Организация работы по охране воздушного бассейна

Согласно федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, транспортных средств допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в их выбросах техническим нормативам выбросов [2].

Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.

Основные направления воздухоохранных мероприятий для действующих производств включают технологические и специальные мероприятия, направленные на сокращение объемов выбросов и снижение их приземных концентраций.

Технологические мероприятия включают:

· использование более прогрессивной технологии по сравнению с применяющейся на других предприятиях для получения той же продукции;

· применение в производстве более экологичных видов топлива;

· применение рециркуляции дымовых газов;

· увеличение единичной мощности агрегатов при одинаковой суммарной производительности;

· внедрение наиболее совершенной структуры газового баланса предприятия.

 К специальным мероприятиям, направленным на сокращение объемов и токсичности выбросов объекта и снижение приземных концентраций загрязняющих веществ, относятся:

· сокращение неорганизованных выбросов;

· очистка и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов;

· улучшение условий рассеивания выбросов.

В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании специального разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха [2].

Предприятие обязано организовать первичный учет по охране атмосферного воздуха. С этой целью проводится инвентаризация источников вредных выбросов. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет. В случае реконструкции и изменения технологии предприятие производит уточнение проведенной ранее инвентаризации. При инвентаризации должны быть учтены все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных организованных и неорганизованных источников загрязнения, имеющихся на предприятии, и от автотранспорта. Производственные затраты, связанные с оплатой работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, относятся на себестоимость продукции в составе общехозяйственных расходов [11], с. 48-53.

Предприятия, для которых установлены предельно допустимые выбросы (ПДВ), должны организовать систему контроля за соблюдением ПДВ. При контроле за соблюдением ПДВ основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля за ПДВ, а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и другие методы.

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды:

· контроль непосредственно на источниках выбросов;

· контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.

При контроле за соблюдением нормативов ПДВ непосредственно на источниках загрязнения составляется перечень веществ, подлежащих контролю. Приводится перечень методик, которые используются или будут использоваться. Отдельно приводится перечень веществ для которых отсутствуют стандартные методики.

В случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ аналитическими методами приводится обоснование использования расчетных балансовых методов, удельных выбросов и т. д.

План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов оформляют в виде таблицы.

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы.

В этом разделе ПДВ приводятся также предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов ПДВ собственными силами предприятия или на договорных началах.

По результатам экспертизы проектно-нормативной документации специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды оформляет норматив допустимых выбросов и разрешение на выброс загрязняющих веществ. Нормативы допустимых выбросов в атмосферу устанавливаются на срок 5 лет, а разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается на 1 год.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов природопользователю устанавливаются лимиты на выбросы, действующие только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов.

Для правильного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду от эксплуатации автомобильного транспорта на предприятии должны вестись журналы ежедневного учета использования автотранспортных средств, ежедневного расхода горючего и пройденного километража. Кроме того, ведется журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям, а также журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями [10], с. 84-86.

Размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых промышленных и сельскохозяйственных комплексов, предприятий, сооружений и других объектов должно обеспечить сохранение нормативов качества атмосферного воздуха. Совокупность выбросов, а также вредных физических и других воздействий от проектируемых и действующих предприятий не должна приводить к превышению нормативов предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ, должны оснастить источники выбросов сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки этих выбросов, а также средствами контроля за количественным и качественным составом выбрасываемых веществ [14], с. 56.

Для разработки мер по охране воздушного бассейна создается специальная проектная документация.

Основными задачами разработки проектной документации промышленного предприятия являются:

· уточнение по сравнению с предпроектными проработками состава, количества и параметров выбросов источников загрязняющих веществ предприятия (производства);

· определение комплекса мероприятий по уменьшению вредных выбросов от вводимых и действующих производств;

· определение степени влияния выбросов рассматриваемого предприятия (производства) на загрязнение атмосферы на границе санитарно-защитной зоны и в населенных пунктах, находящихся в зоне влияния предприятия;

· разработка предложений по нормативам ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для источника загрязнения проектируемого объекта;

· определение стоимости мероприятий по охране атмосферного воздуха, ущерба от загрязнения атмосферы, а также экономической эффективности принятых воздухоохранных мероприятий.

При проектировании предприятий, зданий и сооружений, при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться меры, обеспечивающие минимальные валовые выбросы загрязняющих веществ. Необходимо в первую очередь применять активные способы уменьшения выбросов путем внедрения безотходных технологий, комплексного использования сырья и утилизации отходов производства.

В проектной документации приводятся краткие сведения:

· об основных мероприятиях и их эффективности по очередям строительства с целью обеспечения установленной ПДК вредных веществ в атмосфере;

· установленных для каждого источника технологических вредностей проектируемого объекта нормативах ПДВ вредных веществ (г/с или т/год);

· установленном размере санитарно-защитной зоны;

· экономической эффективности затрат на мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения [17], с. 19-25.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: