старшего дошкольного возраста.
Условиями развития полоролевого поведения детей являются: содержание программы «Мы - мальчики, Мы девочки, этические беседы, развивающие ситуации, художественная литература, пространственно-предметная среда.
Целью программы «Мы мальчики, Мы девочки»
Является формирование полоролевого поведения детей в детском сообществе и жизнедеятельности.
Задачи:
1. Сформировать представления об отличительных признаках поведения мальчиков и девочек.
2. Развивать способы взаимодействий, характерные для женского и мужского типа поведения.
3. Создать условия для формирования основ опыта мужского и женского поведения.
4. Развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).
Содержание данной программы является дополняющим к программе «Познай свой образ «Я», состоит из разделов «Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Мальчики и девочки вместе».
Содержание программы.
Раздел «Поведение мальчиков».
Дать представление мальчикам о том, что в будущем они станут мужчинами, обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с природой, с предметами и девочками, мальчиками. Они берут на себя самые сложные, трудные, не интересные, но необходимые обязанности, поручения. Таким образом, проявляют свои самые лучшие мужские качества - силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть спокойными, терпимыми, рассудительными и др. Находясь в природном окружении, в окружении девочек, мужчины и мальчики берут на себя роль защитника и охранителя.
Мальчики учатся устанавливать общность и отличие для их пап и других мужчин, сравнивая и анализируя жизненные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Педагог формирует опыт поведения мальчиков в экстремальных ситуациях - страха, пожара, нападения, споров и др.
Раздел «Поведение девочек».
Девочкам дать представления о том, что в будущем они станут женщинами, которые обладают отличительными признаками поведения от мальчиков в различных ситуациях: когда они общаются с природой, с предметами и мальчиками, девочками. Они берут на себя заботы, поручения связанные с созданием красоты, уюта, заботы о маленьких и животных и др. Таким образом, проявляют свои лучшие женские качества - заботливость, внимание, терпение, нежность, и др. Находясь в природном окружении, девочки, как и мальчики, берут на себя обязанности сохранять природу и восторгаться ею. Находясь в окружении мальчиков, девочки демонстрируют свою гордость, игривость, достоинство и доброту и др.
Девочки устанавливают общность и отличие своих действий, характерных для их мам и других женщин, сравнивая и анализируя жизненные ситуации: досуг на природе, уход за домом, за детьми, создание красоты вокруг, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Педагог формирует опыт поведения девочек в экстремальных ситуациях - рассердилась, не поделилась, разозлились и т.д.
Раздел «Мальчики и девочки вместе».
У мальчиков формируется представление и опыт общения в среде мальчиков, где они ведут себя друг с другом иначе, чем в обществе девочек: они демонстрируют силу, ловкость, ум, достоинство и др., а перед девочками - внимание к ним, уважение, желание оказать помощь, ум и др. через предложения вместе играть, рисовать, смотреть книги, музыку и т.д.
У девочек формируется представление и опыт общения в среде девочек, где они обмениваются мнениями, суждениями о красивых предметах, прочитанных книгах, музыке, животных, игрушках, а в обществе мальчиков - они делятся впечатлениями о том, что красивого, доброго или безобразного, злого они увидели вокруг. Педагог формирует в жизненных ситуациях и различных видах деятельности опыт взаимодействия посредствам предметов (игрушки, цветы, книги др.) и коммуникаций (мнения, суждения, оценки, вопросы, ответы и др.). Педагог демонстрирует и развивает у детей способность отбирать наиболее точные и правильные действия во взаимоотношениях в ситуациях независимо от их пола - уступать, понимать друг друга, быть благодарным за уступку, уметь слушать друг друга, попеременно высказывать суждения, уважать мнение, право первого выбора остаётся за девочкой.
Изучение особенностей полоролевого поведения ребенка.
Критериями оценки представлений о своем полоролевом образе поведении являются:
Высокий уровень
Представления о своем половом образе: адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец), согласованность представлений и полоролевого поведения, точность отличительных признаков;
- Полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек в «мужской» среде – адекватное по действиям, в «женской - адекватное мужскому типу поведения, но ориентированное на «женское» поведение; в среде девочек и мальчиков - аналогично;
- Наличие у мальчиков сдержанности эмоциональной, у девочек - волевого контроля над эмоциями;
- Наличие эталонов мужского (женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками);
- Постоянство проявления «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях.
Средний уровень
- Представления о своем образе н всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);
- Полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек: в мужской среде не всегда адекватное по действиям, в «женской»- не сориентированное на «женское» поведение; девочек в среде девочек и мальчиков-анологично;
- Наличие эмоциональной нестабильности мальчиков, у девочек волевой контроль над эмоциями зависим от сложности ситуации;
- Нет четких представлений об эталонах мужского и женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками (девочками и мальчиками);
- Нестабильность в проявлении «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях.
Низкий уровень:
- Представления о своем половом образе неадекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);
- Полоролевое поведение детей не соотносится и не регулируется по половому признаку;
- Наличие эмоциональной нестабильности и неуравновешенности независимо от пола;
- Отсутствие представлений об эталонах мужского (женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками (девочками мальчиками);
- Нестабильность в проявлении «мужских» («женских) способов поведения в различных ситуациях.
Особенности полоролевого поведения детей изучались следующими диагностическими методами: наблюдения, беседы, игровой метод «Кубики», рисуночный тест, тестовое задание «Мордашки».
Метод наблюдения.
Объектом наблюдения являются действия в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе ухода за животными и выявляются их женские и мужские признаки и качества личности.
Беседа
Целью беседы является определения уровня представлений детей дошкольного возраста о собственном образе мальчика (девочки)
Беседа строится в трех аспектах:
«Я-мужчина», «Я - женщина»- отличительная сущность мужского и женского пола.
1. «Папа-мужчина», «Мама- женщина»- полоролевое поведение мужчины и женщины в семье.
2. «Мужчины- женщины»- полоролевое поведение мужчины и женщины в обществе.
Соответственно беседа включает три блока вопросов:
1. Кто ты есть?
2. Чем ты отличаешься от Лены (Сережи)?
3. Как ты узнал (а), что ты мальчик (девочка)?
4. Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?
1.Мама - кто у тебя? А папа?
2.Как в семье узнают, что мама есть женщина, а папа-мужчина?
3.С кем ты больше дружишь: с мамой или папой? Почему?
4.Хочешь ли ты быть папой (мамой), когда вырастешь и каким (ой) папой (мамой), ты хочешь стать?
1.Кто такие мужчины и кто такие женщины?
2.Почему в мире существуют мужчины и женщины?
3.Что создают мужчины и что создают женщины
Игровой метод «Кубики». Цель его: выявить возможности ребенка моделировать действия поведения мужчины и женщины. Инструкция: «Воспроизведите с помощью кубиков действия папы и мамы, в какой- нибудь ситуации. Выберите, какой кубик будет папа, мама и ты».
Цель рисуночного теста «Моя семья»- выявить представления о ценности мамы и папы в семье и на работе. Детям предлагается нарисовать маму и папу в семье и на работе.
Тестовое задание, «Мордашки», представляет собой модификацию методики И.И.Лунина по изучению полоролевых стереотипов у детей. Цель - определить наличие представлений о мужественности (женственности) у детей. Суть задания детям предъявляется серия схематичных лиц (например, щенячьих мордашек), которые выражали различные эмоции, но по которым нельзя было определить пол. От испытуемых требовалось определить пол и эмоцию каждого лица. Поскольку лица не имели никаких половых признаков, то любая тенденция в приписывании пола к определенной эмоции рассматривалась как наличие неадекватных представлений.