Анализ уровня рентабельности предприятия, отраслей и видов продукции

 

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала.

Все показатели могут рассчитываться на основе прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, ее стоимости и средних цен реализации.

Из данных таблицы 34 видно, что Уровень рентабельности в целом по хозяйству снизился с 66,2 % в 2004 г. до 28,1 % в 2006 г. Наиболее рентабельной культурой является здесь зерно. Уровень ее рентабельности за последние три года сократился на 196,4 п. п. Так если в 2004 г на рубль затрат приходилось прибыли в размере 253,2 коп., то в 2006 г. всего 58,6 коп. Наименее рентабельной продукцией в ОАО «Сатинское» является свинина. В 2006 г. на каждый рубль затрат была получена прибыль в размере 28,1 коп. Это меньше уровня аналогичного показателя в 2004 г. на 20,1 п.п.


Таблица 34 – Рентабельность основных видов сельскохозяйственной продукции, отраслей и хозяйства в целом

Вид продукции

2004 г.

2006 г.

Отклонение уровня рентабельности, (п.п.)

Выручка от реализации продукции, тыс. руб. Полная себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. Уровень рентабельности, % Выручка от реализации продукции, тыс. руб. Полная себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. Уровень рентабельности, %
Зерно 5601 1586 4015 253,2 6193 3949 2244 56,8 -196,4
Сахарная свекла 1657 1345 312 23,25 2273 2469 -196 - -
Подсолнечник 3039 1649 1390 84,3 4418 3281 1137 34,7 -49,6
Итого по растениеводству 10297 4580 5717 124,8 12884 9699 3185 32,8 -92,0
Живая масса свиней 19568 13386 6179 46,1 28554 22657 5897 26,0 -20,1
Итого по животноводству 19568 13386 6179 6,1 28554 22657 5897 26,0 -20,1
Всего по хозяйству 29869 17969 11896 66,2 32972 32356 9082 28,1 -38,1

 

Проведем факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции. Расчет этих факторов на изменение уровня рентабельности произведем способом цепной подстановки.


Таблица 35 – Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции в ОАО «Сатинское» в 2004 – 2006 гг.

Вид продукции

Цена реализации 1 ц, руб.

Себестоимость 1 ц, руб.

Уровень рентабельности, %

Отклонения (+,-)

общее

в т.ч. за счет

2004 2006 2004 2006 2004 усл. 2006 цены себест.
Зерно 380 349 107 222 253 223 57 -196 -30 -166
Подсолнечник 651 579 353 430 84 64 35 -49 -20 -29
Живая масса свиней 4548 5035 3112 3995 46 62 26 -20 16 -36

 

Расчеты показали, что в исследуемом хозяйстве за сет снижение цены реализации зерна в последние три года уровень рентабельности данной продукции сократился на 30 п.п., а за счет увеличения ее себестоимости на 166 п.п. Уровень рентабельности свинины в 2006 г. по сравнению с 2004 г. снизился на 20 п.п. и составил 26 %.Основной причиной стало увеличение цены реализации 1 ц с 4548 руб. в 2004 г. до 5035 руб. в 2006 г., в результате чего уровень ее рентабельности возрос на 16 п.п. А за счет роста себестоимости в исследуемом промежутке времени уровень рентабельности реализуемой свинины упал на 36 п.п.

 



Резервы роста прибыли и рентабельности. Мероприятия по их освоению

 

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции необходимо умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

 

Р↑Пvрп = Р ↑VРПi х Пiф

 

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

 

Р↑Пс= ∑ / Р ↑С (VРПф+ Р↑ VРП)

 

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции.

Аналогично определяются резервы рост за счет изменения рынков сбыта.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности производственной деятельности являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижения себестоимости товарной продукции.

В заключении анализа финансовых результатов должны быть разработаны конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов и система осуществления мониторинга.

Освоение резервов роста прибыли на имеющихся производственных мощностях без дополнительных капитальных вложений, а следовательно и без увеличения суммы постоянных затрат, позволит увеличить не только рентабельность работы предприятия, но и запас его финансовой прочности.



АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: