Керченский морской торговый порт (КМТП), зарегистрированный Советом народных Депутатов г. Керчи от 23.02.95 года, является государственной собственностью Министерства транспорта Украины, имеет свой Устав, расчетный и валютный счета в банке, законченный баланс и имеет юридический статус выступать в арбитраже при возникновении разногласий с другими предприятиями. Он вместе с другими портами Украины входит в состав государственного объединения «Укрморпорт» (г. Киев), которое координирует их работу.
Исследуемое предприятие является самостоятельным юридическим лицом, действующий на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, имеет печать со своим наименованием и подчиняется Департаменту морского и речного флота Министерства транспорта Украины. В своей деятельности предприятие руководствуется Законом Украины «О предприятиях в Украине», Кодексом «Торгового мореплавания CССР», а также другими действующими законодательными и нормативными актами и Уставом предприятия.
|
|
Юридический адрес Керченского морского торгового порта: 98312, Украина, Автономная Республика Крым, г. Керчь, ул. Кирова, 28; код ОКПО: 01125554.
Организационно-правовая форма: государственное предприятие.
На западном берегу Керченского пролива в 1821 году был основан Керченский морской торговый порт.
Первый параграф Указа российского царя Александра 1, от 10 октября 1821 года, гласил: «Для доведения торговли и промышленности нашей на Черном и Азовском морях до возможного совершенства признается полезным открыть новый торговый порт в Керчи; для чего устроить там Портовый Карантин и Таможню, поставить сию последнюю на степень главных Таможен 2 класса...». Активное развитие нынешнего порта началось в 1903т. В это время были построены новый Генуэзский и Широкий молы, проведены дноуглубительные работы на внутренней акватории и на каналах, особенно Керчь-Еникальском, устроенном в 1874 – 1877 гг. Он был углублен до 24 футов. Уже в начале XX века в порту существовали рыбный, перевозочный, перегрузочный, буксирный, спасательный промыслы. В 70 – 80 гг.. прошлого века были построены 4 глубоководных причала, создан внешний рейд, расширены и углублены каналы. На этот раз Керчь-Еникальский канал был расширен до 120 метров, в нем устроен входной раструб, он был углублен до 9,75 метра, по каналу объявлена проходная глубина судов 8 метров. До 1908 года порт состоял из группы деревянных причалов. В 1908 году началось строительство Широкого мола, который является частью основной причальной линией порта. Порт имеет высококвалифицированную лоцманскую службу. До 1899 г проводку судов обеспечивал цех Еникальских лоцманов. В 1899 г он был преобразован в общество Керчь-Еникальских лоцманов. С 1920 г. лоцманская служба была военной и подчинялась Восточной лоцдистанции, а затем Гидрографической службе Наркома обороны. В 1935 г лоцманские службы переведены в ведение порта. Вместе с портом выросло новое поколение лоцманов, которые успешно обеспечивают сегодня проводку судов. С 1988 г в проливе усовершенствована система установки и нумерации буев, порт затратил много средств на создание центра регулирования судов из самого современного локационного оборудования Норвегии с выносными береговыми радиолокационными постами.
|
|
Сегодня возможности порта позволяют перерабатывать 2,5 млн. т грузов в год. Эти мощности сформировались не сразу. В 1918г. Керченский порт переработал 18 млн. пудов грузов, но возрождение его началось только после 1920 г, когда город был освобожден от врангелевцев. В 1930 г, как свидетельствует сохранившаяся статистика, грузооборот составил 340 тыс. т, 40% из которого составлял уголь, пассажирооборот - 140 тыс. чел. Сложно было коллективу восстанавливать разрушенный Керченский порт после Великой Отечественной войны. Причалы представляли собой груды развороченных конструкций. Практически вручную восстанавливались все портовые сооружения, возводилась деревянная оторочка вокруг Широкого мола. Только осенью 1945 г порт у Широкого мола принял первое крупное судно. Паровая шхуна «Адлер» доставила грузы для порта и судоремонтного завода. Восстановление порта закончилось уже только в 50-е годы: была расширена сеть железнодорожных путей на Широком молу; усовершенствована механизация, отпала необходимость содержания конного двора, создан автопарк.
В 60-х годах Керченский порт усовершенствован для переработки внешнеэкономических грузов - создан штат; склады, другая инфраструктура. Поток генеральных грузов увеличился вдвое. В 1969 г. порт пережил разрушительный ураган, который повредил ценное оборудование, несколько кранов неизбежно были бы сброшены в море, если бы не геройский поступок специалистов, которые с риском для жизни заклинили колеса портовых великанов при помощи шпал. В 1979 г. порт пережил наводнение, которое принесло значительный урон. Но несмотря ни на что, порт реконструировался и оснащался: за 16 лет с 1969 г. введено в эксплуатацию 4 глубоководных причала, 18 портальных кранов, смонтировано 4 металлических склада, введено в действие много новых механизмов. В 80-90 годы коллектив неизменно успешно справлялся с поставленными задачами по росту перевозок и неоднократно признавался лучшим в городе и Крыму, коллектив и лучшие специалисты порта поощрялись от имени Украины и СССР многими наградами. Порт был специализирован для обработки грузов в страны Средиземноморья: Турцию, Кипр, Грецию, Сирию, Ливан, Италию, Египет; Алжир. А с 1991 г. порт стал открытым для захода судов любой страны. К уже традиционным странам добавились Индия, Китай, Тайвань, США и многие другие.
Порт оснащен оборудованием, перегрузочными машинами и механизмами, позволяющими перерабатывать генеральные грузы (металлоконструкция оборудование и др.), навалочные грузы (ферросплавы, чугун, металлолом, окатыши), контейнеры, зерно. В распоряжении порта имеются универсальные автопогрузчики марки «Тойота» г/п до 10 тонн, марки «Валмет» г/п до 25 тонн, марки «Босс» г/п до 4 тонн, а также специализированные автопогрузчики, тягачи, трюмные и складские машины, суда портового флота. Порт располагает семью причалами на перегрузочном комплексе №1 общей длиной 1224 метра. Суда, следующие в порты Керченского пролива и транзитом по Керчь-Еникальскому каналу, пользуются услугами Центра регулирования движением судов. В 1999 году введена в действие первая в Украине Глобальная морская система связи при бедствиях.
|
|
В период 1998 – 2000 годов в условиях экономической нестабильности коллективу порта удалось: избежать массового сокращения численности, увеличить объем перегруженных грузов, создать новые рабочие мета, сохранить стабильное финансовое состояние. На протяжении этого периода в порту не было случаев несвоевременной выплаты заработной платы работникам. Согласно коллективного договора всем работникам порта при уходе в очередной отпуск выплачивается должностной оклад (месячная тарифная ставка) на оздоровление за счет прибыли порта, а для докеров-механизаторов в двойном размере. При увольнении из порта в связи с выходом на пенсию предоставляется одноразовая помощь в размере 10% месячной тарифной ставки (должностного оклада) за каждый проработанный год в порту. Коллективным договором предусмотрен также трехдневный отпуск в связи с рождением ребёнка, бракосочетанием, на похороны.
Деятельность порта, осуществляемую для достижения выполнения задач поставленных перед руководством и трудовым коллективом предприятия, рассмотрим по видам на рисунке 1. Виды деятельности изображены в соответствии Уставу предприятия.
Имущество порта составляют основные и оборотные фонды и доходы, полученные от хранения и транспортировки грузов, которые отражаются в балансе и являются источником формирования имущества порта.
Торговый порт сотрудничает с большим количеством фирм, как в Украине, так и за рубежом. Основными из них являются: «Хакан-Калвакан» (Турция); «Давид-Аглу» (Турция); «Римеко» (Россия); «Нью порт индастриз» Англия; «Норба Шиппинг» (Германия); «Комар интернешнл» (Болгария); «Ронли Холдинг» Панама; ОАО «Саратов-стекло» (Россия), а также украинские фирмы: «Колбайл Шиппинг»; «Черноморнефтегаз»; «Крымвтормет»; Макеевский металлургический комбинат; Новолипецкий металлургический комбинат; Николаевский завод ферросплавов; Запоржский завод ферросплавов.
|
|
Для выполнения производственных функций по комплексному обслуживанию флота и морских перевозок порт располагает комплексом сооружений и устройств:
· водными и сухопутными подходами и их оборудованием;
· рейдами и оградительными сооружениями;
· причалами;
· перегрузочным оборудованием и внутрипортовым транспортом;
· складами;
· флотом, базой снабжения, мастерскими, связью и энергохозяйством;
· служебно и культурно-бытовыми зданиями и сооружениями.
Основу производственной деятельности порта составляют погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов, обслуживание транспортных судов и местные перевозки. За хранение грузов сверх оговоренного срока порт взимает дополнительную плату. Основной вид деятельности порта – погрузо-разгрузочные работы. Их объем измеряется количеством груза в тоннах, проходящих через причалы порта с берега на судно или с судна на причал. Объем грузооборота порта непосредственно зависит от объема морских перевозок. Грузопереработка оценивается двумя показателями: физическими тоннам и тонно-операциями. Грузопереработка в физических тоннах выражает только ту часть работы, которая связана с погрузкой-разгрузкой судов. Грузопереработка в тонно-операциях выражает весь объем работ по всем вариантам. Перегрузочные работы в порту – весь комплекс операций по перемещению грузов с момента поступления в порт и до отправки из порта.
Структура Керченского морского торгового порта, т.е. количество подразделений, объем их деятельности, штатная численность персонала зависит от масштабов и особенности производственной деятельности порта, прежде всего от объема и структуры грузооборота.