Девиантное поведение в теории социальной работы

Курсовая работа

 

по теории социальной работы

 

"Социальная работа, с семьей имеющей подростка с девиантным поведением"

 

Магнитогорск 2011 г.



Введение

 

Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств – это происходящие перемены в стране. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами риска.

Проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения молодёжи.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.

Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы. Потому тема нашей курсовой работы «Социальная работа с семьей имеющей подростка с девиантным поведением».

Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до минимума. Именно поэтому сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи, как важнейшей среды формирования и воспитания человека.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.

Объект исследования – семья, имеющая подростка с девиантным поведением

Предмет исследования – процесс социальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением

Цель – изучить и проанализировать проблему социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением

Задачи:

1) изучить научную литературу;

2) определить, что такое девиантного поведение;

3) выявить основные направления социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением;

4) обобщить опыт работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением;

5) провести анализ эмпирического исследования.

Методы: анализ научной литературы; анкетирование

База исследования: Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя образовательная школа №47

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы специалистами по социальной работе с семьей и другими специалистами заинтересованными решением данной проблемы.

 

 



Теоретические основы исследуемой проблемы социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением

 

Девиантное поведение в теории социальной работы

 

Девиантное поведение (от лат. deviation – отклонение) – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. Например, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Не всегда проявляется в негативном выражении. Также девиацией является одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя (Леонова И.В.).

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения (Эмиль Дюркгейм).

Нормальный человек – это настоящий кентавр-образ (в терминах Ж.Т. Тощенко), противоречивый, неуловимый, изменяющийся. Согласно условной модели нормального человека, представленной в работах Т.А. Хагурова, это человек, адекватно понимающий и мысленно репрезентирующий реальность и способный к когнитивным операциям со сложными абстракциями, соотносящий свое поведение с духовно-нравственными ценностями, ищущий и обретающий смысл своей жизни, придерживающийся аскетической морали, ограничивающий свой индивидуальный гедонизм. Трудно не согласиться с автором, что такую модель можно обнаружить на уровне любой социокультурной системы. В реальном обществе стоит обратить внимание на парадоксальность сознания индивидов в части восприятия нормы, которая людьми различных возрастных групп воспринимается по-разному. Парадоксальность заключается в том, что норма универсальна для всех членов общества, но критерии нормальности воспринимаются представителями различных социально-демографических групп по-разному.

По мнению Ж.Т. Тощенко девиантное поведение можно разделить на следующие виды:

Агрессивное поведение (деструктивное). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий – индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений;

Ведущие признаки агрессивного поведения:

– выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

– тенденция к разрушению;

– направленность на причинение вреда окружающим людям;

– склонность к насилию (причинению боли).

Агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие – вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами – разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Делинквентное поведение. Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

Особенности делинквентного поведения:

· Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности.

Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

· Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

· Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства – общественному порядку.

· Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

· Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Зависимое (аддиктивное) поведение. Зависимость (аддикция) – чрезмерная привязанность к чему-либо. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus – тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность». В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».

Негативные последствия зависимого поведения личности:

– утрата работоспособности;

– конфликты с окружающими;

– совершение преступлений.

Зависимое поведение – это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Склонность к чрезмерной зависимости порождает проблемные симбиотические отношения или зависимое поведение.

Зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей.

Объекты зависимости:

– психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);

– алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);

– пища;

– игры;

– секс;

– религия и религиозные культы.

Формы зависимого поведения:

– химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

– нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

– гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

– сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);

– религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Суицидальное поведение. Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») – это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

Суициды делятся на три основные группы:

– Истинный суицид – направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать.

– Демонстративный суицид – демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

– Скрытый суицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Принято провоцирующими факторами девиантного поведения являются:

1) Дети отклоняющегося поведения, относящиеся к группе биологического риска – это дети с клиническими нарушениями (недостатки в формировании отдельных психологических функций вследствие нарушений со стороны ЦНС, ЗПР, астения, физиологические или анатомические особенности организма ребенка) и дети с отклоняющимся типом развития. Сюда относятся отклонения, выражающиеся в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях (гиперактивность, акцентуация характера), повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающие неадекватные реакции индивида.

2) Можно также выделить целый комплекс факторов социального ряда, которые приводят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов личности, слабой социальной рефлексии, трудностям в овладении социальными ролями:

· соматическая ослабленность ребенка;

· нарушения эмоционально-волевой сферы;

· социальная запущенность;

· длительная психическая депривация.

Порой социальные факторы и, прежде всего, условия семейного воспитания, играют решающую роль в возникновении отклонений поведения у детей и юношества.

К сожалению, мы не можем пройти мимо этой темы. И раз «проблемы – это вопросы, требующие решения», – то мы постараемся эти самые решения найти.

Итак, семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Семья – это часть большого организма. Она не только ощущает все процессы, происходящие в обществе, но и сама оказывает влияние на это общество.

Многие ученые, исследующие проблемы семьи, говорят о кризисе современной семьи. Надо заметить, что о кризисе семьи говорят во многих странах мира. При этом слово «кризис» имеет отрицательный оттенок.

Однако стоит ли говорить об изменениях в жизни современной семьи только с негативной стороны? На наш взгляд, нет.

Жизнь не стоит на месте, все в ней меняется, что-то исчезает, что-то появляется вновь. Во всем есть не только отрицательные стороны, но и положительные. Появляются новые формы взаимоотношений в семье, остается то, что на данный момент способствует развитию института семьи. Для нас важно рассмотреть как отрицательные, так и положительные условия жизни семьи, влияющие на воспитание и развитие ребенка, чтобы по возможности избежать ненужных ошибок, чтобы сохранить мир и добрые отношения в семье.

Какие же изменения возникают в жизни семьи в настоящее время? В чем особенности современной семьи?

Следует отметить профессиональную занятость родителей и невозможность уделять достаточного количества времени детям.

Вы вынуждены (или вам это интересно и нравится) работать очень много: иногда без выходных, иногда без отпуска, постоянно обдумывая что-то, составляя планы, проекты, разговаривая по телефону со своими коллегами, подчиненными. Вы полны энергией или выбились из сил, но в том или другом случае, вы не бросаете свою работу.

Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.

Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.

Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран – это явление естественное.

Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Бывает и иначе (И.А. Грошева)…

Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.

В нашей стране широко распространены семьи – коммуны, так называемые «шведские» семьи, а также – гомосексуальные семьи.

– Смешение культур в одной взятой семье.

Распространенной является ситуация, когда создаются браки, в которых супруги относятся к разным культурам, т.е. это семьи, где может быть различное вероисповедание супругов, различное отношение к событиям, которые происходят в стране.

При этом следует отметить, что с появлением ребенка эти различия становятся заметнее (Белов В.Г.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: