В статье 2 Закона Украины «О собственности», пункт 4, приводятся следующие формы собственности:
Частная (приватна);
Коллективная (колективна);
Государственная (державна);
Здесь так же говорится, что все формы собственности в Украине являются равноправными, и государство создаёт условия для равномерного развития всех форм собственности [5].
Украинское право собственности имеет достаточно разветвлённую систему. Она представлена на схеме в Приложении А. Учитывая переходное состояние экономики Украины в данный период, необходимо так же знать, от чего отталкивается такой переход, ведь он осуществляется в Украине не революционным а эволюционным путём. Для этого в Приложении Б рассматривается для сравнения система форм собственности в Украине во времена СССР.
Таким образом, здесь возникает первая особенность Украинского права собственности: государственная форма собственности имеет своего рода два сегмента – собственно государственная собственность и коммунальная собственность. В тоже время статья 31 Закона Украины «О собственности» не разделяет эти понятия на две различные формы собственности [5]. Здесь понятие государственная собственность является более широким, включающим в себя понятие коммунальной собственности. При этом, субъекты права коммунальной собственности являются самостоятельными экономическими субъектами и имеют права владения, пользования и распоряжения на объекты этой собственности.
Этим законом закрепляется существование двух видов субъектов права собственности, имеющих возможность распространять это право на одинаковые объекты.
В Гражданском Кодексе не регулируются так называемые формы собственности которые являются сугубо правовой категорией. Но это не исключает наличия специфики в приобретении, осуществлении и прекращении теми или иными субъектами права собственности на то или иное имущество.
Кроме того, некоторые правоведы считают недопустимым существование института коллективной собственности, так как, по их мнению, к субъектам права собственности невозможно отнести коллектив или другую совокупность людей, а не одного человека [1, с. 314–316].
Таким образом, можно выделить следующие существенные особенности форм собственности в Украине:
Хотя законодательство Украины относительно права собственности считается завершённым, существует ряд противоречий в некоторых понятиях и категориях;
Отсутствие чётко скоординированного и прописанного законодательства относительно некоторых видов собственности (например, интеллектуальная собственность);
Незавершённость формирования законодательно-закрепленных институтов форм собственности (к примеру, мораторий на частную собственность на землю);
Наличие коммунальной собственности наряду с государственной, при том, что экономический смысл и, в частности, эффективность, этих двух форм собственности одинакова;
Спорное, с точки зрения правоведов, положение коллективной формы собственности, при том, что она за период независимости Украины получила достаточно широкое распространение (так, в середине 90-х годов преобразование государственного предприятия в акционерное общество, акции которого часто покупались его работниками, было широко распространено);
Формирование, в результате незаконных схем, административно -коррумпированных форм собственности при приватизации.
Способы изменения форм собственности
Существует множество случаев, когда какой-либо объект собственности должен быть передан в собственность другому субъёкту хозяйствования. В Украине это прежде всего необходимо для осуществления перехода от плановой экономики к рыночной, от абсолюта государственной собственности к демократическим, рыночным формам собственности, на основе которых и будет строиться украинская экономика в дальнейшем.
Переходом собственности из одной формы в другую с намерением перенести право собственности, называется её передача собственности одним субъектом другому, принадлежащему к другой форме собственности. В качестве примера можно привести покупку государственного магазина частным предпринимателем.
Правила относительно передачи как условия возникновения права собственности свидетельствует про разграничение обязательств (договора) и права собственности.
Правила щодо передачі як умови виникнення права власності свідчить про розмежування зобов’язання (договору) і речового права (власності).
Основным способом изменения формы собственности в Украине, как и во всех постсоциалистических странах, стало разгосударствление. Кроме того, существуют и другие способы перехода: кроме покупки собственности у государства хозяйствующими субъектами, они могут при необходимости передавать свою собственность государству. Так, например, было с предприятием Криворожсталь, когда оно сначала было приватизировано, и, когда было зафиксировано невыполнение новым инвестором своих инвестиционных обязательств, лежавших в основе договора о приватизации, предприятие было снова переведено в государственную форму собственности с целью более эффективной продажи.
Кроме того, предприятие коммунальной формы собственности может переходить в акционерное общество как с участием государства, так и без этого. Акции предприятия коллективной формы собственности теоретически могут быть скуплены постепенно одним собственником. В любом случает все такие переходы должны быть зарегистрированы, нотариально подтверждены и законны.
Приватизация