По смыслу конституционных и уголовно-процессуальных норм задержание не тождественно заключению под стражу как мере пресечения; задержание применяется только к лицу, подозреваемому в совершении преступления, и всегда предшествует заключению под стражу.
Лицо, чье конституционное право на неприкосновенность личности ограничивается задержанием, должно с первых минут его применения обладать надлежащим правовым статусом, обеспечивающим защиту от уголовного преследования, в том числе и с помощью адвоката-защитника.
Правоохранительный орган, а также его представитель, осуществляющие задержание, должны быть наделены четко выраженными правами и обязанностями, направленными, с одной стороны, на реализацию стоящих перед ними задач, а с другой – на обеспечение прав и законных интересов задержанного лица.
Необходимость задержания лица по подозрению в совершении преступления реально возникает не только в ходе уголовно-процессуальной деятельности – в двух стадиях досудебного производства: возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, но и до (вне) уголовного процесса, т.е. затрагивает деятельность не только органов дознания и следствия, но и органов, осуществляющих охрану общественного порядка.
|
|
Уяснение структуры задержания связано с последним положением, в соответствии с которым в задержании надо выделять два этапа: внепроцессуальный (точнее внеуголовно-процессуальный) и процессуальный (уголовно-процессуальный). На первом этапе осуществляется физический захват, поимка, доставление заподозренного лица в орган уголовного преследования для решения всех вопросов, возникающих в связи с этим, в уголовно-процессуальном порядке. Физическое задержание производится, чаще всего, работниками милиции в рамках их полномочий по охране общественного порядка, подлежит регламентации наряду с УПК в Законе РФ "О милиции", и поэтому именуется милицейским.
Уголовно-процессуальное задержание охватывает две стадии уголовного процесса – возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Задержание в стадии возбуждения уголовного дела именуется доследственным. Здесь фактическое задержание впервые облекается в форму юридического акта. Три части задержания: милицейское, доследственное и следственное автономны, поскольку в практике применения задержание может ограничиваться одним или двумя составляющими. Однако в совокупности они образуют единый цельный процесс задержания лица по подозрению в совершении преступления, отвечающий всем требованиям правового государства.
Подозрение должно рассматриваться в различных аспектах: как составная часть функции уголовного преследования; как утверждение (вывод) органов предварительного расследования о причастности лица к совершению преступления, основанное на неполных знаниях о расследуемом противоправном деянии и лице, его совершившем; как общее условие применения задержания, влекущее при наличии правовых оснований и других обстоятельств, прямо указанных в законе, появление такой процессуальной фигуры, как подозреваемый.
|
|
Одна из острейших проблем состоит и в том, что на сегодня можно вести речь о двух видах задержания лица по подозрению в совершении преступления, осуществляемых на практике: задержание физическое, когда человек фактически ограничивается в свободе передвижения (поимка, захват, доставление в правоохранительные органы), и задержание юридическое, при котором физическое задержание получает процессуально-правовое оформление в виде протокола задержания подозреваемого в порядке ст. 92 УПК РФ.
Фактическим основанием для признания лица подозреваемым должны являться сведения, свидетельствующие о причастности такого лица к совершению преступления. Юридическим основанием для признания лица подозреваемым должно быть вынесение соответствующего постановления. Порядок признания лица подозреваемым на основании постановления должен быть единым, в том числе и при задержании подозреваемого, возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица и т. д. Вынесение постановления о привлечении лица в качестве подозреваемого должно иметь место и в ситуации, когда решение о задержании принимается после возбуждения уголовного дела и нет сомнений в выдвинутом подозрении.[21]
О понятии процессуального задержания имеются противоположные мнения. С одной стороны, оно рассматривается как мера процессуального принуждения, а с другой — как неотложное следственное действие.
В действующем законодательстве не проводится никаких различий между основаниями для подозрения и для задержания. Подозрение и задержание — это хоть и органически взаимосвязанные, но все же абсолютно самостоятельные уголовно-процессуальные институты, имеющие совершенно разные цели. Оперативно-розыскная информация может быть положена в основу решения о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления. Эта информация должна учитываться при оценке наличия у лица, подозреваемого в совершении преступления, намерения уклониться от расследования, продолжить преступную деятельность.
На практике применения задержания необходимо знание обстановки, в которой будет проводиться задержание, с учетом особенностей личности подозреваемого, позволит точнее распределить функции между участниками следственного действия, блокировать пути возможного бегства задерживаемого, застать его врасплох, обеспечить безопасность задерживающих лиц и окружающих. Ознакомиться с местом предполагаемого задержания нужно заблаговременно, если это возможно, но так, чтобы не насторожить подозреваемого и связанных с ним лиц. Следственно-оперативная группа для производства задержания формируется в соответствии с поставленной задачей, включая преодоление возможного сопротивления подозреваемого или его сообщников. Число участников зависит от количества задерживаемых, особенностей личности каждого из них, их вооруженности, места задержания, тяжести совершенного преступления. В любом случае желательно, чтобы задерживающих было по крайней мере в два раза больше, чем задерживаемых. Целесообразно выделять одних участников для наблюдения, других для захвата, чтобы пресечь попытки задерживаемых спастись бегством или избавиться от компрометирующих их объектов, а также, чтобы предотвратить вмешательство посторонних лиц в производство следственного действия.
|
|
При инструктаже следственно-оперативная группа должна получить все необходимые разъяснения: общая цель задержания; конкретная задача каждого участника; кто подлежит задержанию и его приметы (желательно вручить фотографию); место задержания; его особенности, усложняющие или облегчающие достижение цели; время и маршрут прибытия к месту задержания; наличие других участников и способы их узнавания (чтобы эти участники не были ошибочно приняты за сообщников задерживаемого или за посторонних лиц); способы связи участников группы друг с другом и с руководителями операции; способы проникновения к месту укрытия задерживаемого; особенности конспирации и мер предосторожности; условия применения огнестрельного оружия, спецсредств и наручников; конкретные действия при попытках задерживаемых к бегству или сопротивлению; пределы взаимоотношений с родственниками задерживаемого или посторонними лицами, оказавшимися на месте задержания; особенности производства обыска (личного или иных видов); особенности применения технических средств, обнаружения и упаковки изъятых объектов; маршруты движения с задержанными лицами.
Задержание после предварительной подготовки предполагает реализацию заранее намеченного плана его проведения и отличается практическим разнообразием.
Задержание – комплексное действие, представляющее сочетание организационных, управленческих, тактических, психологических актов. Непосредственными исполнителями задержания, как известно, являются работники органов дознания.В процессе планирования и осуществления задержания большая роль принадлежит рефлексивному управлению следователя. Психологические аспекты подготовки к задержанию имеют много общего с обыском. Они тоже включают в себя изучение личности подозреваемого, обстановки предполагаемого места задержания. Большое значение в подготовке имеет изучение личности подозреваемого. При этом очень важно получить информацию о степени его общественной опасности (например, какие преступления могли быть им совершены; не является ли он преступником- рецидивистом; не вооружен ли; насколько агрессивен). Однако нужно иметь в виду, что даже при получении сведений, положительно характеризующих подозреваемого, нельзя исключить вероятность оказания им сопротивления, к тому же вооруженного. Требования разумной осторожности, максимальной безопасности при проведении задержания заставляют учитывать возможность оказания сопротивления со стороны любого правонарушителя.
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Обозначу те моменты, которые касаются задержания и требуют иного толкования.
1. Начало задержания необходимо определять моментом принуждения, ограничения человека в свободе передвижения, а не с момента составления протокола об этом.
2. Действующее законодательство России предусматривает единственную форму задержания лица по подозрению в совершении преступления – эта форма предусмотрена УПК РФ. Соответственно задержание, о котором говориться в главе 12 УПК РФ представляет собой совокупность так называемых и «фактического» (задержание на месте обнаружения лица и доставление) и «процессуального» (документальное оформление) задержаний.
Резюмируем основные положения:
· Задержание имеет характер неотложной меры принуждения, представляющей собой кратковременное заключение под стражу лица, заподозренного в совершении преступления. Неотложность этой меры объясняется тем, что она применяется без предварительной санкции прокурора или суда, на кратковременный срок, в течение которого выясняются обоснованность подозрения и необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.
· Задержание должно отвечать строжайшему соблюдению законности, быть обусловленным и мотивированным, проводиться с максимальной безопасностью для всех участников и граждан, случайно оказавшихся на месте проведения операции, и с оптимальной затратой сил, средств и времени. Оно должно отвечать принципу гуманности по отношению к задерживаемому – вред, причиненный ему задержанием, должен быть по возможности минимальным.
· Операция по задержанию в организационном отношении завершается конвоированием задержанных в отдел милиции, а в процессуальном – производством тщательного личного обыска и составлением протокола задержания и личного обыска.
· Подозреваемый имеет право на защиту. Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения к нему заключения под стражу в качестве меры пресечения; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора; участвовать при рассмотрении судьей жалоб в установленном порядке.
· Подозреваемый с момента задержания вправе иметь свидания с защитником, родственниками и иными лицами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), с дополнениями по состоянию на 21.07.2007.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ, с последними изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2007.
Научная литература
1. Булатов Б.Б., Баранов А.М. «Уголовный процесс». Учебник. - М., 2008.
2. Булатов Б. Б. Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве. - Омск, 2003.
3. Гуляев А.П. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под ред. В.В. Мозякова. - М., 2006
4. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс: учебное пособие. - М., 2007.
5. Качалов В.И. Задержание подозреваемого // Новая редакция. - М., 2002.
6. Ковтун Н.Н. Задержание подозреваемого // Уголовный процесс России: учебник / Под. ред. В.Т. Томина. - М., 2007.
7. Малков В.П. Комментарий к уголовному кодексу российской федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева.- М., 2006.
8. Муравьев К.В. Уголовный процесс. – 2007
9. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник // Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М., 2004.
10. Петрухин И.Л. // Под ред. И.Л. Петрухина. - М., 2006.
11. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): Учебник для вузов // Под ред. Г. П. Химичевой, О. В. Химичевой. – М., 2004.
12. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право РФ. - М., 2006.
13. Щерба С.П. комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // Под ред. В.М. Лебедева. - М., 2005.
14. Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник //Под. ред. В.Н. Галузо. - М., 2004.
[1] Гриненко А.В. Задержание и заключение под стражу должны быть не только законными и обоснованными, но и мотивированными //Журнал российского права. - 2005.- № 3. - С.21.
[2] Щерба С.П. Глава 12. Задержание подозреваемого // Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. ред. В.М. Лебедева. - М., 2005.- С.132-140.
[3] закон РФ «О государственной границе РФ» от 10.08.1994 г. (в ред. ФЗ № 153-ФЗ от 31.07.1998 г.), позволяющий осуществлять пограничными нарядами «задержания и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы РФ,...доставления таких лиц в расположение подразделений, частей органов и войск Федеральной пограничной службы РФ и иные места для выяснения обстоятельств нарушения» (ст. 30).
[4] Петрухин И.Л. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. - М., 2006. - С. 155.
[5] Гуляев А.П. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.В. Мозякова. - М., 2006. – С. 124-126.
[6] Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник / Под. ред. В.Н. Галузо. - М., 2004.- С. 98-102.
[7] Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М., 2004.- С. 514.
[8] Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М., 2004. - С. 516-520.
[9] Калиновский К.Б. Задержание обвиняемого в российском уголовном процессе: проблемы формирования нового уголовно-процессуального института // Совершенствование правовой базы и взаимодействия правоохранительных органов различных государств в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2005. - С. 35-36.
[10] Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб., 2004.- С.68-72.
[11] Под «фактическим» задержанием понимается задержание лица по подозрению в совершении преступления (ограничение лица в свободе передвижения, доставление его к месту разбирательства), если протокол о факте задержания не составлялся. Под «процессуальным» задержанием понимаются теже самые действия что и при «фактическом» задержании, но если о данном факте составлен протокол.
[12] Березин М.Н., Гуткин И.М., Чувилев А.А. Задержание в советском уголовном судопроизводстве. – М., 1975. – С. 24; Шумилин С.Ф. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление // Следователь. – 1998. – № 6. – С. 42.
[13]Шумилин С.Ф. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление // Следователь. – 1998. – № 6. – С. 42.
[14] Качалов В.И. Задержание подозреваемого // Новая редакция. - М., 2002. - С.36-40.
[15] Качалов В.И. Задержание подозреваемого // Новая редакция.- М., 2005.-С.36-40.
[16] Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ, с последними изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2007. ст. 92.
[17] Калиновский К.Б. Задержание подозреваемого //под ред. А.В. Смирнова. - Спб., 2006. - С.63-70.
[18] Калиновский К.Б. Задержание подозреваемого //под ред. А.В. Смирнова. - Спб., 2006.- С.63-70.
[19] Малков В.П. Комментарий к уголовному кодексу российской федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, Лебедева В.М.- М., 2006.- С.69-80.
[20] Гуценко К.Ф. Уголовный процесс: учебное пособие. - М., 2007.- С.142-144.
1. [21] Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник // Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. - М., 2006.
2.