Состав, Груз. теплоход | Пункты | Начальный пункт | tхг,ч | tпути, ч | Конечный пункт | tхо, ч | В том числе | Всего |
| |||||||||||||||||||
буксир | баржа
| отправления | назначения | tпог,ч | tтонч | tвыг,ч | tтокч | Tх,ч | tпути, ч | |||||||||||||||||||
ТУЗ-100А | Красноярск | Бор | 49 | 3,5 | 45 | 48 | 44 | 3,5 | - |
97 |
104 |
208,2 | ||||||||||||||||
Бор | Красноярск | - | 2,1 | - | 56 | - | 2,1 | 52 | ||||||||||||||||||||
ТУЗ-100А | Красноярск | Туруханск | 49 | 3,5 | 74 | 80 | 44 | 3,5 | - |
160 |
172 |
276,2 | ||||||||||||||||
Туруханск | Красноярск | - | 2,1 | - | 92 | - | 2,1 | 86 | ||||||||||||||||||||
ТУЗ-100А | Красноярск | Игарка | 49 | 3,5 | 89 | 96 | 44 | 3,5 | - | |||||||||||||||||||
Игарка | Красноярск | - | 2,1 | - | 112 | - | 2,1 | 104 | 193 | 208 | 312,2 | |||||||||||||||||
7.12 Определение эксплуатационных показателей работы флота
Правилами технической эксплуатации предусмотрена организация движения всех транспортных средств речного флота по единому графику. Основной формой организации движения на речном транспорте является линейная форма.
Критерием возможности организации самостоятельной грузовой линии служит численное значение частоты отправления груженых судов и составов из начального пункта:
[сут ], (41)
где – коэффициент неравномерности перевозок грузов по времени;
Gрсч – мощность грузопотока прямого направления, т;
Qэсос т- норма нагрузки грузового теплохода (масса состава), осваивающего данный грузопоток, т;
tрсч – продолжительность расчетного периода работы по данному грузопотоку, сут.
Завоз оставшегося груза производится по рейсовой форме – когда отправление груженых судов и составов производится в установленные декадным планом календарные даты, без определенного интервала (по мере необходимости).
Рейсовой формой организации работы грузовых судов охватываются все грузы, не освоенные линейной формой, предъявляемые к перевозке неравномерно, в том числе и экспедиционный завоз грузов на боковые ("малые") реки.
Результаты расчетов частоты отправления по линейной форме организации работы флота приведены в табл.15.
Транспортная работа флота определяется по формуле:
ΣGlг=Gрсч* lг, [т.км], (42)
где Gрсч – масса перевозок грузов на линии, т;
lг – дальность перевозки грузов, км.
Груженый судо-поток в прямом направлении (число судов отправляемых гружеными) определяется:
, [ед], (43)
где – норма нагрузки судна в прямом направлении, т;
Тоннаже-поток груженый (за весь период):
, [тыс.тнж], (44)
где – регистровая грузоподъемность судна, тнж;
Тоннаже-километры хода с грузом:
, [тыс.тнж.км], (45)
Тоннаже-сутки хода с грузом:
, [тыс.тнж.сут], (46)
где - время хода с грузом за круговой рейс, сут;
Тоннаже-сутки валовые:
, [тыс.тнж.сут], (47)
Нагрузка по пробегу:
, [т/тнж], (48)
Техническая скорость с грузом:
, [км/сут], (49)
Коэффициент использования времени на ход с грузом:
, (50)
Производительность в валовые сутки:
, [т.км/(тнж.сут)], (51)
Потребность во флоте:
, [ед], (52)
Расчет эксплуатационных показателей проводим в табличной форме. Расчет производим по отчетным показателям перевозки угля и генеральных грузов в Туруханский район за 2007 год судоходной компании ООО «Орбита-Сервис» в населенные пункты Бор, Туруханск, Игарка.
Таблица 7.14 - Эксплуатационные показатели тоннажа на перевозке угля
Наименование | Обоз наче ния | Лесосибирск - Туруханск | ||||||
Р29+758 | Р56+758 | Р56+1741 | Р29+1741 | 562Д+81355 | 562Д+Р-14А | |||
Масса перевозок,тыс.т | Gрсч | 92,27 | 92,27 | 92,27 | 92,27 | 92,27 | 92,27 | |
Дальность перевозок,км | lг | 1078 | 1078 | 1078 | 1078 | 1078 | 1078 | |
Регистровая грузоподъемность,т | Qр | 3000 | 2800 | 2800 | 3000 | 800 | 800 | |
Нагрузка судна,т | Qэ | 2618 | 2800 | 2800 | 2618 | 800 | 800 | |
Время хода с грузом,сут | tхг | 2,83 | 2,79 | 2,66 | 2,7 | 3,7 | 3,12 | |
Время кругового рейса,сут | tкр | 17,55 | 17,07 | 12,54 | 12,79 | 13,4 | 11,13 | |
Число н/с, ед | m | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | |
Транспортная работа, млн.ткм | Glг | 99,47 | 99,47 | 99,47 | 99,47 | 99,47 | 99,47 | |
Груженный судопоток,ед | n | 35,24 | 32,95 | 32,95 | 35,24 | 115,4 | 115,4 | |
Тоннаже поток груженный,тыс.тнж | Qрл | 105,72 | 92,260 | 92,260 | 105,72 | 92,320 | 92,320 | |
Тоннаже-километры хода с грузом, тыс.тнж | QрIг | 3234 | 3018,4 | 3018,4 | 3234 | 862,4 | 862,4 | |
Тоннаже-сутки хода с грузом,тыс. тнжсут | Qрtхг | 8,5 | 7,8 | 7,45 | 8,1 | 2,96 | 2,49 | |
Тоннаже-сутки хода валовые, тыс тнжсут | Qрtв | 52,65 | 47,79 | 35,11 | 38,37 | 10,72 | 8,9 | |
Нагрузка по пробегу,т/тнж | Р | 0,87 | 1,0 | 1,0 | 0,87 | 1,0 | 1,0 | |
Техническая скорость с грузом,км/сут | Uг | 380,4 | 386,9 | 405,2 | 399,2 | 291,2 | 346,3 | |
Коэф.ис-ния времени на ход с грузом,км/сут | Tхг | 0,161 | 0,163 | 0,212 | 0,211 | 0,276 | 0,279 | |
Произ-ность в валовые сутки,ткм/тнж сут | Тв | 1889,2 | 2081,3 | 2833,0 | 2592,3 | 9278,9 | 11176 | |
Потребность во флоте,ед | Ф | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 6 | |
Частота отправления,сут | ч | 0,11 | 0,1 | 0,21 | 0,23 | 0,25 | 0,38 | |
| ||||||||
Таблица 7.15 - Эксплуатационные показатели тоннажа на перевозке генеральных грузов
Наименование | Обоз наче ния | Красноярск-Туруханск | Красноярск - Туруханск | |||||||||||||
ТУЗ-100А | Р29+758 | Р56+758 | Р56+1741 | Р29+1741 | 562Д+81355 | 562Д+Р-14А | ||||||||||
Масса перевозок,тыс.т | Gрсч | 167,73 | 167,73 | 167,73 | 167,73 | 167,73 | 167,73 | 167,73 | ||||||||
Дальность перевозок,км | lг | 1447
| 1447 | 1447 | 1447 | 1447 | 1447 | 1447 | ||||||||
Регистровая грузоподъемность,т | Qр | 1000 | 3000 | 2800 | 2800 | 3000 | 800 | 800 | ||||||||
Нагрузка судна,т | Qэ | 1000 | 2618 | 2800 | 2800 | 2618 | 800 | 800 | ||||||||
Время хода с грузом,сут | tхг | 3,08 | 4,0 | 3,91 | 3,75 | 3,83 | 4,95 | 4,16 | ||||||||
Время кругового рейса,сут | tкр | 11,5 | 18,3 | 18,1 | 13,7 | 14,09 | 15,8 | 13,4 | ||||||||
Число н/с, ед | m | - | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | ||||||||
Транспортная работа, млн.ткм | Glг | 242,7 | 242,7 | 242,7 | 242,7 | 242,7 | 242,7 | 242,7 | ||||||||
Груженный судопоток,ед | n | 167,7 | 32,03 | 29,9 | 59,9 | 64,0 | 69,8 | 104,8 | ||||||||
Тоннаже поток груженный,тыс.тнж | Qрл | 167,7 | 96,09 | 83,72 | 167,7 | 192,0 | 55,84 | 83,84 | ||||||||
Тоннаже-километры хода с грузом, тыс.тнж | QрIг | 242662 | 139042 | 121142 | 242661 | 277824 | 80800 | 121316 | ||||||||
Тоннаже-сутки хода с грузом,тыс. тнжсут | Qрtхг | 516,5 | 384,36 | 327,3 | 628,8 | 735,3 | 276,4 | 348,7 | ||||||||
Тоннаже-сутки хода валовые, тыс тнжсут | Qрtв | 1928,5 | 1758,4 | 1515,3 | 2297,4 | 2705,2 | 882,2 | 1123,4 | ||||||||
Нагрузка по пробегу,т/тнж | Р | 1,0 | 0,87 | 1,0 | 1,0 | 0,87 | 1,0 | 1,0 | ||||||||
Техническая скорость с грузом,км/сут | Uг | 469,8 | 361,7 | 370,1 | 385,9 | 377,8 | 292,3 | 347,9 | ||||||||
Коэф.ис-ния времени на ход с грузом,км/сут | Tхг | 0,26 | 0,218 | 0,215 | 0,273 | 0,271 | 0,313 | 0,310 | ||||||||
Произ-ность в валовые сутки,ткм/тнж сут | Тв | 125,8 | 138,02 | 160,1 | 105,6 | 89,7 | 275,1 | 216,0 | ||||||||
Потребность во флоте,ед | Ф | 13 | 4 | 4 | 6 | 6 | 7 | 10 | ||||||||
Частота отправления,сут | ч | 1,11 | 0,21 | 0,19 | 0,39 | 0,42 | 0,46 | 0,69 | ||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
8 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Основанием для выбора оптимального типа флота служит уровень принятого критерия эффективности в сравнении с другими сопоставимыми типами судов. Одним из основных и важнейших критериев для выбора оптимального типа судов является себестоимость перевозок грузов, себестоимость транспортной работы. Помимо того, что в ней отражаются все стороны деятельности транспортного предприятия, она еще и оказывает существенное влияние на себестоимость продукции любой отрасли народного хозяйства, поскольку издержки транспорта присоединяются к стоимости сырья, топлива, материалов и к стоимости перевозимой к месту потребления готовой продукции.
Себестоимость перевозок грузов может быть рассчитана по формуле:
, руб/1000ткм, (53)
где - период работы судов на данной линии, сут.;
- общая продолжительность эксплуатационного периода (принимаемая равной физической навигации в пункте зимнего отстоя судов),сут;
, - общая сумма расходов по одному, соответственно, самоходному и несамоходному судну за год, руб;
- число судов, закрепленных на линии, ед.;
- количество тонно-километров, выполняемых на линии за межень, ткм.
Фондоемкость представляет собой единовременные вложения во флот для освоения заданного грузооборота, отнесенные к единице транспортной работы:
, руб/1000т.км, (54)
где - суммарная стоимость транспортного флота, необходимого для освоения заданного объема перевозок, руб.;
- коэффициент, учитывающий стоимость оборотных фондов.
Фондоотдача – показатель обратный фондоемкости. Характеризует объем транспортной продукции, приходящийся на один рубль стоимости основных производственных фондов:
, т.км/руб, (55)
Приведенные затраты представляют собой сумму текущих и единовременных затрат, приведенных посредством нормативного коэффициента сравнительной эффективности капиталовложений к размерности текущих расходов:
, руб, (56)
где Эi - суммарные эксплуатационные расходы по варианту, определенные с учетом потребности во флоте для освоения планируемого объема перевозок, руб.;
- нормативный коэффициент сравнительной эффективности капиталовложений.
Удельные приведенные затраты характеризуют величину приведенных затрат в расчете на единицу транспортной работы:
, руб/1000 т.км, (57)
Доходы представляют собой сумму выручки за выполненную работу транспорта. Величина доходов рассчитывается по действующим тарифам и сборам:
, руб, (58)
, руб, (59)
Прибыль определяется, как разность доходов и текущих расходов:
, руб, (60)
, руб, (61)
Рентабельность использования производственных фондов характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль основных и оборотных фондов, относимых на перевозки:
*100, %, (62)
Таблица 8.1 Экономические показатели работы флота на перевозках генеральных грузов
Показатель | Единица измерения | Метод расчета | Проекты судов | |||||||
ТУЗ-100А | 81355+562Д | Р-14А+562Д | 758+Р56 | 758+Р29 | 1741+Р29 | 1741+Р56 | ||||
Количество перевозок | тыс.т | G | 167,7 | 167,7 | 167,7 | 167,7 | 167,7 | 167,7 | 167,7 | |
Грузооборот | тыс.ткм. | GL | 242700 | 242700 | 242700 | 242700 | 242700 | 242700 | 242700 | |
Потребность во флоте | ед.сост. | N | 13 | 7 | 10 | 4 | 4 | 6 | 6 | |
Продолжительность рабочего периода | сут. | Т раб | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | |
Издержки по перевозкам | тыс.руб. | И пер | 60083,4 | 53730,9 | 55442,0 | 30723,5 | 32282,8 | 46067,4 | 43298,0 | |
Себестоимость | руб.т | S=Ипер/G | 358,2 | 320,3 | 330,6 | 183,2 | 192,5 | 274,7 | 258,18 | |
Стоимость основных средств | тыс.руб. | К пер | 314600 | 57372,7 | 82880,6 | 107640 | 146040 | 125862 | 97062 | |
Фондоемкость | руб.т | fф=Кпер/G | 1875,9 | 342,1 | 494,2 | 641,8 | 870,8 | 750,5 | 578,7 | |
Фондоотдача | руб/т. | Оф=1/fф | 0,0005 | 0,0029 | 0,002 | 0,0015 | 0,0011 | 0,0013 | 0,0017 | |
Тарифная ставка | руб/т. | d | 527 | 527 | 527 | 527 | 527 | 527 | 527 | |
Сумма реализованных услуг | тыс.руб | Д= | 88377,9 | 88377,9 | 88377,9 | 88377,9 | 88377,9 | 88377,9 | 88377,9 | |
Распределяемые издержки | тыс.руб. | И распр | 25415,2 | 22728,1 | 23451,9 | 12996,0 | 13655,6 | 19486,5 | 18315,0 | |
Текущие издержки всего | тыс.руб. | Ипер+Ираспр | 85498,6 | 76459,0 | 78893,9 | 43719,5 | 45938,4 | 65553,9 | 61613,0 | |
Балансовая прибыль | тыс.руб. | Пр=Д-И | 2879,3 | 11918,9 | 9484,0 | 44658,4 | 42439,5 | 22824,0 | 26764,9 | |
Рентабельность фондов | % | Еф=Пр/Кпер | 0,11 | 1,45 | 1,14 | 1,65 | 1,16 | 1,08 | 1,65 | |
Рентабельность по издержкам | % | Еи=Пр/И | 3,3 | 15,5 | 12,02 | 102,1 | 92,38 | 34,8 | 43,4 | |
Амортизация основных фондов | тыс.руб. | А | 11011,0 | 2007,9 | 2901,0 | 3767,2 | 5111,3 | 4405,0 | 3396,9 | |
Производительность труда на перевозках | тыс.руб/ чел. | Д/n | 618,02 | 1803,6 | 1262,5 | 2008,5 | 2008,5 | 1636,6 | 1636,6 | |
Фондовооруженность труда | тыс.руб/чел | Кпер/n | 2247,1 | 1170,8 | 1184,0 | 2446,3 | 3319,0 | 2330,7 | 1797,4 | |
Затраты на рубль доходов | затраты/1 рубль доходов | И/Д*100 | 96,74 | 86,51 | 89,26 | 49,46 | 51,97 | 74,17 | 69,71 | |
Приведенные затраты | тыс.руб | З=И+Ен*Кпер | 447288 | 142437 | 174206 | 167505 | 213884 | 210295 | 173234 |
Таблица 8.1 Экономические показатели работы флота на перевозках угля
Показатель | Единица измерения | Метод расчета | Проекты судов | |||||
81355+562Д | Р-14А+562Д | 758+Р56 | 758+Р29 | 1741+Р29 | 1741+Р56 | |||
Количество первозок | тыс.т | G | 92,27 | 92,27 | 92,27 | 92,27 | 92,27 | 92,27 |
Грузооборот | тыс.ткм. | GL | 99467,0 | 99467,0 | 99467,0 | 99467,0 | 99467 | 99467,0 |
Потребность во флоте | ед.сост. | N | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 3 |
Продолжительность рабочего периода | сут. | Т раб | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
Издержки по перевозкам | тыс.руб. | И пер | 30703,4 | 27721,0 | 15360,0 | 16141,4 | 30711 | 22449,0 |
Себестоимость | руб.т | S=Ипер/G | 332,7 | 300,4 | 166,46 | 174,9 | 332,8 | 243,3 |
Стоимость основных средств | тыс.руб. | К пер | 32784,4 | 41443,0 | 53820 | 109530 | 83906 | 25204,8 |
Фондоемкость | руб.т | fф=Кпер/G | 355,3 | 449,1 | 583,2 | 1187,0 | 909,3 | 273,1 |
Фондоотдача | руб/т. | Оф=1/fф | 0,0028 | 0,0022 | 0,0017 | 0,0008 | 0,001 | 0,003 |
Тарифная ставка | руб/т. | d | 457 | 457 | 457 | 457 | 457 | 457 |
Сумма реализованных услуг | тыс.руб | Д= | 42167,3 | 42167,3 | 42167,3 | 42167,3 | 42167 | 42167,3 |
Распределяемые издержки | тыс.руб. | И распр | 12987,5 | 11725,9 | 6497,2 | 6827,8 | 12990 | 9495,9 |
Текущие издержки всего | тыс.руб. | Ипер+Ираспр | 43690,9 | 39446,9 | 21857,2 | 22969,2 | 43701 | 31944,9 |
Балансовая прибыль | тыс.руб. | Пр=Д-И | -1523,6 | 2720,4 | 20310,1 | 19198,1 | -1533,7 | 10222,4 |
Рентабельность фондов | % | Еф=Пр/Кпер | -4,6 | 6,56 | 37,73 | 17,5 | -1,82 | 40,55 |
Рентабельность по издержкам | % | Еи=Пр/И | -3,48 | 6,89 | 92,92 | 83,58 | -3,5 | 32,0 |
Амортизация основных фондов | тыс.руб. | А | 1147,4 | 1450,5 | 1883,6 | 3833,5 | 2936,6 | 1698,4 |
Производительность труда на перевозках | тыс.руб/ чел. | Д/n | 1317,7 | 1204,7 | 1916,6 | 1277,7 | 1171,3 | 1561,7 |
Фондовооруженность труда | тыс.руб/чел | Кпер/n | 1024,5 | 1184,0 | 2446,3 | 3319,0 | 2330,7 | 933,5 |
Затраты на рубль доходов | затраты/1 рубль доходов | И/Д*100 | 103,6 | 93,5 | 51,8 | 54,47 | 103,6 | 75,75 |
Приведенные затраты | тыс.руб | З=И+Ен*Кпер | 81392,9 | 87106,3 | 83750,2 | 148928 | 140192 | 60930,4 |