II. Динамика становления опыта

В процессе педагогической работы автором используется индивидуальный опрос с вызовом ученика к доске. Школьнику предлагается один довольно объёмный вопрос и ряд дополнительных. После ответа начиналось обсуждение. Если класс слабый, пассивный, то ответ у доски переходит в диалог учителя с учеником.

Индивидуальный опрос – важнейший вид контроля, знания проверяются довольно основательно, развивается монологическая речь учащихся. Но учащиеся класса, в основном, пассивны. Как правило, треть урока – выспрашивание, «вымучивание» двух, трёх школьников. В течение 10 – 15 минут класс бездействует, пока отвечают отдельные ученики.

Фронтальная же проверка знаний позволяет охватить многих учащихся, вырабатывает способность к краткому, но точному ответу, держит в напряжении всю группу. Но и такой опрос имеет недостатки: недостаточно развивается логическая и языковая культура, что не позволяет вскрыть всей глубины знаний учащихся, не отрабатываются переходы от одной мысли к другой, не получается развёрнутого ответа.

При комбинированном виде опроса вызывается одновременно 6 – 8 учеников, один отвечает устно, остальные – письменно (на доске или за партой на отдельном листочке (или используют перфокарту)). Но при таком контроле приходится одновременно вести наблюдение и за группой, и за вызванными к доске, следить за устным ответом. Учащимся, готовящим письменный ответ, мешают отвечающие товарищи.

Посещая уроки своих коллег, изучая различную методическую литературу, автором велись поиски более эффективных форм контроля знаний. В результате стали применяться взаимо- и самоконтроль, при которых главная фигура учебного процесса – ученик - берёт на себя ответственность за своё продвижение в науке. Именно при таком контроле можно подвести ученика к самостоятельной деятельности по индивидуальному планированию учебных действий на очередной этап работы с учётом достигнутых успехов, активизируя внутренний потенциал школьников. Только тогда, когда все ученики думают во время проведения контроля, он помогает совершенствовать знания.

Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для формирования глубоких и прочных знаний, развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Каждый вид проверки имеет положительные стороны и недочёты, поэтому только комплексное и дифференцированное использование их способствует повышению эффективности контроля и, в конечном счёте, качества знаний учащихся.

 

III. Создание системы работы по проблеме

Учёт психолого-педагогических особенностей учащихся

Организация контрольного компонента учебной деятельности школьников начинается с определения места контроля при изучении тем курса. Затем, после проведения диагностики, определяются психолого-педагогические особенности учащихся класса (пол, возраст, состояние здоровья должны учитываться учителем всегда). Очень важно знание учителем скорости реакции в секундах – это время готовности ученика ответить учителю, если он абсолютно уверен в своих знаниях. Для тех учащихся, кто имеет скорость реакции в пределах 10 секунд, показан фронтальный способ контроля знаний, для всех остальных - так называемая «фронталка» противопоказана, они не должны быть поставлены в условия «гонки».

Для учеников, обладающих сильными темпераментами, – сангвиников, флегматиков и холериков - возможно и желательно применение всех разнообразных форм контроля. Меланхоликам, как представителям слабого темперамента, нельзя прямо предъявлять педагогические требования и, тем более, пользоваться в отношении их такой педагогической техникой, как стимулирование: это повергает таких детей в прострацию.

Ведущий канал восприятия учащихся – зрительный, слуховой или осязательный – требует от учителя достаточно тонкой инструментовки. Кинестетику и аудиалу бессмысленно что-либо предъявлять в виде сложных схем или опорных конспектов; но визуалу как раз подобная методика легка и приятна. Визуалу и аудиалу с трудом даются работы по сбору моделей, макетов, а кинестетику это удаётся легко, т.к.для него главное – это взаимодействие с конкретным человеком или предметом. Очень хороши для кинестетиков миниисследования, миниэксперементы. Аудиал с удовольствием сочинит химическую сказку или рассказ, хорошо будет работает в диалоге, ролевых играх.

Социально-психологические характеристики (от «лидера» до «аутсайдера», «рейтинг» от 1 – до …) описывают самочувствие ученика в классе, поэтому и учитываются при организации групповых форм контроля знаний, а также при работе с учеником у доски (элементарное человеколюбие не позволит ставить перед классом ребёнка с рейтингом ниже 12) (см. приложение 2).

 

Предварительный контроль

Предварительный (диагностический) контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем по химии. Результаты такого контроля способствуют адаптации учебного процесса к особенностям компонента учащихся. В практике работы автором используется предварительный контроль в начале учебного года или перед изучением отдельных тем. Цель такого контроля – ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся (8 класс перед изучением химии), остаточными знаниями (после летних каникул), опорными знаниями (перед изучением ключевых тем). Оценки не выставляются. На основе полученных результатов планируется, если необходимо, повторение (объяснение) материала, результаты учитываются и в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Например, в 9 классе после летних каникул проводится диагностическая работа, причём составляется она так, чтобы учащиеся показали остаточные знания по 5 блокам содержания курса химии:

I. Химический элемент.

II. Вещества.

III. Химические реакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: