Подготовка к ОКР по ИГиПЗС
Перечислите общие и особенные характерные черты государственного устройства стран Древнего Востока.
Общие черты государственного устройства стран Древнего Востока
Этапы развития государств:
1 - создание номовых государств.
2 – государственная централизация.
3 – государства-империи.
Государственный аппарат власти
В древневосточных государствах существовали как минимум три основных административных ведомства:
- финансовое (изыскивало средства, необходимые для содержания разветвленного управленческого аппарата, пропитания людей, занятых на работах государственного значения, и т.п.);
- военное (поставляло в страну рабов–иностранцев);
- строительное (обеспечивало строительство, поддержание оросительных систем, прокладку дорог, возведение храмов и пр.).
Коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии и бюрократии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных институтов. Государство оформилось в восточную деспотию (в переводе с древнегреческого – неограниченная, жестокая власть одного правителя).
|
|
Характерные особенности всех деспотических государств:
1) сосредоточение всей полноты власти (законодательной, исполнительной и судебной) у единоличного главы государства;
2) сакральный характер власти правителя или обожествление монарха;
3) наличие подчиненного деспоту разветвленного административного бюрократического аппарата, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными;
4) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;
5) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян – общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб и др.);
6) отсутствие гарантированного права собственности;
7) отсутствие свобод, полное подавление личности, безграничная власть человека, ею облеченного, и бездействие закона.
Особенные характерные черты государственного устройства стран Древнего Востока
Древнего Египта
4-й – 3-й тыс. до н.э. в Древнем Египте складывается 40 номов(областей). Во главе каждого – царь, он же верховный жрец.
27-22 вв. до н.э. -- эпоха Древнего царства в Древнем Египте.
Усиление централизации управления.
После царя главным лицом в государственном аппарате был верховный сановник - визирь
21-18 вв. до н.э. – эпоха Среднего царства в Древнем Египте.
Раздробленность страны Почти неограниченная власть номархов Замена независимых правителей областей (номов) новыми, подчиненными царской власти.
|
|
16-11 вв. до н.э. -- эпоха Нового царства в Древнем Египте.
Власть фараона абсолютна, его считали посредником между небом и землей.
Главн.чиновник – джати (сердечн.друг), управляющ.царским двором и хоз-вом.
2м главн.сановником гос-ва явл.казначей, управляющ.всем материальным движимым и недвижим.имуществом, осуществл-м надзор за соблюдением всех экономич. указов и контроль за налоговым сбором.
3м по статусу был «начальник работ» - наблюд. за оросительной системой,
4м-управляющ. «домом оружия» - комплектование и обеспечение армии фараона.
Многочисленные чиновники-писцы.
Древнего Вавилона
Вся полнота власти находилась в руках царя. Центр управления — царский двор.
Население делилось на свободных и рабов. Группы населения:
авилум — «сын человека — человек» и
мушкенум — «падающий ниц».
Древнего Китая
Государственный строй Древнего Китая на раннем этапе развития сохранял пережитки военной демократии, а затем вся полнота власти сосредоточилась в руках царя, который был самым крупным рабовладельцем. Должностные лица в государстве делились на
высших гражданских чиновников,
военных чиновников,
советников и
прорицателей.
Древней Индии
а) кастовая (варновая) структура общества;
б) наличие в государственном строе заметных следов военной демократии и республиканских форм правления.
Формы правления в Индии эпохи рабовладения были разнообразными. Наряду с монархическими формами правления в ряде индийских государств существовали республики. Своеобразие рабовладельческих государств в Древней Индии состояло в том, что в них продолжали сохраняться некоторые институты и элементы военной демократии (народные собрания, советы старейшин и т.д.) Царь (раджа или магараджа), хотя и считался представителем бога на земле, но его власть не была безграничной. Брахманы-жрецы влияли на его деятельность.
Государственные органы в Древней Греции. Общая характеристика древнегреческого права
Процесс возникновения античных государств имел
очень важную особенность. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга государств - полисов.
Для истории государства и права наибольший интерес представляют два полиса – Афины и Спарта – как наиболее яркие представители двух государственно-правовых «моделей». В Афинах классического периода преобладал демократический режим, а в Спарте – олигархический.
Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник
город, названный в честь его богини–покровительницы Афинами.
Управлялись Афины ареопагом – советом старейшин
(предположительно он существовал с VIII в. до н.э.) и девятью ежегодно
избиравшимися из среды аристократов архонтами. Средоточием же
законодательной власти становится народное собрание.
Основными органами власти и управления Афинского государства
являлись: народное собрание; Совет пятисот; гелиэя (суд - 6000 судей), коллегия стратегов; коллегия архонтов.
Верховным органом власти было народное собрание – экклесия,
которая принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала
должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков
полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города,
обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за правильным
воспитанием юношей.
Совет пятисот – булэ – являлся рабочим органом народного собрания.
Он избирался по жребию из числа полноправных мужчин старше 30 лет по
50 человек от филы. Один состав совета функционировал в течение одного
года. Здесь были представлены все разряды афинского населения. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.
|
|
К органам исполнительной власти (магистратам) относились коллегия
десяти стратегов и коллегия девяти архонтов. Основными функциями
коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми
вооруженными силами Афин.
Высшим судебным органом была гелиэя (суд присяжных),
действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6
тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию
архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.
Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления недовольства огромной массы подневольного населения (илотов) сдерживало развитие частной собственности и успешно сохраняло равенство среди самих спартанцев. Организация политической власти у спартанцев была типичной для периода распада племенного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племён), совет старейшин, народное собрание. В VI веке до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (укрепление влияния общины Спарты путём уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждый год путём гадания по звёздам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.
Полисная замкнутость каждого из древнегреческих городов-государств предопределила и самостоятельность правовой системы в каждом из них, но в основном они были схожи. Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов.
Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права, и уже с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.
|
|
Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Она обеспечивала полноправие только свободного населения, распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков.