№ п/п | Показатели | Базисный год | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение + (-) |
1. | Розничный товарооборот (тыс. руб.) | 15144 | 15183,3 | 15449,3 | 305,3 |
2. | Среднесписочная численность работников (чел.) | 25 | 24 | 24 | -1 |
3. | Фонд оплаты труда (тыс. руб.) | 1200,0 | 1250,0 | 1270,0 | 70 |
4. | Производительность труда 1го работника (руб.) | 605,8 | 632,6 | 643,7 | 37,9 |
5. | Средняя заработная плата1го работника (руб.) | 48,0 | 52,1 | 52,9 | 4,9 |
Вывод: Темпы производительности труда и заработной платы в течении трех лет изменялись. С ростом производительности труда увеличивается и средняя заработная плата и составляет соответственно по трём годам:48;52,1;52,9 тыс.руб. На это оказывает влияние изменение фонда оплаты труда, т. к. он с каждым годом растет и составляет 1200,1250,1270 тыс.руб. Такая работа предприятия является эффективной, а значит прибыльной. Каждое предприятие стремится к повышению производительности труда, т. к. это позволяет увеличить объем товарооборота, а в конечном итоге и доходы самого предприятия. Следовательно, увеличивается и объем заработной платы.
Премирование работников, система надбавок и доплат
Гибкость и подвижность любой системе оплаты труда придает использование систем премирования. Роль премий определяют следующие условия:
— премии позволяют стимулировать работников торговли, делая зависимым уровень заработной платы от конкретных результатов труда;
— выплата премий позволяет увязывать прирост средней заработной платы с показателями торговой деятельности;
— премии обеспечивают одновременно как коллективную, так и индивидуальную материальную заинтересованность.
В настоящее время торговые организации и предприятия могут применять следующие основные системы премирования:
1) за основные результаты хозяйственной деятельности;
2) вознаграждение по итогам работы за год;
3) поощрения работников за выполнение важных заданий;
4) специальные системы премирования (за сбор и сдачу тары, за внедрение новой техники, за снижение товарных потерь и т.д.);
5) система оказания единовременной помощи работникам.
Применяемые премиальные системы должны быть утверждены внутренними юридическими документами и содержать ряд обязательных составных элементов. Это: условия премирования, показатели премирования, размеры и шкала премирования, круг премируемых работников, источник премирования.
В торговых предприятиях и организациях может применяться и такая форма материального стимулирования труда работников, как система надбавок и доплат. По механизму использования и по присущим ей чертам (в том числе и юридическим) система надбавок и доплат близка к тарифной системе и часто рассматривается как временное увеличение тарифной части заработка. Регулируются условия назначения и выплаты надбавок и доплат Трудовым кодексом, причем размеры определяют сами торговые предприятия.
Надбавки к заработной плате представляют собой денежные выплаты, которые начисляются работникам сверх их основной ставки (оклада) и в значительной мере являются выплатами стимулирующего характера. В торговых предприятиях могут применяться следующие виды надбавок:
— за профессиональное мастерство;
— за высокие достижения в труде.
Доплаты представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются дополнительные затраты или особенности труда работников, производимые по указанию администрации организации (или предприятия) или с ее согласия. В современных условиях в торговле могут применяться следующие основные виды доплат:
— за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объемов выполняемых работ;
— за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;
— работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением на две части (перерыв свыше двух часов, который не включается в рабочее время);
— за работу в ночное время;
— подросткам за сокращенный рабочий день и т.п. Надбавки и доплаты устанавливаются только на период работы
по данной профессии (должности) в конкретно взятом торговом предприятии. При переходе работника в другое предприятие, а также на работу по другой профессии (либо при смене должности) выплата надбавок или доплат может быть прекращена.
Выплата премий, доплат, компенсаций и т.п. предельными размерами не ограничивается. Конкретные размеры премиальных и прочих выплат устанавливаются исходя из значимости достижений, их срочности и важности с учетом имеющихся средств.
Заключение
Тема «Труд и оплата труда на торговом предприятии» занимает центральное место в структуре дисциплины «Экономика организаций» и является наиболее важной в профессиональной деятельности.
Первая глава моей работы дает представление о понятии труда, его особенностях в сфере торговли, раскрывает вопросы оплаты труда, ее видах, формах и системах. В этой главе я также раскрыла вопрос важности моральной и материальной мотивации труда работников предприятия. На основе материала данной работы можно сделать вывод о том, какие формы и системы оплаты труда можно использовать, какие виды стимулирования применять, а также использовать ли новые методы оплаты труда или нет в конкретных случаях.
Во второй главе моей работы я представила теоретический материал по следующим вопросам: состояние и движение кадров предприятия, использование систем оплаты труда на торговом предприятии, производительность труда как показатель уровня расходов на оплату труда, премирование работников, система надбавок и доплат. Кроме теоретического материала я представила расчеты и анализ показателей состояния и движения трудовых ресурсов на примере торгового предприятия ООО «Европа».
Исследование трудовых ресурсов позволяет оценить обеспеченность трудовыми ресурсами конкретного предприятия, укомплектованность штата работниками различных профессий, эффективность использования рабочего времени и др.
Для обеспечения ритмичности и равномерности процесса обращения, необходим анализ трудообеспеченности, а также расчет и анализ системы показателей эффективности использования трудовых ресурсов и уровня производительности труда.
В результате анализа расчетов показателей состояния и движения трудовых ресурсов, производительности труда и средней заработной платы было выявлено, что на такое соотношение показателей оказывают влияние следующие факторы:
§ Изменения в объеме и структуре товарооборота. Совершенно очевидно, что увеличение объема и удельного веса товаров меньшей трудоемкости (как, впрочем, и увеличение общего объема) повысит товарооборот, приходящийся на одного среднесписочного работника.
§ Укомплектованность и текучесть кадров. Укомплектованность и текучесть кадров являются серьезным резервом повышения эффективности (в том числе и производительности) труда в торговле. Меры для преодоления текучести и закрепления кадров достаточно традиционны: улучшение условий труда и быта, повышение содержательности работы, укрепление трудовой дисциплины, расстановка и четкое распределение обязанностей между работниками, повышение стимулирующих функций оплаты труда и т.п.;
§ Организация труда. В настоящее время недостатки в организации труда (в том числе и управленческого), низкая степень механизации вызывают уменьшение объемов товарооборота, повышают текучесть кадров и способствуют сворачиванию прогрессивных методов продажи.
Таким образом, на основе вышеизложенного материала можно сказать, что в работе достаточно полно освещены вопросы труда и оплаты труда работников торгового предприятия в целом, а также отдельные аспекты заработной платы, методы стимулирования труда, приведены пути повышения эффективности работы торгового предприятия.
Список используемой литературы
1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.
2. Барановский В.А., Губцова Л.И., Тимофеева В.А. Продавец, 2-е издание – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г.
3. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия – М.:ИНФРА, 2006г.
4. Брагин Л.А., Данько Т.П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация – М.: ИНФРА-М, 2001г.
5. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М. Экономика предприятия – М.: Банки и биржи, издательское объединение «ЮНИТИ», 1996г.
6. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник практикум, 3-е издание – М.: Финансы и статистика, 2006г.
7. Чечевицын Л.А. Экономика предприятия, 4-е издание - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005г.
8. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия, 5-е издание – М., 2008г.