в лице перекупщиков, которые вынуждают производителя реализовать свой товар им по монопольно низким ценам, который затем перепродается по монопольно высоким ценам. Здесь действует монополизм рыночных кланов-перекупщиков.

Происходит также неоправданное наращивание цен на товары из-за несовершенства сферы товародвижения.

Вызывают большую озабоченность конкурентоспособность промышленности России. Связано оно, прежде всего, с устареванием производственных мощностей. Средний возраст ее основных производственных мощностей составляет более 20 лет. Поэтому без серьезных мер, способных обеспечить обновление научно-технического потенциала страны невозможно обеспечить быстрое восстановление и ускоренное развитие промышленности и выпуск конкурентоспособных товаров.

Инвестиции в машиностроение и металлообработ­ку в 2004 г. были в четыре раза меньше чем в добываю­щую промышленность, А именно обрабатывающие от­расли в последнее время являлись локомотивами эко­номического роста России, их доля составляла 36 % прироста промышленного производства в первом полу­годии 2004 г.

Сегодня следует в массовом порядке менять уста­ревшую технику на новую, современную. Это позволит резко поднять производительность труда, повысить ка­чество продукции, сделать многие наши товары несы­рьевого сектора конкурентоспособными на внутреннем и на внешнем рынках.

Следует отметить, что конкурентоспособность рос­сийской продукции постепенно повышается по сравне­нию с импортной. Так, тендер на модернизацию паро­вых турбин ОАО «Костромская ГРЭС» выиграла рос­сийская компания «Силовые машины, предложение которой было в 2,5 раза дешевле, чем у германского концерна «Сименс».

На конкурентном энергорынке, устойчиво работаю­щем в зоне Центр-Урал, зарегистрировано 220 участни­ков. В результате средняя цена в течение 2004 г. была по чти на 16 % ниже, чем устанавливаемая государством. Начиная с 2003 г., реально существует рынок электро­энергии, проходят разделения региональных энергокомпаний по видам деятельности, создаются межрегиональные распределительные сетевые компании, образовано несколько оптовых и территориальных генерирующих компаний, планируется преобразование оптового рынка энергии регулируемых долгосрочных договоров.

В 90-е годы происходила практически не управляе­мая со стороны государства концентрация активов. В результате это привело к тому, что очень часто одно или две-три группы лиц контролируют более 60-70 % рынка в отдельных отраслях. Такое доминирование и проведение согласованных действий на рынке позволя­ет устанавливать любые цены, что приводит к росту цен, инфляции, снижению уровня доходов населения. Дей­ствующие наказания за это не соразмерны с объёмами незаконных доходов, которые в результате получают монополии и картели. Максимальный штраф за нару­шения антимонопольного законодательства в России составляет 15-16 тыс. дол., в то время как нарушители только за 1 день зарабатывают значительно больше.

В большинстве регионов России на рынке бензина действуют всего несколько компаний, которые поддер­живают нужный им уровень цен. Более 80% населения проживают именно в этих регионах. В 2002 г. при инф­ляции в 15% цена на бензин в этих регионах выросла на 22%. В 2003 г. при инфляции в 11 % цены на бензин были повышены на 20%. За 10 месяцев 2004 г. рост цен на бен­зин здесь составил 40% при инфляции примерно в 11 %. Следовало бы по ценам на бензин по аналогии с ценами на газ, электроэнергию, тарифами транспорта и связи установить порядок их регулирования государством. Это тем более важно, что доля транспортных расходов в цене каждого товара, в которых удельный вес бензина зани­мает главное место, составляет около 15%.

В результате приватизации, бесконтрольной концен­трации капитала Россия сегодня является одной из са­мых монополизированных государств, страной картель­ных соглашений. Без решительной борьбы против сго­вора продавцов нельзя победить инфляцию, рост цен и перераспределение доходов в пользу монополий. Сла­бость антимонопольного механизма является одним из тормозов экономического роста России.

Антимонопольная политика тесно связана с пере­распределением доходов в пользу населения, т.е. с со­циальной политикой государства. Антимонопольное законодательство это, по существу, форма регулирова­ния экономики со стороны государства. Без радикаль­ных мер в этой области нельзя обеспечить никакого социального прогресса.

Нельзя не отметить, что на местах происходит опас­ное сращивание административных и коммерческих структур. Бизнес, не попавший в эту орбиту, вытесняет­ся с рынка. Такое явление приобретает все более мас­совый характер. А когда нет равных условий для всех участников рынка, отсутствует равная конкуренция, создается возможность для ценового монополизма и, как результат, роста инфляции и цен.

Для того, чтобы установить факт нарушения антимонопольного законодательства (сговор о повышении цен и т.д.) ФАС необходимо представить в законодательном порядке права на предприятие, проведения обысков, поиска необходимой информации, прямых и косвенных улик, подтверждающих факт нарушения.

Новый вариант закона «О конкуренции» предусмат­ривает, что за нарушения антимонопольного законо­дательства будет налагаться следующие оборотные штрафы: в размере 2 % всего оборота компании за пре­дыдущий год за злоупотребление доминирующим поло­жением на рынке, а за картельное соглашение — 4%. Штрафная санкция для крупных компаний составит сотни миллионов долларов. Такая практика имеет мес­то в европейских странах и в США, что объясняется огромной общественной опасностью таких правонару­шений. Так, штраф компании «Майкрософт», которую обвинили в монополизме, составил около 1 млрд. евро. В США за недобросовестную конкуренцию только в пользу государства можно взыскать до 100 млн. дол. А еще ком­пания обязана заплатить всем, кто пострадал на рынке от ее действий, причем тройную сумму ущерба.

Требует демонополизации управления и создания конкурентной среды и такая сложная отрасль как ЖКХ. Это поможет решить и проблему стабилизации цен в этой отрасли. За последние пять лет тарифы ЖКХ вы­росли в 6,З раза.

Признаками доминирования на финансовых рын­ках обладает Сбербанк РФ. Это проявляется в частно­сти в том, что он установил монопольно высокий раз­мер комиссионных за перевод денег, в том числе при оплате коммунальных услуг.

Однако нельзя принцип демонополизации проводить одинаково во всех отраслях экономики. В некоторых отраслях должна быть сильна государственная моно­полия, которая могла бы конкурировать с частными компаниями и оказывать значительное влияние на уро­вень и динамику цен. Это, прежде всего, касается от­раслей производящих энергоносители.

В 2004 г. цены на горюче-смазочные материалы в России в среднем выросли примерно на 35%. Изменить такое положение могло бы создание биржи нефтепро­дуктов. Биржа позволила бы небольшим нефтяным компаниям напрямую реализовать свою продукцию потребителям, а не крупным нефтяным концернам.

Существуют также все предпосылки для продажи газа потребителям на бирже. При этом перспективность бир­жевой схемы для рынка газа очевидна уже для многих специалистов. Функционирование газовой биржи может стать серьезным механизмом для создания нормального конкурентного рынка газа в России. При этом все произ­водители газа будут поставлены в равные условия.

За годы проведения экономических реформ в Рос­сии была попытка через биржевой механизм организо­вать товарные потоки. Выбор биржевого механизма был не случаен, он предусматривает проведение открытых, гласных торгов, информационную прозрачность доб­росовестную конкуренцию и установление равновес­ной рыночной цены на объекты торгов. Этот путь наи­более эффективно устранял административно-коман­дный подход в формировании цен и заменял его рыноч­ными методами. Государство через лицензирование ус­тановило контроль за деятельностью бирж, однако за­конодательно не определило и не направило основные товарные потоки через биржи, как, например, финан­совые потоки — через банки.

Многие страны с рыночной экономикой в период экономических кризисов вводили законодательные акты по направлению товарных потоков через биржи. Это исключало злоупотребления, как со стороны государ­ственных органов, так и со стороны рыночных субъек­тов. Биржа выступала своеобразным посредником меж­ду государством и рынком, сдерживающим негативные явления. В нашей стране с недостаточно развитыми рыночными отношениями особенно необходим такой механизм.

В России в 1921-1923 гг.-, во времена НЭПа с целью быстрого подъема экономики было организовано око­ло 100 бирж. Товарные и финансовые потоки были на­правлены через биржевой механизм, который за два года восстановил рыночное ценообразование, и началось бурное развитие экономики страны.

Развитие бирженвой торговли является одним из путей развития механизма конкурентного ценообразования в России. При этом следует учитывать, что экономическое пространство России неоднородно, а принимаемые правовые нормы экономического характера для хозяйствующих субъектов не всегда учитывают эту специфику. К этой проблеме необходимо подходить осторожно и учитывать объективное на сегодняшний день движение товаров и принятые на себя хозяйствующими субъектами обязательства.

Объёмы товаров, реализуемых через биржевые торги, должны быть дифференцированы. Товары, производимые и массово потребляемые в России, такие, как зерно, мясо, уголь, лес и лесопродукция, цемент и другие, должны реализовываться через биржи в гораздо больших объемах (от 30% и более, с последующим увеличением отдельных групп товаров до 100%), нефть и нефтепродукты, алюминий, медь, черные металлы (от 10 до 30%), а такие товары, поставляемые на экспорт как алмазы, драгоценные металлы, металлы платиновой группы и другие вообще на этом этапе не должны реализовываться на российских биржах. Кроме того, субъектам биржевых торгов требуется время для перехода на новые условия и дальнейшей отработки нормативной базы стандартов, подготовки кадров и создания оптовой инфраструктуры.

Правительству РФ следовало бы принять решение об обязательной торговле сырьевыми товарами только на биржевых площадках, а также законодательно закрепить за собой право определять перечень и объемы сырьевых товаров, реализуемых на биржах. Данная мера не требует со стороны государства материальных и финансовых затрат и позволит быстро организовать конкурентное ценообразование,

Важным фактором развития конкуренции является проведение конкурсов, в частности на объекты строительства. Главным критерием эффективности таких курсов должно стать снижение стартовой цены. Имеющийся опыт проведения таких торгов показывает, что в результате эта цена может снизиться на 10-25%.

В настоящее время отсутствует отлаженные механизмы устранения с рынка строителей-монополистов которые не без участия местных властей получают без конкурса лучшие участки под застройки, городские коммуникации и т.д. Расширение сферы действия конкурса создаст необходимые условия для развития конкуренции и стабилизации цен на продукцию строительства.

Важнейшим резервом развития конкуренции и роста ВВП в России является всемерное развитие малого и среднего бизнеса. Однако количество таких предприятий весьма невелико. Так, по данным Росстата, доля малого бизнеса в ВВП в 2004 г. не превышала 10-12%, в то время как в европейских странах она составляет примерно 50%.

В то же время развитие малого и среднего бизнеса находит противодействие со стороны крупных компаний монополистов. Так, возросший монополизм в нефтяной отрасли вытеснил из этой сферы экономики мелкий и средний бизнес. В добыче нефти их доля составляет все­го 5%, в то время как с США их доля — 60%. В нефтепере­работке мелкий и средний бизнес вообще отсутствует. Без развития мелкого и среднего бизнеса в нефтяной от­расли проблему ликвидации монополизма и роста цен на бензин решить нельзя. Поэтому для создания конкурен­тной среды и стабилизации цен на бензин следует значи­тельную часть нефтепереработки передать мелкому и среднему бизнесу. Без регулирующего воздействия госу­дарства эту проблему решить невозможно.

В настоящее время Россия находится на начальном этапе развития малого бизнеса. Введения упрощенной системы регистрации предприятий, специальных нало­говых режимов (единый налог на вмененный доход) ещё недостаточно для его быстрого становления. На пути развития малого и среднего бизнеса все еще имеется много административных барьеров, преодолеть кото­рые весьма сложно. Налицо масса чиновников опекаю­щих малый и средний бизнес. Самой острой проблемой для малого бизнеса является недостаточность помеще­ний. Треть всех малых предприятий арендуют помеще­ния у государства, а местные власти часто выживают их без серьезных оснований.

Объем средств, выделенных федеральными орга­нами и регионами на поддержку малого бизнеса в 2004 г., составил всего лишь около 3 млрд. руб. Малый и средний бизнес нуждается в более весомой поддерж­ке со стороны государства, которая с лихвой окупит­ся ростом производства и развитием конкурентной среды.

Слабое развитие конкуренции в значительной сте­пени объясняется также и не насыщенностью внутрен­него российского рынка отдельными товарами. При значительном превышении спроса над предложением действие механизма закона конкуренции замедляется, и цены ползут вверх. А порой компании искусственно создают дефицит товара или услуги на рынке, что также приводит к росту иен. Так произошло с сжиженным га­зом. В результате цены на этот газ для населения вы­росли к началу 2005 г. на 50%.

В целях усиления эффективности контроля, прежде всего, необходимо четко разграничить регулируемый рост цен на продукцию и услуги естественных монопо­лий от повышения цен в результате монопольного положения компании на рынке. Если не принять меры по жесткому регулированию цен на продукцию естествен­ных монополий, то в ряде случаев будет трудно дока­зать факты ценового сговора, так как отдельные моно­полисты будут ссылаться на рост цен продукции есте­ственных монополистов. Есть также опасения, что ФАС не сможет отличить рост цен, связанный с внедрением инноваций с их монопольным повышением. Крупные объединения (холдинги) в промышленности и других сферах экономики также могут попасть под действие антимонопольного законодательства.

Новый «Закон о конкуренции» должен быть более детальным и регламентированным, в нем должен быть обеспечен баланс прав и интересов как антимонополь­ного органа, так и бизнеса. Полномочия ФАС должны обязательно быть подкреплены четкими механизмами их реализации. При обнаружении Федеральной анти­монопольной службой роста цен необходимо выявлять причинно-следственную связь между ценовой полити­кой компаний и внешними факторами, обусловливаю­щими ценовую политику.

Результатом борьбы с диктатом монополий должны стать образование конкурентных рынков, в том числе и региональных для многих тысяч новых предпринима­телей. Монопольное ценообразование должно уступать место конкурентному ценообразованию.

Федеральная антимонопольная служба в случае об­наружения факта монопольных действий считает воз­можным, чтобы нарушители могли обратиться в суд на действия антимонопольных органов. Если такое право предоставить нарушителям, то возникает реальная воз­можность длительных судебных разбирательств, что бу­дет выгодно только монополистам. Такие факты уже имели место. Так, в декабре 2003 г. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринима­тельства возбудило дело по признакам нарушения ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» и ФЭК России ст. 8 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (наличие соглашений, согласованных действий, повлек­ших ограничение конкуренции). Такие действия МАП были опротестованы Газпромом в Арбитражном суде г. Москвы. 14 апреля 2004 г. Арбитражный суд г. Москвы признал недействительным решение и предписание МАП России от 15 января 2004 г. Апелляционная жало­ба МАП России судом второй инстанции была оставле­на без удовлетворения. Таким образом, судебное разби­рательство только по одному факту нарушения анти­монопольного законодательства заняло больше одно­го года и не дало никаких результатов. Необходим более эффективный порядок обжалования в суде предписаний антимонопольных органов.

В марте 2005 г. принято решение о том, что Феде­ральная антимонопольная служба сосредоточится лишь на контроле сделок по слиянию и покупке акций, пре­вышающих 2,5 млрд. руб. Такой контроль дол жен пока­зать, появится ли в результате слияния новый монопо­лист. Однако из-под контроля ФАС вы падает большая часть сделок (около 90%), Но именно эта часть сделок преобладает в российском бизнесе, диктуя порой цены во многих отраслях и секторах экономики. Отсюда воп­рос: не ослабит ли указанное решение эффективность мероприятий, направленных на развитие конкуренции и снижение монополизма в России.

 

 

Заключение

 

Конкуренция, с одной стороны, — это экономическая состязательность за дости­жение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаро­производителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны — элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структур­ных государственных и частных подразделений.

Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде со­вокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия ак­кумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие пос­ледовательные воспроизводственные процессы:

• формирование материально-вещественных элементов производства и тру­дового коллектива;

• организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфаб­рикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финан­совыми и проектными организациями на возмездной основе;

• создание конкурентоспособной продукции;

• сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;

• создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

• внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незна­чительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

• роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, со­хранение высоких цен;

• зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, на­ступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обостре­ние конкуренции и понижение цен;

• старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Необходимо иметь в виду, что при организации конкуренции хозяйствую­щие субъекты нередко прибегают к недозволенным методам воздействия на кон­курентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовест­ной конкуренции». Так, субъекты прибегают к дискредитации как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. К числу наиболее распространенных актов дис­кредитации относятся:

• распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;

• доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве;

• незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наи­менования, маркировки;

• реклама товара, не отвечающего требованиям качества;

• использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов;

• самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, компрометирующей товары. Борьба с указанными нарушениями в Российской Федерации возло­жена на Государственный комитет по антимонопольной политике.

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой. – М., Юрайт-Издат, 2005.

 

2. Основы экономической теории. Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996.

 

 

3. Экономическая теория. / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов, 3-е издание. – СПб: Изд. СПбТУЭФ, Изд. «Питер»,2000.

 

 

4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям \ Под редакцией А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.2изд.-М.:ИТД «КноРус»,»Издательство ГНОМ иД», 2000.

 

5. Кинцер И.М. Конкуренция и предпринимательство \ пер. с английского под редакцией А.Н.Романова.-М.: ЮНИТИ,2001

 

6. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник.-М.:Маркет ДС Корпрейшн,2004.

 

7. Курс экономической теории: Учебник для вузов МГИМО; под общ. Редакцией М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой.-Киров: АСА,2005.

 

8. Радаев В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках \\ Вопросы экономики.2003.№7

 

9. Воронов Ю.П. Многие лики конкуренции \\ ЭКО.-2004.-№11

 

10.Салимжанов И.К. Конкуренция и ценообразование. // Финансы.-2005. №9

 

11.Приходько Н. и др. ФАС против монополий \\ Экономика и жизнь. 2004.-№50(декабрь)

 

12.Алекперов В. Преимущества конкуренции \\ Известия.-2003-7марта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: