Регламентированность деловой коммуникации
Отличительной особенностью деловой коммуникации является её подчинение установленным правилам и нормам. Они определяются степенью официальности, типом и формой делового общения, задачами и целями, которые стоят перед собеседниками, а также общественными нормами поведения и национально-культурными традициями.
Деление по признакам
Деловая коммуникация в зависимости от различных признаков делится на устную и письменную, диалогическую и монологическую, публичную и межличностную, опосредованную и непосредственную, дистантную и контактную.
Формы существования деловой коммуникации
Существовать деловая коммуникация может в таких формах, как письменная и устная. В письменной форме она представлена всеми официально-деловыми документами (заявление, договор, расписка, доверенность, завещание и т.д.). В устной форме наиболее часто этот вид коммуникации употребляется в деловых встречах, переговорах, консультациях. В зависимости от ситуации, характер делового разговора может изменяться. Чаще всего применяются такие виды общения, как деловая беседа, публичное выступление, совещание или презентация.
|
|
Несколько советов
Чтобы успешно проводить деловое общение, необходимо придерживаться общих правил. Во-первых, не перебивайте собеседника, дайте ему высказаться. Во-вторых, общайтесь вежливо, не повторяйтесь, говорите по сути. Ну и, конечно же, ваш внешний вид должен внушать доверие, обратите внимание на свою внешность. Кроме того, старайтесь вести общение и на невербальном уровне. Если вы будете придерживаться этих советов, то успех вам обеспечен.
Отличительной чертой деловой коммуникации является ее строгая регламентированность и подчиненность правилам, которые определяются типом и формой делового общения, целям общающихся, общественными нормами поведения, степенью официальности. Основными жанрами делового общения является диспут, переговоры, брифинг (устная форма), а также заявление, расписка, договор (письменная форма).
Деловое общение является особой формой взаимодействия людей в различных сферах трудовой деятельности. Важное значение оно приобретает для людей, занятых в управлении.
Деловая коммуникация - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Это – межличностное общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: управленческой, производственной, коммерческой и т.д. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
|
|
Цель деловой коммуникации – организация плодотворного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками.
Содержанием деловой коммуникации является то дело, которым заняты люди в процессе деятельности, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир.
Психологические и этические основы делового общения.
Этические основы делового общения базируются на:
- пунктуальности, по которой человека можно идентифицировать как надежного и исполнительного работника;
- конфиденциальности, так как она является залогом успешного проведения сделок и содержания в тайне секретов самой организации или учреждения, его деятельности и личной жизни сотрудников;
- социальном контракте, то есть неформальном соглашении компании с ее внешним окружением об определенных и единых для всех нормах поведения;
- социальной ответственности фирмы за предоставление условий для максимального использования участниками бизнеса и всем обществом ее преимуществ;
- старании компании искоренить недостатки, затрагивающие работников и в целом все общество;
- принципе утилитаризма в построении речевой аргументации, считающем морально оправданным только действие, приносящее или имеющее тенденцию приносить пользу максимально возможному количеству людей. Неэтичным решение считается в том случае, если объём наносимого ущерба больше суммарной пользы.
Нравственные основы делового общения заключены в принципе нравственного императива, по которому конкретный результат не должен влиять на моральные решения и цель не оправдывает средства, то есть злом в любом случае является взяточничество, обман клиентов независимо от его масштаба и количества обманутых людей. Не стоит забывать о внешнем облике (одежда со вкусом, необходимые аксессуары) для работников определенного уровня, на который вы претендуете. Важно быть грамотным и полностью искоренить из речи бранные слова и слова-паразиты, загрязняющие речь и отвлекающие внимание от смысла высказываемого.
Любезное, доброжелательное, приветливое и вежливое поведение с подчиненными, деловыми партнерами, сослуживцами, соблюдение субординации и тона общения с начальством, а также внимание ко всем окружающим, к их мнениям, анализ чужой точки зрения, взаимопонимание и объективная оценка собственной критики – главные психологические основы делового общения.