Прогноз: Коллапс системы распространения

При падении объёмов продаж прямо пропорционального сокращения издержек добиться невозможно. Соответственно рентабельность распространения прессы будет стремительно снижаться и на определённом этапе бизнес по реализации прессы станет убыточным.

По рассчётам, в случае сокращения рынка на 5% рентабельность розничных продаж в среднем по рынку будет составлять 9, 3%, дистрибуции в супермаркеты - 4, 4%, а опта - 1, 8%. В случае сокращения рынка на 10% рентабельность розницы составит 7, 9%, дистрибуции - 3, 8%, опта - 1, 5%. Крах существующей системы распространения печатных СМИ мы прогнозируем при сокращении рынка на 30%. В этом случае рентабельность розничных продаж прессы будет составлять - 0, 4%, дистрибуции - 0, 5%, а опта - 0, 6%.

Учитывая негативные тенденции, можно прогнозировать, что в перспективе традиционная система дистрибуции должна будет исчезнуть. Необходимо реорганизовывать и диверсифицировать существующую модель бизнеса.

Глобальные стратегии

Действия дистрибьюторов печатной продукции

В условиях сокращения рынка печатных СМИ основными действиями дистрибьюторов печатной продукцией стали:

Сокращение затрат по всей цепи дистрибуции прессы.

Оптимизация технологических (включая логистические) процессов.

Существенное повышение эффективности продаж.

Расширение списка услуг, предоставляемых оптовыми и розничными игроками рынка.

Расширение взаимодействия с издателями, направленного на повышение эффективности продаж и сокращение издержек.

Внедрение новых, передовых технологий в отрасли.

Действия издателей печатной продукции

1. Совместно с распространителями:

принятие мер к сокращению издержек в отрасли распространения;

работа над повышением эффективности продаж и оптимизацией торгового ассортимента в конечных точках (во избежание перегруженности ассортиментом);

активное проведение промоакций в целях повышения уровня продаж.

2. Поддержка и стимулирование оптовых и розничных дистрибуторов в части создания и внедрения в отрасль новых технологий, IT-систем т.д.

Административная поддержка

Весь комплекс производств, связанных с созданием, изготовлением и распространением печатной продукции, требует государственной поддержки.

Взаимодействие государства и медиасферы в зарубежных странах идёт по двум принципиальным направлениям: регулирование и господдержка. Видна также разная степень участия: от мельчайшей детализации норм и правил поведения до законодательства универсального характера, от бюджетной поддержки отрасли в целом до точечного финансирования отдельных программ и инициатив.

Так, в правительстве Франции постоянно ведётся работа по оказанию поддержки печатным СМИ с целью сохранения плюрализма информации, являющейся залогом демократической жизни общества. В настоящее время объём госпомощи достигает 1 млрд. евро в год, или 12% оборота отрасли. Годовой оборот французских печатных СМИ составляет 10, 6 млрд. евро, из которых 56% приходятся на продажи и 44% - на доходы от рекламы.

Господдержка прессе сегодня распределяется следующим образом: 401 млн. евро - косвенная помощь (пониженная ставка НДС, освобождение от некоторых видов профессиональных налогов) и 626 млн. евро - прямая помощь (на модернизацию, распространение и т.п.).

Еще в самом начале кризиса был разработан пакет государственной поддержки, который включал:

финансовую помощь в виде прямых инвестиций и налоговых каникул для распространительских структур;

помощь дистрибуторам, желающим увеличить количество киосков и специальных магазинов по продаже прессы, «смягчение» правил их установки, финансирование «системы доставки до дверей читателя»;

увеличение вдвое госзаказа на социальную рекламу;

дополнительные инвестиции в издательский бизнес в обмен на обязательство издателей по развитию электронных услуг;

снятие некоторых законодательных ограничений по владению французскими изданиями неевропейских инвесторов;

французским гражданам при достижении 18 лет государство обязуется оплачивать доставку, а издатель предоставить бесплатно в течение года одно издание по подписке.

В данный момент происходит рассмотрение иных методов господдержки в условиях развития новых медиа, нацеленных на реформирование традиционных печатных СМИ. Для оказания поддержки предпочтение будет отдаваться изданиям, которые предложат «подлинную инновационную стратегию», направленную, в частности, на мультимедийную диверсификацию и монетизацию контента в Интернете. В свою очередь, государство принимает на себя обязательство сохранить уровень бюджетной помощи в течение пяти лет после начала программы реформирования.

Средства, выделенные для оказания помощи, будут сконцентрированы в специальном фонде, управление которым будет осуществлять министерство культуры и массовых коммуникаций. В 2012-2016 гг. ежегодный объём помощи составит 900 млн. евро.

Новый порядок оказания помощи будет сначала опробован в 2011 году на ежедневной национальной прессе, а начиная с 2012 года - применён к другим изданиям.

Характерно, что перечень российских проблем весьма схож с теми, которые уже решены или решаются за рубежом - снижение налогообложения, прямая и косвенная финансовая поддержка, унификация и упрощение процедур при создании новых точек продаж, расширение разрешённого ассортимента и пр.

Доклад Д.В. Мартынова на XIX международной конференции АРПП

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: