а) При обособлении определений:
- с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова:
· После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин).
- два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова:
· Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела (Пришвин).
- относящееся к личному местоимению:
· И входит он, любить готовый, душой открытый для добра (Лермонтов).
- стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное):
· Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (Твардовский). (значение причины)
- оторванное от определяемого существительного другими членами предложения:
· Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика.
б) При обособлении приложений:
- любое приложение, если оно относится к личному местоимению
· Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин)
- распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному:
· Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари.
- распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него:
· Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка… (Гоголь).
- распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение:
· Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов) (= будучи упрямцем во всём).
- приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как:
· Была у Ермака легавая собака, по прозвищу Валетка (Тургенев).
· Всякая птица, даже воробей, привлекала его внимание (Аксаков).
- приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его)
· Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев).
в) При обособлении обстоятельств:
- деепричастные обороты независимо от места в предложении:
· Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась (Маяковский).
- одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности:
· Из леса выбежав, берёзка одна стояла на юру.
· Черёмуха душистая, развесившись, стоит (Есенин).
В предложениях с вводными словами и конструкциями для выделения вводных слов и предложений
· Он, выходит, совсем в этом не разбирается.
· Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал (Пушкин).
В предложениях с обращениями
· Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины… (Симонов).
В предложениях со сравнительными оборотами
а)сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что
· Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат.
б) сравнительные обороты с союзом как:
- если они обозначают уподобление (как = подобно):
· Как чайка, парус там белеет в высоте (Фет).
- если оборот содержит в себе оттенок причинного значения:
· Он, как человек практичный, нашёл это дело невыгодным (= будучи человеком практичным).
- если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь:
· Я учился так же хорошо, как и брат.
- если оборот начинается сочетанием как и:
· В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное.
- если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.:
· Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.
3.2. Постановка запятых в сложных предложениях
В сложносочинённых предложениях для разделения простых перед сочинительными союзами
· Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах.
В сложноподчинённых предложениях для отделения придаточных частей от главной
· Её пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павленко).
В бессоюзных сложных предложениях для разделения простых
· Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин).
Алгоритм выполнения задания №21
1. Внимательно прочитайте задание. Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше. Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.
2. Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.
3. Вы уже повторили функции знаков препинания по данным, приведённым выше. Следовательно, представляете себе роль каждого знака препинания в предложении. Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМ.
4. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.
5. Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений с тире. Но далеко не во всех случаях тире ставится по одному правилу, поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится тире в выделенных вами предложениях. Соберите те предложения, в которых постановка тире подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом.
Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.