Условия развития полоролевого поведения детей

старшего дошкольного возраста.

 

Условиями развития полоролевого поведения детей являются: содержание программы «Мы - мальчики, Мы девочки, этические беседы, развивающие ситуации, художественная литература, пространственно-предметная среда.

           Целью программы «Мы мальчики, Мы девочки»

Является формирование полоролевого поведения детей в детском сообществе и жизнедеятельности.

          Задачи:

1. Сформировать представления об отличительных признаках поведения мальчиков и девочек.

2. Развивать способы взаимодействий, характерные для женского и мужского типа поведения.

3. Создать условия для формирования основ опыта мужского и женского поведения.

4. Развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).

          Содержание данной программы является дополняющим к программе «Познай свой образ «Я», состоит из разделов «Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Мальчики и девочки вместе».

 

                         

Содержание программы.

 

           Раздел «Поведение мальчиков».

     Дать представление мальчикам о том, что в будущем они станут мужчинами, обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с природой, с предметами и девочками, мальчиками. Они берут на себя самые сложные, трудные, не интересные, но необходимые обязанности, поручения. Таким образом, проявляют свои самые лучшие мужские качества - силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть спокойными, терпимыми, рассудительными и др. Находясь в природном окружении, в окружении девочек, мужчины и мальчики берут на себя роль защитника и охранителя.

         Мальчики учатся устанавливать общность и отличие для их пап и других мужчин, сравнивая и анализируя жизненные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Педагог формирует опыт поведения мальчиков в экстремальных ситуациях - страха, пожара, нападения, споров и др.

 

 

       Раздел «Поведение девочек».

       Девочкам дать представления о том, что в будущем они станут женщинами, которые обладают отличительными признаками поведения от мальчиков в различных ситуациях: когда они общаются с природой, с предметами и мальчиками, девочками. Они берут на себя заботы, поручения связанные с созданием красоты, уюта, заботы о маленьких и животных и др. Таким образом, проявляют свои лучшие женские качества - заботливость, внимание, терпение, нежность, и др. Находясь в природном окружении, девочки, как и мальчики, берут на себя обязанности сохранять природу и восторгаться ею. Находясь в окружении мальчиков, девочки демонстрируют свою гордость, игривость, достоинство и доброту и др.

   Девочки устанавливают общность и отличие своих действий, характерных для их мам и других женщин, сравнивая и анализируя жизненные ситуации: досуг на природе, уход за домом, за детьми, создание красоты вокруг, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Педагог формирует опыт поведения девочек в экстремальных ситуациях - рассердилась, не поделилась, разозлились и т.д.

 

     Раздел «Мальчики и девочки вместе».

У мальчиков формируется представление и опыт общения в среде мальчиков, где они ведут себя друг с другом иначе, чем в обществе девочек: они демонстрируют силу, ловкость, ум, достоинство и др., а перед девочками - внимание к ним, уважение, желание оказать помощь, ум и др. через предложения вместе играть, рисовать, смотреть книги, музыку и т.д.

   У девочек формируется представление и опыт общения в среде девочек, где они обмениваются мнениями, суждениями о красивых предметах, прочитанных книгах, музыке, животных, игрушках, а в обществе мальчиков - они делятся впечатлениями о том, что красивого, доброго или безобразного, злого они увидели вокруг. Педагог формирует в жизненных ситуациях и различных видах деятельности опыт взаимодействия посредствам предметов (игрушки, цветы, книги др.) и коммуникаций (мнения, суждения, оценки, вопросы, ответы и др.). Педагог демонстрирует и развивает у детей способность отбирать наиболее точные и правильные действия во взаимоотношениях в ситуациях независимо от их пола - уступать, понимать друг друга, быть благодарным за уступку, уметь слушать друг друга, попеременно высказывать суждения, уважать мнение, право первого выбора остаётся за девочкой.

 

 

Изучение особенностей полоролевого поведения ребенка.

 

Критериями оценки представлений о своем полоролевом образе поведении являются:

            Высокий уровень

Представления о своем половом образе: адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец), согласованность представлений и полоролевого поведения, точность отличительных признаков;

- Полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек в «мужской» среде – адекватное по действиям, в «женской - адекватное мужскому типу поведения, но ориентированное на «женское» поведение; в среде девочек и мальчиков - аналогично;

- Наличие у мальчиков сдержанности эмоциональной, у девочек - волевого контроля над эмоциями;

- Наличие эталонов мужского (женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками);

- Постоянство проявления «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях.

 

 

            Средний уровень                               

- Представления о своем образе н всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);

- Полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек: в мужской среде не всегда адекватное по действиям, в «женской»- не сориентированное на «женское» поведение; девочек в среде девочек и мальчиков-анологично;

- Наличие эмоциональной нестабильности мальчиков, у девочек волевой контроль над эмоциями зависим от сложности ситуации;

- Нет четких представлений об эталонах мужского и женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками (девочками и мальчиками);

- Нестабильность в проявлении «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях.

            Низкий уровень:

- Представления о своем половом образе неадекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);

- Полоролевое поведение детей не соотносится и не регулируется по половому признаку;

- Наличие эмоциональной нестабильности и неуравновешенности независимо от пола;

- Отсутствие представлений об эталонах мужского (женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками (девочками мальчиками);

- Нестабильность в проявлении «мужских» («женских) способов поведения в различных ситуациях.

Особенности полоролевого поведения детей изучались следующими диагностическими методами: наблюдения, беседы, игровой метод «Кубики», рисуночный тест, тестовое задание «Мордашки».

 

                      Метод наблюдения.

      Объектом наблюдения являются действия в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе ухода за животными и выявляются их женские и мужские признаки и качества личности.

                       Беседа

 Целью беседы является определения уровня представлений детей дошкольного возраста о собственном образе мальчика (девочки)

 

            Беседа строится в трех аспектах:

 

«Я-мужчина», «Я - женщина»- отличительная сущность мужского и женского пола.

1. «Папа-мужчина», «Мама- женщина»- полоролевое поведение мужчины и женщины в семье.

2. «Мужчины- женщины»- полоролевое поведение мужчины и женщины в обществе.

 

 

Соответственно беседа включает три блока вопросов:

 

1. Кто ты есть?

2. Чем ты отличаешься от Лены (Сережи)?

3. Как ты узнал (а), что ты мальчик (девочка)?

4. Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?

 

1.Мама - кто у тебя? А папа?

2.Как в семье узнают, что мама есть женщина, а папа-мужчина?

3.С кем ты больше дружишь: с мамой или папой? Почему?

4.Хочешь ли ты быть папой (мамой), когда вырастешь и каким (ой) папой (мамой), ты хочешь стать?

 

1.Кто такие мужчины и кто такие женщины?

2.Почему в мире существуют мужчины и женщины?

3.Что создают мужчины и что создают женщины

 

        Игровой метод «Кубики». Цель его: выявить возможности ребенка моделировать действия поведения мужчины и женщины. Инструкция: «Воспроизведите с помощью кубиков действия папы и мамы, в какой- нибудь ситуации. Выберите, какой кубик будет папа, мама и ты».

        Цель рисуночного теста «Моя семья»- выявить представления о ценности мамы и папы в семье и на работе. Детям предлагается нарисовать маму и папу в семье и на работе.

        Тестовое задание, «Мордашки», представляет собой модификацию методики И.И.Лунина по изучению полоролевых стереотипов у детей. Цель - определить наличие представлений о мужественности (женственности) у детей. Суть задания детям предъявляется серия схематичных лиц (например, щенячьих мордашек), которые выражали различные эмоции, но по которым нельзя было определить пол. От испытуемых требовалось определить пол и эмоцию каждого лица. Поскольку лица не имели никаких половых признаков, то любая тенденция в приписывании пола к определенной эмоции рассматривалась как наличие неадекватных представлений.

         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: