Люди с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие)

 

Нарушение зрения имеет много степеней и проявлений. Полностью незрячих людей всего около 10% из категории людей имеющих ограничения по зрению, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое центральное при хорошем периферическом. Все это можно выяснить и учитывать при общении. Желательно тактично спросить перед оказанием помощи, в чем именно выражаются ограничения зрения и выяснить, какая помощь нужна, а что человек с инвалидностью может и предпочитает делать сам. Предлагая помощь, необходимо понимать, что оказывать ее надо там и так, как в этом нуждается конкретный незрячий, а не так, как хочется или удобно вам, поскольку ваши представления могут основываться на распространенных общих стереотипах, неприменимых или недостаточных в конкретном случае.

Предлагая свою помощь незрячему человеку на улице или в помещении не управляйте его движением на расстоянии, лучше подойдите и помогите выбрать нужное ему направление и безопасный путь передвижения. Не хватайте незрячего за руку, и не тащите его за собой, не отнимайте и не стискивайте его трость. При определении места нахождения не показывайте направление рукой – не забывайте, что привычный жест «там...» или "туда..." незрячий человек не сможет воспринять.

Опишите коротко, где вы находитесь. Например: «слева в 10 метрах находится шоссе, впереди – гастроном, а справа – аптека» или «впереди шагах в десяти находится лестница, справа шагах в шести – окно в торце коридора и перед окном большой вазон с цветком, а слева от лестницы, шагах в двух - гардероб». Старайтесь чётко и ясно давать информацию, оперируя терминами – «лево», «право», «вперёд», «назад», причём, не забывайте, что эти указания необходимо давать относительно положения подопечного.

Учитывайте, что большинство незрячих комфортнее себя чувствуют, когда не привлекают к себе и своим физическим недостаткам лишнее внимание окружающих. Никогда не оглашайте публично информацию о физическом недостатке сопровождаемого, особенно в его присутствии, кроме случаев, когда Вас об этом специально попросили. Ведите себя тактично по отношению к незрячему, уважайте его право самому решить, когда и кому сообщать при необходимости о своей личной проблеме, связанной с полной или частичной утратой зрения. Постарайтесь вести себя с незрячим естественно.

Предупреждайте своевременно препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах, выступающих относительно основания деталях архитектуры, крыш киосков, дорожных знаках, нависающих ветках и т.п. Необходимо пояснять слепому человеку и характер препятствия (бровка вниз, лестница вверх), в этом случае перед препятствием лучше на секунду остановиться. В процессе сопровождения будьте предельно внимательны, обращайте внимание на мелочи, которые при обычном нормальном зрении кажутся Вам несущественными, поскольку Вы смотрите и сканируете путь и возможные препятствия не только для себя, но и прежде всего для сопровождаемого, который не может увидеть небольшое препятствие, которое Вы обычно преодолеваете автоматически. Всегда помните, что сопровождаемый доверяет Вам свое здоровье и жизнь, а Вы несете ответственность за его безопасность. Безопасность для жизни и здоровья сопровождаемого является безусловным приоритетом при сопровождении инвалидов по зрению.

Старайтесь вести подопечного по наиболее безопасному участку маршрута, двигайтесь в среднем темпе.

Выбирайте проходы, где вы можете свободно пройти вдвоём. Если такой возможности нет (узкие проходы или тротуар, плотный людской поток, двери городского транспорта и так далее) то сопровождающий должен выпрямить ведущую незрячего руку - это служит сигналом того, что незрячий человек должен уйти за спину ведущего и таким образом дальше продолжать движение пока препятствия не закончатся.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите человека с инвалидностью по зрению перпендикулярно к ним, а не наискосок. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

Предложите незрячему взяться за поручень, направив или опустив его руку на его начало. Перед окончанием поручня предупредите об этом и продолжите контактное сопровождение.

Бывают такие лестницы, где одна ступенька от другой находится на значительном расстоянии или несколько ступенек выше или ниже, чем другие. Подобные лестницы очень неудобны и опасны для незрячих и слабовидящих. В таком случае обязательно предупредите сопровождаемого об особенностях такой лестницы или ступеньки.

Очень неудобными для слепых являются винтовые лестницы.

Спускаясь по ним, или поднимаясь, необходимо дать незрячему возможность держаться за поручень или надежно поддерживать его.

Ни в коем случае не бросайте незрячего в опасных, а также незнакомых или малознакомых местах, тем более без предупреждения. Если Вам необходимо ненадолго отойти, озвучьте подопечному Ваше намерение, сообщите о планируемом времени возвращения и только тогда отходите, убедившись, что незрячий находится в безопасном месте, не на пути движения других людей, не на проходе и т.д.

Если возникла необходимость помощи слепому человеку при пользовании общественным транспортом, то первым в трамвай, троллейбус или автобус при посадке заходит зрячий, подавая сигналы слепому о характере ступенек.

Сопровождающий не заходит первым в транспорт в том случае, если дверной проём не позволяет подопечному пройти в полный рост (микроавтобусы, автомобили). В этом случае сопровождающему незрячего следует указать необходимое направление движения, одновременно блокируя препятствия.

При выходе из транспорта ведущий слепого человек всегда выходит первым. При этом незрячему необходимо подать руку и предупредить о количестве ступенек у транспортного средства.

При попадании в незнакомое помещение незрячий человек нуждается, прежде всего, в помощи прохождения порогов, дверей и лестниц. Необходимо следить, чтобы незрячий не травмировал себя висящими шкафами, рекламными щитами и т.п.

При проходе в двери сопровождаемый незрячий человек должен находиться всегда со стороны дверных петель. Таким образом, исключается травматизм слепого. При необходимости какое-то время находиться в незнакомом помещении подробно объясните инвалиду по зрению расположение мебели и строение самого помещения.

Если вы помогаете незрячему человеку посетить какой-либо торговый центр, помните, что ваш сопровождаемый должен находиться с противоположной стороны от прилавков, чтобы во время ходьбы нечаянно не задеть и не сбросить продукты и товары. Помогите незрячему расплатиться, называя купюры, которые он достаёт, но не делайте это за него. Если Вы передаете незрячему деньги, например, сдачу в магазине или такси, озвучьте не только сумму, но и количество купюр или монет и их номинал. Сложите все приобретённые товары в пакет и вложите его в руку незрячему, такое ваше поведение избавить человека от чувства униженности и никчемности.

При встрече с незрячим человеком всегда называйте себя, а при общении представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Если вы хотите пожать руку слепому человеку - скажите ему об этом.

Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник.

Во время еды, сообщите незрячему о том, что находится на столе (салфетки, фрукты, солонки, столовые приборы), и где именно на столе они находятся. Обратите внимание вашего подопечного на наличие бьющихся предметов. Если за столом вы предлагаете незрячему человеку новое блюдо (или несколько закусок на одной тарелке), можно объяснить ему, что где находится, используя принцип циферблата. Например: «на 12 часах – гарнир, на 3 – салат, на 6 часах – котлета».

Избегайте расплывчатых определений, описаний и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, а также таких выражений как: «стакан находится поблизости от вас...» или «солонка где-то на столе». Старайтесь быть точным: «Стакан прямо перед вашей тарелкой» или «хлеб справа от вашей чашки».

Пытайтесь передать словами то, что часто выражается мимикой и жестами.

Если незрячему необходимо взять какой-либо предмет, не следует тянуть его руку к предмету – подайте его сами, вложив в ладонь.

Старайтесь без острой необходимости не менять привычные места нахождения предметов и вещей. Если это сделать все же нужно, то вначале сообщите об этом незрячему. Для невидящего человека переложенная без его ведома вещь становится для него недоступной, ведь для того, чтобы ее теперь найти зрячему человеку достаточно просто оглядеть помещение, а слепой должен ощупать все существующие поверхности, поэтому даже случайное смещение необходимых предметов с их привычных фиксированных мест может стать для слепого непреодолимой преградой и неразрешимой проблемой. Поскольку для незрячих принципиально важно привычное, освоенное ими пространство и расположение предметов, желательно без особой необходимости избегать перестановки мебели или изменения конфигурации помещений, в которых живут, обучаются, работают или по любой другой причине регулярно находятся незрячие. Если же такие изменения по объективным причинам неизбежны, заблаговременно сообщите о них, подробно их опишите, дайте возможность с ними лично ознакомиться и будьте готовы к тому, что незрячему понадобится время, необходимое для полного освоения в измененном пространстве.

Если вы знакомите незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности предмета его рукой, а дайте человеку возможность свободно потрогать его. В таких ситуациях вполне допустимо употреблять выражение «смотреть».

Для незрячего человека это допустимо во всех случаях, никак его не обижает и означает «видеть руками», осязать, использовать другие сохранные анализаторы.

Всегда делитесь увиденным со слепым человеком – это расширяет его представления об окружающем мире. Если при беседе с незрячим вы перемещаетесь, предупредите его об этом, не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту. Если у человека есть хотя бы небольшое остаточное зрение, то при общении располагайтесь на минимально допустимом близком расстоянии от него, чтобы он мог обращаться хотя бы к силуэту, а не разговаривал с пустотой.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами.

Всегда выясняйте, в каком виде человек хочет получить информацию: шрифтом «по Брайлю», крупный шрифт, аудиокассета, электронный носитель. Многие незрячие, особенно молодежь, активно используют в качестве эффективных средств реабилитации современные озвученные технологии. Это позволяет им знакомиться с информацией в электронном виде при помощи тифлопрограммного обеспечения экранного доступа. Поинтересуйтесь у незрячего, какой формат или тип мессенджера ему наиболее привычен и доступен и предоставляйте ему информацию по возможности так как удобно ему, а не вам, исходя из принципа, что зрячий человек может свободно пользоваться любым из многочисленных форматов и способов передачи информации, а слепой в этом выборе ограничен в своих возможностях.

Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть – это все равно лучше, чем ничего, предварительно озвучив ее или описав ее содержание, если объем или ситуация не дают возможности полного прочтения.

Если вы собираетесь читать незрячему человеку какую-то книгу, журнал, газету или документ, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не просят. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать незрячему его потрогать. Не заменяйте чтение пересказом, читайте при необходимости по предложению или абзацу с небольшими паузами, т.к. информацию на слух без визуальной поддержки воспринимать сложнее. Прочтите повторно весь текст или отдельные предложения, если вас об этом попросили. Если незрячий человек должен подписать документ, обязательно прочитайте его вслух полностью, затем вложите ручку ему в руку, поставьте его руку так, чтобы стержень ручки находился в начале строки для подписи. Инвалидность не освобождает человека от ответственности обусловленной документом и за поставленную им подпись.

Иногда на улице можно увидеть слепого, идущего с собакой.

Собаки-поводыри – это работающие животные.

Концентрация собаки снижается, если вы с ней говорите.

Не отвлекайте собаку каким-либо образом, например, предлагая ей еду, гладя ее или посвистывая, не командуйте ими и не играйте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: