Фактор | Автономные техники | Зависимые техники | tэмп |
А | 8,17 | 7,33 | 1,79 |
В | 3,63 | 3,20 | 1,19 |
С | 7,87 | 7,03 | 1,77 |
Е | 6,40 | 6,00 | 0,78 |
F | 5,43 | 5,60 | 0,35 |
G | 7,53 | 7,23 | 0,59 |
Н | 7,50 | 6,70 | 1,64 |
I | 6,37 | 6,07 | 0,55 |
L | 5,33 | 5,63 | 0,69 |
M | 5,10 | 6,23 | 2,52* |
N | 5,30 | 5,40 | 0,25 |
O | 6,60 | 6,87 | 0,52 |
Q1 | 6,57 | 6,47 | 0,2 |
Q2 | 5,07 | 5,13 | 0,13 |
Q3 | 6,50 | 5,90 | 1,49 |
Q4 | 4,87 | 5,60 | 1,44 |
Примечание: * - р = 0,05.
Сравнение особенностей личностных качеств субъектов с различными типами субъектной регуляции начнем с сопоставления средних между выборками студентов, имеющих технический тип мышления (данные расчетов представлены в таблице 1).Согласно таблицы 1, статистически значимые различия выявлены по шкале «M» (богемность – практичность) между выборкой студентов технического типа мышления с автономным типом субъектной регуляции и выборкой студентов технического типа мышления с зависимым типом субъектной регуляции (р = 0,05).Это показывает то, что «студенты-техники» с зависимым типом регуляции в большей степени углубленные в себя, больше развито воображение, интересуются искусством, теорией и смыслом жизни. Студенты «автономные-техники» в большей мере интересуются фактами, обусловленные обстоятельствами, у них преимущественно живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех. Они более реалистичны, надежны, и ориентированы на внешнюю реальность. Далее рассмотрим особенности личностных качеств субъектов с различными типами субъектной регуляции в выборках студентов, имеющих гуманитарный тип мышления. Данные математических расчетов представлены в таблице 2.Согласно данным таблицы 2, статистически значимые различия (р = 0,001) обнаружены по шкале «Н» (смелость – застенчивость). Это показывает то, что «студенты-гуманитарии» с автономным типом регуляции в большей степени чувствуют себя уверенно в общении с людьми, легко заводят новые знакомства, при этом для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей степени характерны нерешительность и уход в себя. Также получены значимые различия (р = 0,05) между данными выборками по шкале «M» (богемность – практичность). Это свидетельствует о том, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей степени характерны уход в себя, беспомощность в практических делах. Студенты с автономным типом регуляции чаще интересуются фактами, у них преимущественно живая реакция на практические вопросы, интересы направлены на непосредственный успех. Они более реалистичны, надежны, и ориентированы на внешнюю реальность. Таблица 2 Показатели по шкалам методики «16-факторный личностный опросник» студентов, имеющих гуманитарный тип мышленияФактор | Автономные гуманитарии | Зависимые гуманитарии | tэмп |
А | 7,10 | 7,83 | 1,43 |
В | 4,03 | 4,30 | 0,63 |
С | 7,30 | 6,60 | 1,44 |
Е | 7,43 | 5,17 | 3,9 |
F | 5,93 | 5,97 | 0,06 |
G | 7,37 | 7,50 | 0,24 |
Н | 8,67 | 6,37 | 3,91*** |
I | 7,07 | 7,50 | 0,83 |
L | 5,97 | 5,07 | 2,2 |
M | 5,67 | 6,67 | 2,06* |
N | 5,20 | 5,33 | 0,27 |
O | 5,80 | 8,97 | 4,63*** |
Q1 | 7,40 | 6,00 | 2,25* |
Q2 | 5,00 | 5,10 | 0,19 |
Q3 | 6,37 | 5,77 | 1,22 |
Q4 | 4,83 | 6,33 | 2,91** |
Примечание: * - р = 0,05; **р = 0,01; ***р = 0,001
Статистически значимые различия (р = 0,001) между данными выборками по шкале «О» (склонность к чувству вины – спокойная самоуверенность) свидетельствуют о том, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей мере свойственна склонность к чувству вины, т.е. они боязливы, неуверенный, тревожны, озабоченный, депрессивный, легко впадают в растерянность. Между тем, для «студентов-гуманитариев» с автономным типом регуляции характерна спокойная самоуверенность, т.е. они спокойны, умеют «позабавится», нечувствительны к мнению о себе.
Также получены значимые различия (р = 0,05) между данными выборками по шкале «Q1» (радикализм – консерватизм). Здесь можно сделать вывод о том, что «студенты-гуманитарии» с зависимым типом регуляции более консервативны в своих взглядах, т.е. они стремятся к поддержке установленных понятий, норм, принципов и традиций. При этом «студенты-гуманитарии» с автономным типом регуляции более склонны к радикальным изменениям своих взглядов, склонны к экспериментированию и нововведениям. Статистически значимые различия (р = 0,01) между данными выборками по шкале «Q4» (внутренняя напряженность) говорят о том, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей степени свойственна внутренняя напряженность.
Далее рассмотрим особенности личностных качеств субъектов в выборках студентов, имеющим технический и гуманитарный тип мышления с зависимым типом субъектной регуляции. Данные математических расчетов представлены в таблице 3.Согласно данным таблицы 3, статистически значимые различия (р = 0,05) выявлены по шкале «В» (развитое мышление – ограниченное мышление). Это показывает то, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей степени типичны сообразительность, умение анализировать ситуации, способность к осмысленным заключениям. Также получены значимые различия (р = 0,05) по шкале «I» (чувственность – твердость). Это свидетельствует о том, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом субъективной регуляции в большей степени характерны нетерпимость, зависимость от других, богатая фантазия, мечтательность. А для «студентов – техников» с зависимым типом регуляции более свойственны реалистичность взглядов, самостоятельность, самоуверенность, скептицизм.
Таблица 3 Показатели по шкалам методики «16-факторный личностный опросник» студентов, с зависимым типом субъектной регуляции
Фактор | Зависимые гуманитарии | Зависимые техники | tэмп |
А | 7,83 | 7,33 | 1,15 |
В | 4,30 | 3,20 | 2,9* |
С | 6,60 | 7,03 | 0,9 |
Е | 5,17 | 6,00 | 1,7 |
F | 5,97 | 5,60 | 0,72 |
G | 7,50 | 7,23 | 0,48 |
Н | 6,37 | 6,70 | 0,61 |
I | 7,50 | 6,07 | 2,91* |
L | 5,07 | 5,63 | 1,28 |
M | 6,67 | 6,23 | 0,9 |
N | 5,33 | 5,40 | 0,13 |
O | 8,97 | 6,87 | 3,82** |
Q1 | 6,00 | 6,47 | 0,92 |
Q2 | 5,10 | 5,13 | 0,07 |
Q3 | 5,77 | 5,90 | 0,3 |
Q4 | 6,33 | 5,60 | 1,43 |
Примечание: * - р = 0,05; **р = 0,01.
Статистически значимые различия (р = 0,01) между данными выборками по шкале «О» (склонность к чувству вины – спокойная самоуверенность) доказывают то, что для «студентов-гуманитариев» с зависимым типом регуляции в большей мере свойственна склонность к чувству вины, т.е. они боязливы, неуверенны, тревожны, озабоченный, депрессивный, легко впадают в растерянность. Далее рассмотрим особенности личностных качеств субъектов в выборках студентов, имеющим технический и гуманитарный тип мышления с автономным типом субъектной регуляции.Таблица 4 Показатели по шкалам методики «16-факторный личностный опросник» студентов, с автономным типом субъектной регуляции
Фактор | Автономные гуманитарии | Автономные техники | tэмп |
А | 7,10 | 8,17 | 1,98 |
В | 4,03 | 3,63 | 0,97 |
С | 7,30 | 7,87 | 1,2 |
Е | 7,43 | 6,40 | 1,72 |
F | 5,93 | 5,43 | 0,95 |
G | 7,37 | 7,53 | 0,32 |
Н | 8,67 | 7,50 | 2,2* |
I | 7,07 | 6,37 | 1,23 |
L | 5,97 | 5,33 | 1,57 |
M | 5,67 | 5,10 | 1,26 |
N | 5,20 | 5,30 | 0,25 |
O | 5,80 | 6,60 | 1,22 |
Q1 | 7,40 | 6,57 | 1,36 |
Q2 | 5,00 | 5,07 | 0,12 |
Q3 | 6,37 | 6,50 | 0,29 |
Q4 | 4,83 | 4,87 | 0,07 |
Примечание: * - р = 0,05.
Согласно данным таблицы 4, статистически значимые различия (р = 0,05) выявлены по шкале «Н» (смелость-застенчивость). Это подтверждает то, что «студенты-гуманитарии» с автономным типом регуляции в большей степени чувствуют себя уверенно в общении с людьми, легко заводят новые знакомства, при этом для «студентов-техников» с автономным типом регуляции в большей мере присущи застенчивость, нерешительность и уход в себя.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что существуют статистически значимые различия некоторых черт личности у субъектов с различными типами мышления и различными типами субъектной регуляции. Результаты свидетельствуют, что «зависимые техники» и «зависимые гуманитарии» в большей степени углубленны в себя, интересуются смыслом жизни, беспомощны в практических делах. При этом студенты «автономные-техники» и «автономные гуманитарии» в большей мере интересуются фактами, обусловленные обстоятельствами, у них преимущественно живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех.