Технико-экономическая характеристика Керченского морского торгового порта

Керченский морской торговый порт (КМТП), зарегистрированный Советом народных Депутатов г. Керчи от 23.02.95 года, является государственной собственностью Министерства транспорта Украины, имеет свой Устав, расчетный и валютный счета в банке, законченный баланс и имеет юридический статус выступать в арбитраже при возникновении разногласий с другими предприятиями. Он вместе с другими портами Украины входит в состав государственного объединения «Укрморпорт» (г. Киев), которое координирует их работу.

          Исследуемое предприятие является самостоятельным юридическим лицом, действующий на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, имеет печать со своим наименованием и подчиняется Департаменту морского и речного флота Министерства транспорта Украины. В своей деятельности предприятие руководствуется Законом Украины «О предприятиях в Украине», Кодексом «Торгового мореплавания CССР», а также другими действующими законодательными и нормативными актами и Уставом предприятия.

Юридический адрес Керченского морского торгового порта: 98312, Украина, Автономная Республика Крым, г. Керчь, ул. Кирова, 28; код ОКПО: 01125554.

Организационно-правовая форма: государственное предприятие.

 На западном берегу Керченского пролива в 1821 году был основан Керченский морской торговый порт.

Первый параграф Указа россий­ского царя Александра 1, от 10 октября 1821 года, гласил: «Для доведения торговли и промышленности нашей на Чер­ном и Азовском морях до возможного со­вершенства признается полезным отк­рыть новый торговый порт в Керчи; для чего устроить там Портовый Карантин и Таможню, поставить сию последнюю на степень главных Таможен 2 класса...». Активное развитие нынешнего пор­та началось в 1903т. В это время были построены новый Генуэзский и Широкий молы, проведены дноуглуби­тельные работы на внутренней аквато­рии и на каналах, особенно Керчь-Еникальском, устроенном в 1874 – 1877 гг. Он был углублен до 24 футов. Уже в начале XX века в порту существовали рыбный, перевозочный, перегрузочный, буксирный, спасательный промыслы. В 70 – 80 гг.. прошлого века были построены 4 глубоководных причала, создан внеш­ний рейд, расширены и углублены кана­лы. На этот раз Керчь-Еникальский ка­нал был расширен до 120 метров, в нем устроен входной раструб, он был углублен до 9,75 метра, по каналу объявлена проходная глубина судов 8 метров. До 1908 года порт состоял из группы деревянных причалов. В 1908 году началось строительство Широкого мола, который является частью основной причальной линией порта. Порт имеет высококвалифицированную лоцманскую службу. До 1899 г проводку судов обеспе­чивал цех Еникальских лоцманов. В 1899 г он был преобразован в общество Керчь-Еникальских лоцманов. С 1920 г. лоцманская служба была военной и под­чинялась Восточной лоцдистанции, а затем Гидрографической службе Нарко­ма обороны. В 1935 г лоцманские служ­бы переведены в ведение порта. Вместе с портом выросло новое поколение лоцма­нов, которые успешно обеспечивают се­годня проводку судов. С 1988 г в проливе усовершенствована система установки и нумерации буев, порт затратил много средств на создание центра регулирования судов из самого современ­ного локационного оборудования Норвегии с выносными береговыми радиолокационными постами.

Сегодня возможности порта позво­ляют перерабатывать 2,5 млн. т грузов в год. Эти мощности сформировались не сразу. В 1918г. Керченский порт перера­ботал 18 млн. пудов грузов, но возрожде­ние его началось только после 1920 г, когда город был освобожден от вранге­левцев. В 1930 г, как свидетельствует сохранившаяся статистика, грузооборот составил 340 тыс. т,  40% из которого сос­тавлял уголь, пассажирооборот - 140 тыс. чел. Сложно было коллективу восста­навливать разрушенный Керченский порт после Великой Отечественной войны. Причалы представляли собой груды развороченных конструкций. Практически вручную восстанавлива­лись все портовые сооружения, возво­дилась деревянная оторочка вокруг Широкого мола. Только осенью 1945 г порт у Широкого мола принял первое крупное судно. Паровая шхуна «Адлер» доставила грузы для порта и судоре­монтного завода. Восстановление пор­та закончилось уже только в 50-е годы: была расширена сеть железнодорож­ных путей на Широком молу; усовершенствована механизация, отпала не­обходимость содержания конного дво­ра, создан автопарк. 

В 60-х годах Керченский порт усо­вершенствован для переработки внешнеэкономических грузов - создан штат; склады, другая инфраструктура. Поток генеральных грузов увеличился вдвое. В 1969 г. порт пережил разруши­тельный ураган, который повредил ценное оборудование, несколько кранов неизбежно были бы сброшены в море, если бы не геройский поступок специа­листов, которые с риском для жизни заклинили колеса портовых великанов при помощи шпал. В 1979 г. порт пере­жил наводнение, которое принесло зна­чительный урон. Но несмотря ни на что, порт реконструировался и оснащался: за 16 лет с 1969 г. введено в эксплуатацию 4 глубоководных причала, 18 портальных кранов, смонтировано 4 металлических склада, введено в действие много новых механизмов. В 80-90 годы коллектив неизменно успешно справлялся с поставленными задачами по росту перевозок и неоднократно признавался лучшим в городе и Крыму, коллектив и лучшие специалисты порта поощрялись от имени Украины и СССР многими наградами. Порт был специализирован для обработки грузов в страны Средиземноморья: Турцию, Кипр, Грецию, Сирию, Ливан, Италию, Египет; Алжир. А с 1991 г. порт стал открытым для захода судов любой страны. К уже традиционным странам добавились Индия, Китай, Тайвань, США и многие другие.

Порт оснащен оборудованием, перегру­зочными машинами и механизмами, позволяющими перерабатывать генераль­ные грузы (металлоконструкция оборудование и др.), навалочные грузы (ферро­сплавы, чугун, металлолом, окатыши), контейнеры, зерно. В распоряжении порта имеются универсальные автопогрузчики марки «Тойота» г/п до 10 тонн, марки «Валмет» г/п до 25 тонн, марки «Босс» г/п до 4 тонн, а также специализированные автопогрузчики, тягачи, трюмные и склад­ские машины, суда портового флота. Порт располагает семью причалами на перегрузочном комплексе №1 общей длиной 1224 метра. Суда, следующие в порты Керченского пролива и транзитом по Керчь-Еникальскому каналу, пользуются услугами Центра регулирования движением судов. В 1999 году введена в действие первая в Украине Глобальная морская система связи при бедствиях. 

В период 1998 – 2000 годов в условиях экономической нестабильности коллективу порта удалось: избежать массового сокращения численности, уве­личить объем перегруженных грузов, создать новые рабочие мета, сохранить стабильное финансовое состояние. На протяжении этого периода в порту не было случаев несвоевременной выплаты заработной платы работникам. Согласно коллективного договора всем работникам порта при уходе в очередной отпуск выплачивается должностной оклад (месячная тарифная ставка) на оздоровление за счет прибыли порта, а для докеров-механизаторов в двойном размере. При увольнении из порта в связи с выходом на пенсию предоставляется одноразовая помощь в размере 10% месячной тарифной ставки (должностного оклада) за каждый проработанный год в порту. Коллективным договором предусмотрен также трехдневный отпуск в связи с рождением ребёнка, бракосочетанием, на похороны.

Деятельность порта, осуществляемую для достижения выполнения задач поставленных перед руководством и трудовым коллективом предприятия, рассмотрим по видам на рисунке 1. Виды деятельности изображены в соответствии Уставу предприятия.

Имущество порта составляют основные и оборотные фонды и доходы, полученные от хранения и транспортировки грузов, которые отражаются в балансе и являются источником формирования имущества порта.

Торговый порт сотрудничает с большим количеством фирм, как в Украине, так и за рубежом. Основными из них являются: «Хакан-Калвакан» (Турция); «Давид-Аглу» (Турция); «Римеко» (Россия); «Нью порт индастриз» Англия; «Норба Шиппинг» (Германия); «Комар интернешнл» (Болгария); «Ронли Холдинг» Панама; ОАО «Саратов-стекло» (Россия), а также украинские фирмы: «Колбайл Шиппинг»; «Черноморнефтегаз»; «Крымвтормет»; Макеевский металлургический комбинат; Новолипецкий металлургический комбинат; Николаевский завод ферросплавов; Запоржский завод ферросплавов.

Для выполнения производственных функций по комплексному обслуживанию флота и морских перевозок порт располагает комплексом сооружений и устройств:

· водными и сухопутными подходами и их оборудованием;

· рейдами и оградительными сооружениями;

· причалами;

· перегрузочным оборудованием и внутрипортовым транспортом;

· складами;

· флотом, базой снабжения, мастерскими, связью и энергохозяйством;

· служебно и культурно-бытовыми зданиями и сооружениями.

Основу производственной деятельности порта составляют погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов, обслуживание транспортных судов и местные перевозки. За хранение грузов сверх оговоренного срока порт взимает дополнительную плату. Основной вид деятельности порта – погрузо-разгрузочные работы. Их объем измеряется количеством груза в тоннах, проходящих через причалы порта с берега на судно или с судна на причал. Объем грузооборота порта непосредственно зависит от объема морских перевозок. Грузопереработка оценивается двумя показателями: физическими тоннам и тонно-операциями. Грузопереработка в физических тоннах выражает только ту часть работы, которая связана с погрузкой-разгрузкой судов. Грузопереработка в тонно-операциях выражает весь объем работ по всем вариантам. Перегрузочные работы в порту – весь комплекс операций по перемещению грузов с момента поступления в порт и до отправки из порта.

Структура Керченского морского торгового порта, т.е. количество подразделений, объем их деятельности, штатная численность персонала зависит от масштабов и особенности производственной деятельности порта, прежде всего от объема и структуры грузооборота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: