Земля как объект экономической оценки

Содержание

 

            

 

Введение 3

Земля как объект экономической оценки. 4

Доходный подход к оценке земельных участков. 11

Сравнительный подход к оценке земельных участков. 14

Затратный подход к оценке земельных участков. 21

Комментарий к Статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации. 25

Заключение 34

Список используемой литературы. 35

 

Введение

 

В данной работе на тему «Методы оценки земли» будет рассмотрено следующее:

- земля как объект экономической оценки;

- доходный подход к оценке земельных участков (метод прямой капитализации, капитализация доходов по периодам, техника остатка дохода для земли);

- сравнительный подход к оценке земельных участков (метод сравнения продаж (способы типичного участка и единицы сравнения), метод персонала);

- затратный подход к оценке земельных участков (метод изъятия, метод определения затрат на освоение, оценка по затратам на инфраструктуру).

Неотъемлемым элементом любого объекта недвижимости, его природным базисом выступает земельный участок. Земля в первую очередь имеет право на доход, приносимый всем объектам недвижимости, поскольку стоимость зданий и сооружений на земельном участке носит вторичный характер и выступает как дополнительный вклад в стоимость земельного участка. Кроме того, выгоды от использования земельного участка реализуются на протяжении неограниченного времени, в то время как улучшения имеют определенный срок службы.

В современных условиях России земля является одним из наиболее сложных объектов экономической оценки в составе недвижимости, что обусловлено следующими причинами:

1) спецификой данного объекта;

2) неразработанностью нормативно-правовой базы;

3) неразвитостью земельного рынка в стране.

Земля, как объект рыночных отношений, занимает уникальное положение во всей системе предпринимательской деятельности людей и общества в целом, что обусловлено ее не воспроизводимым характером и многофункциональным назначением.

Земельные отношения выражают отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, использования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.

Земельные отношения имеют особый юридический статус и регулируются конституционными нормами и гражданским законодательством, а также земельным, лесным, экологическим и другими кодексами. Кроме этого, правовые нормы, регулирующие отношения собственности на землю, подразделяются на общие, свойственные всем земельным отношениям, и специальные, характерные для определенных категорий земель и условий их использования.



Земля как объект экономической оценки

 

Неотъемлемым элементом любого объекта недвижимости, его природным базисом выступает земельный участок. Земля в первую очередь имеет право на доход, приносимый всем объектам недвижимости, поскольку стоимость зданий и сооружений на земельном участке носит вторичный характер и выступает как дополнительный вклад в стоимость земельного участка. Кроме того, выгоды от использования земельного участка реализуются на протяжении неограниченного времени, в то время как улучшения имеют определенный срок службы.

В современных условиях России земля является одним из наиболее сложных объектов экономической оценки в составе недвижимости, что обусловлено следующими причинами:

1) спецификой данного объекта;

2) неразработанностью нормативно-правовой базы;

3) неразвитостью земельного рынка в стране.

Земля, как объект рыночных отношений, занимает уникальное положение во всей системе предпринимательской деятельности людей и общества в целом, что обусловлено ее не воспроизводимым характером и многофункциональным назначением.

Земельные отношения выражают отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, использования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.

Земельные отношения имеют особый юридический статус и регулируются конституционными нормами и гражданским законодательством, а также земельным, лесным, экологическим и другими кодексами. Кроме этого, правовые нормы, регулирующие отношения собственности на землю, подразделяются на общие, свойственные всем земельным отношениям, и специальные, характерные для определенных категорий земель и условий их использования.

Земельные отношения включают установленные земельным законодательством:

А) порядок предоставления или изъятия земельного участка;

Б) права и обязанности землепользователя, права по распоряжению земельным участком, купе-продаже, залогу;

В) плата за землю, налогообложение;         

Г) санкции за нарушение земельного законодательства.

 В Конституции РФ подчеркивается, что земля и другие при­родные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9).

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в част­ной, государственной, муниципальной и иных формах собственно­сти (статья 9).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками сво­бодно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нару­шает прав и законных интересов иных лиц (статья 36).

Земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов РФ, являются государственной собственностью. В ее со­ставе выделяют земли федерального значения, которые имеют об­щероссийское значение, а их правовой режим установлен феде­ральными законами или распоряжение которыми осуществляется с согласия Правительства РФ.

В муниципальной собственности находятся все земли в преде­лах черты поселений, за исключением земель, находящихся в го­сударственной собственности и переданных в частную собствен­ность.

Граждане РФ могут иметь земельные участки на праве собст­венности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования, аренды.

Юридические лица РФ могут иметь земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования и аренды.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в результате приватизации государ­ственных или муниципальных земель, наследования, купли-Продажи, дарения, обмена, иных сделок с землей, а также в ре­зультате внесения в уставный (паевой) капитал юридического лица.

В Гражданском кодексе РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного

лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (статья 129).

Основным земельным законодательным актом является Зе­мельный кодекс, который был принят 25 апреля 1991 года. Зе­мельный кодекс определил цели и задачи земельного законода­тельства Российской Федерации и ее субъектов, отграничил его от других отраслей — лесного, о недрах, водного и других. В нем подробно определен правовой режим всех семи категорий земель (сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, про­мышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохо­зяйственного назначения, особо охраняемых территорий, лесного фонда, водного фонда и запаса) в разрезе по субъектам, участкам, порядок возникновения и прекращения прав, контроля, ответст­венности и другие вопросы.

В соответствии с Земельным кодексом отнесение земель к ка­тегориям, перевод их из одной категории в другую производятся с изменением их целевого назначения. В Земельном кодексе закреп­лены:

—компетенция Российской Федерации и ее субъектов, госу­дарственных органов всех уровней по регулированию земельных
отношений;

—все формы права собственности и других прав на землю;

—права и обязанности всех собственников земли;

—порядок ведения земельного кадастра и мониторинга, земле­устройства;

—меры правовой охраны земель;

—порядок разрешения земельных споров;

—ответственность за нарушение земельного законодательства.

В настоящее время подготовлен новый проект Земельного ко­декса РФ, который учитывает произошедшие после 1991 года ры­ночные преобразования, а также потребности современного эконо­мического развития страны.

Объектами земельных отношений являются земельные участки и права на них. Земельный участок — это часть поверхности зем­ли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государ­ственном земельном кадастре и документах государственной реги­страции прав на землю.

Зонирование земель — разделение земель на земельные уча­стки с различным целевым назначением и правовым режимом использования. Зонирование земель осуществляется в соответствии с планами развития территорий. Основные положения и принципы зонирования земель определяются Правительством РФ. Планы зонирования земель утверждаются постановлениями соответст­вующих органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления.

Целевое назначение земель — установленные законодательст­вом порядок, условия, предел эксплуатации земель для конкрет­ных целей в соответствии с категориями земель.

Правовой режим земель определяется совокупностью правил их использования и включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга, установленных земельным, градостроитель­ным, лесным, водным, природоохранным законодательством и за­коном о недрах, и распространяется на земли определенной кате­гории.

Целевое назначение и правовой режим основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъек­тов РФ и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации.

Разрешенное использование земельного участка — использо­вание земельного участка с учетом целевого назначения, установ­ленных ограничений и обременении.

Разрешенное использование определяется на основе зонирова­ния земель, градостроительной и землеустроительной документа­ции. Разрешенное использование земельного участка может со­держать требования к:

— способам использования земельного участка и запрещению
тех из них, которые ведут к деградации земли и снижению плодо­родия почв или ухудшению окружающей природной среды;

— плотности, высоте и глубине застройки в соответствии с
градостроительной документацией и строительными нормами и
правилами;

— размещению социально - культурных, коммунально - бытовых, промышленных  и   иных    зданий,    строений    и  сооружений     в пределах соответствующей зоны или земельного участка;

— видам пользования, оказывающим негативное воздействие
на здоровье человека или связанным с повышенной для него опас­ностью;

— предельно допустимым нормам нагрузки на окружающую
природную среду;

—сохранению зеленых насаждений;

— иным требованиям, установленным федеральными закона­ми, законами и иными нормативными правовыми актами субъек­тов РФ и нормативными правовыми актами органов местного са­моуправления.

Разрешенное использование земельных участков определяется органами исполнительной власти субъектов РФ и органами мест­ного самоуправления при зонировании земель, а также при пре­доставлении конкретных земельных участков и указывается в сле­дующих документах:

—в постановлениях органов исполнительной власти и в ре­шениях органов местного самоуправления о предоставлении зе­мельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель;

—в свидетельствах, договорах и иных документах, удостове­ряющих права на землю;

—в документах государственного земельного кадастра;

—в документах государственной регистрации.
   Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органа­ми по земельным ресурсам и землеустройству. Если иное не уста­новлено законом, право собственности на земельный участок рас­пространяется на находящиеся в границах этого участка поверх­ностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

Земельные участки и права на них, а также прочно связанные с земельными участками объекты (почва, замкнутые водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и дру­гие), перемещение которых без несоразмерного ущерба их назна­чению невозможно, находятся в обороте нераздельно, если иное не предусмотрено законом.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Дели­мым признается земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и разрешенного использования может быть разделен на части, каждая из которых после раздела может обра­зовать самостоятельный земельный участок, подлежащий государ­ственной регистрации.

Неделимым признается земельный участок, который по сво­ему целевому и хозяйственному назначению и разрешенному ис­пользованию не может быть разделен на самостоятельные земель­ные участки. Земельный участок может быть признан неделимым на основании закона.

Участниками земельных отношений являются Российская Фе­дерация, субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица и граждане РФ. Собственник земельного участка вправе ис­пользовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными за­конами и не нарушает прав других лиц.

Специфика земли как объекта оценки, ее отличия от других видов недвижимости обусловлены следующими ее особенностями:

а) земля является природным ресурсом, который невозможно
свободно воспроизвести в отличие от других объектов недвижимо­сти;

б) при оценке всегда необходимо учитывать возможность мно­гоцелевого использования земли:

— как основного средства производства. Сельскохозяйственные и лесные земли выступают средством производства сырьевых, ресурсов, необходимых практически для всех отраслей экономики, а также продуктов питания.

— как пространства для социально-экономического развития.
Земля является пространственным базисом для размещения раз­
личных объектов недвижимости;

в) земельный фонд выступает основой формирования среды
проживания населения страны и обеспечивает экологическую
безопасность, особенно земли лесного и водного фондов. Поэтому
во всех странах государство регулирует использование земли од­новременно, как природного и хозяйственного объектов;

г) в отличие от других объектов недвижимости к стоимости
земельных участков не применяются понятия физического и
функционального износа, а также амортизации, поскольку срок
эксплуатации земельных участков не ограничен. Поэтому стои­мость земли, в отличие от стоимости зданий, сооружений и других
улучшений, со временем, как правило, увеличивается;

д) использованием и охраной земли в Российской Федерации
как основы жизни и деятельности народов, проживающих на со­ответствующих территориях.

Таким образом, экономически обоснованная стоимостная оценка земель является сложной процедурой, так как должна учи­тывать возможность их одновременного использования как при­родного ресурса, основы среды проживания населения и объекта недвижимости.

При этом необходимо особо подчеркнуть роль государства, земельная политика которого должна быть направлена на рацио­нальное использование и охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и улучшение благоприятной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды, способ­ствуя тем самым принятию научно-обоснованных решений в об­ласти землепользования и градостроительства.

Заниженная оценка стоимости земли порождает неэффектив­ное землепользование в сельском и лесном хозяйстве, а также не­рациональную модель городского развития, например размещение в центральной части промышленных зон, а также экологически

вредных предприятий.

Россия располагает огромными земельными ресурсами, однако отсутствие комплексной стоимостной оценки этой важнейшей час­ти национального богатства, несовершенство земельного законода­тельства, бесплатность и обезличенность земли привели к их не­эффективному использованию. Начатая в 1991 году земельная ре­форма позволила ликвидировать монополию государственной собственности на землю, обеспечить значительное количество гра­ждан земельными участками, ввести платность землепользования, сформировать основы земельного рынка и его инфраструктуры. Земельные участки в частной собственности, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строи­тельства в настоящее время имеют 44,2 млн. граждан.

Земельный фонд России по целевому назначению и правовому режиму включает 7 категорий земель: земли поселений, сельско­хозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, зем­ли особо охраняемых территорий, лесного фонда, водного фонда и запаса.

К землям поселений (городов, поселков и сельских поселе­ний) относятся все земли в пределах черты поселений, находя­щиеся в ведении городских и сельских администраций. Черта по­селений — это внешние границы земель города, поселка, сельско­го поселения, которые отделяют эти земли от иных земель. Включение земельных участков в черту города не влечет прекра­щения права собственности на землю, права землевладения, зем­лепользования и аренды на эти участки.

В отличие от других категорий земли, которые представляют, как правило, отдельные объекты, относительно независящие и легко отчуждаемые от иных объектов, земли населенных пунктов со всеми улучшениями — системой инженерных сооружений и коммуникаций, улично-дорожной и транспортной сетью и другими элементами городской инфраструктуры, являются наиболее слож­ными объектами для оценки.

Земли сельскохозяйственного назначения образуют террито­рии, используемые сельскохозяйственными предприятиями, орга­низациями и гражданами для нужд сельскохозяйственного произ­водства. В их составе выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесами, болотами, зданиями и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства.

К землям промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения относятся земли, отве­денные в установленном порядке соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения их хозяйственной деятельности (производства, строительства, транспортировки и т.п.).

К землям особо охраняемых территорий относятся земельные участки, которые имеют особое природоохранное, научное, исто­рико-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное назначение. Эти земли постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и гражданского оборота и для них установлен особый правовой режим.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (покрытые и не покрытые лесом), а также нелесные земли (болота, дороги и другие), используемые для ведения лесного хозяйства.

В состав земель водного фонда входят территории, занятые водоемами, ледниками, болотами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехнических, водохозяйственных и иных со­оружений, необходимых для использования водных объектов.

Земли запаса — это государственные земли, не предоставлен­ные муниципальным органам, гражданам и юридическим лицам в собственность, владение, пользование или аренду, а также земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Категория использования земли имеет большое значение при оценке, так как она обуславливает правовой статус, разрешенное использование и различные сервитуты, относящиеся к конкретно­му земельному участку.

Земля как природный ресурс, основа формирования среды проживания населения, объект недвижимости и основное средство производства подлежит стоимостной оценке. Объектом оценки яв­ляется земельный участок без находящихся на нем и в его недрах объектов недвижимости.

Оценка земли подразделяется на массовую кадастровую оцен­ку земельных участков и рыночную оценку единичного земельного участка.

Целью кадастровой оценки является одновременное определе­ние кадастровой стоимости всех земельных участков в границах административно-территориальных образований (областей, рай­онов, городов, поселков и т.п.) по оценочным зонам на начало следующего года.

Целью рыночной оценки является определение рыночной стоимости единичного земельного участка на дату оценки незави­симыми оценщиками в соответствии с принятыми стандартами и методами оценки.

Кадастровая и рыночная оценка земли проводятся на основе комплексного применения трех подходов: доходного, сравнитель­ного и затратного (техника остатка для земли).

В странах с развитой рыночной экономикой при оценке зем­ли, по возможности, применяют все три подхода. Итоговая вели­чина оценочной стоимости земельного участка выводится исходя из результатов, полученных различными подходами. При сравне­нии этих результатов предпочтение целесообразно отдавать оцен­кам, базирующимся на основе более полной и достоверной ин­формации. Существенные расхождения стоимости земли, рассчи­танной по разным подходам, указывают либо на ошибки в оценках, либо на несбалансированность земельного рынка.

 






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: