Анализ возможностей предприятия с учетом положения дел в отрасли

В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. Желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т.п.

В этом разделе обязательно проводится сегментация рынка, определяются размеры и емкость рынков по продукции предприятия. Под сегментацией рынка понимается выделение отдельных частей (сегментов) рынка, отличающихся друг от друга характеристиками спроса на товары (услуги), т.е. разбивка потребителей по мотивации и иным признакам. Размер рынка - территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия. Емкость рынка - объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода времени. Доля рынка - это удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме продаж товаров (услуг) на данном рынке.

Приступим к анализу мебельного рынка Новосибирска.

Для начала проведем анализ макроокружения (внешней среды).

Таблица 14 - SLEPT-анализ

 

Фактор Оценка
Экономика (E) В настоящее время происходит оживление экономики. Растет величина ВНП, снижается темп инфляции (по сравнению с предыдущими годами), налогообложение становится не таким «драконовским», хотя очень медленными темпами, но растет общий уровень экономического развития, развиваются конкурентные отношения, формируется структура населения, растет уровень образованности рабочей силы. Все это, конечно, благоприятно влияет на деятельность российских предприятий, и в частности, ООО "Золотой АуДос".
Правовая система (L) Постепенное совершенствование законодательства РФ определяющим образом влияет на деятельность хозяйствующих субъектов.
Политическая ситуация (P) В России слишком много политических партий, течений, общественных движений и организаций, стремящихся к власти. В то же время нет правительства профессионалов. Законы, указы противоречат друг другу. Государственная политика непредсказуема, что представляет неблагоприятную среду для бизнеса.
Социальная среда (S) С 1991г. в России постоянно ухудшается социальная ситуация. Отсутствует социальная политика, следовательно, социальная защищенность бедных слоев населения очень слабая. Произошло резкое расслоение населения по уровню жизни. Коррупция чиновничьего аппарата стала настоящим бедствием для России, «удавкой для предпринимательства»
Технологическая среда (Т) В России удельный вес экстенсивных технологий значительно больше, чем в странах с развитой рыночной системой. Средства производства изношены, кое-где они просто устарели. У нас есть прекрасные разработки – нет внедрения.

 

Из таблицы видим, что условия предпринимательской деятельности в нашей стране очень сложные. Тем не менее, производство продолжает развиваться.

На сегодняшний день по данным Новосибирского облкомстата на рынке мебели производят продукцию 42 предприятия (по данным неофициальных источников 45-50 предприятий), импортирует мебель около 25 организаций (из них 15 можно отнести к группе лидеров), невозможно подсчитать количество контрабандных поставщиков и мелких подпольных производителей. На рынке наблюдается тенденция к сокращению производства крупными специализированными предприятиями, увеличение импорта и увеличение доли рынка новых небольших производителей. Такая ситуация вызвана следующими факторами:

· ориентация потребителей на качественную продукцию;

· громоздкая инфраструктура традиционных отечественных производителей;

· устаревшее оборудование;

· отсутствие опыта в организации сбыта;

· слабые возможности в области дизайна продукции и смены ассортимента.

Эксперты прогнозируют в ближайшее время возрождение отечественного мебельного производства (на базе мелких предприятий и импортеров) и расширение доли отечественной продукции на рынке, чему будут способствовать следующие факторы:

· финансовый кризис, который увеличил цены на импорт и усложнил конвертацию;

· инвестиции в сектор со стороны частного капитала;

· наличие крупных запасов сырья;

· государственная политика протекционизма;

· постоянно растущий спрос на дешевую продукцию.

По оценкам операторов рынка общий объем продаж на мебельном рынке в 2002 году вырос по отношению к 2001 году на 35 – 40 % и составил 30 – 32 млн. долларов. В 2003 году тенденция к расширению рынка сохранилась.

Таблица 15 - Оценка емкости рынка (млн. долларов)

 

№ п/п Показатель 2000 2001 2002

По данным Новосибирского облкомстата

  Производство     14.3
  Импорт 5.8 6.7 12.2
  Экспорт 2.4 3.4 3.5
  Всего емкость рынка     22.1
  Объем продаж 8.0 12.7 16.0

По данным экспертных оценок

  Объем продаж 16 22 31

Рисунок 3 - Сезонность покупательского спроса на мебель

 

 

По своему назначению мебельный рынок можно поделить на следующие группы (таблица 16).

Таблица 16

 

№ п/п Сегмент Доля, % Емкость, млн. $
  Офисная мебель 55 17,05
  Бытовая мебель 25 7,75
  Специальная мебель 20 6,2

Всего:

100 31

 

На следующем рисунке структура рынка мебели показана в зависимости от назначения мебели.

Рисунок 4 - Структура рынка по назначению

Бытовая мебель – объемы продаж в данном сегменте прямо связаны с низким благосостоянием потребителей. Поэтому доля сегмента в общих объемах продаж по Новосибирску постоянно снижается (с 40 % в 2001 году до 25 % в 2002). Хотя в целом он остается на высоком уровне. Проблемой можно считать низкий показатель спроса на замену: среднестатистический срок службы бытовой мебели – 10 лет (в мире – 3 – 4 года). Основным покупателем являются женщины 25 – 40 лет, среднего достатка.  

Офисная мебель – данный сегмент связан с развитием предпринимательства. Основными потребителями выступают предприятия, которые образуются (в основном покупают дешевую мебель), а также предприятия, которые развиваются (покупают более дорогую и качественную мебель). Как показал опрос, в среднем предприятия меняют обстановку 2 – 3 раза в 4 года деятельности. В основном они покупают мебель непосредственно на фирмах-поставщиках (72% опрошенных). Доля рынка данного сегмента в 2002 году практически не изменилась – 55 % (в 2001 году – 50 %).

Специальная мебель – объем продаж зависит от развития сферы услуг и торговой инфраструктуры. За 2002 год данный сегмент вырос в 2 раза и занял долю рынка в 20 % (10% в 2001 году).  

По цене рынок мебели Новосибирска можно поделить следующим образом (таблица 17).

Таблица 17

 

№ п/п Сегмент   Средняя цена, долларов / комплект Доля, % Емкость, млн. $ Наценка, %
  Элитная 10000 7 2,2 до 40
  Дорогая 2000-4000 18 5,6 20-30
  Средняя 1000-2000 40 12,4 10-20
  Дешевая До 1000 35 10,8 до 10
  Всего:   100 31  

 

Элитная мебель и дорогая – группы с высоким доходом потому, что получить значительную прибыль за счет объемов продаж невозможно. В тоже время прирост объемов продаж на данном сегменте в прошлом году составил около 35%. К основным характеристикам продукции можно отнести: высокое качество, натуральное сырье, известность марки, сервис. На рынке характерна высокая конкуренция, значительные затраты на продвижение, сезонность (увеличение продаж осенью, спад летом). Основной канал реализации – специализированные мебельные салоны. Представлена в основном мебель Германии, Франции, Испании, Италии, США.

Средняя мебель – в докризисный период объемы продаж на данном сегменте постоянно росли за счет появления потребителей среднего класса. Но с кризисом продажи значительно упали. Основной канал реализации – специализированные магазины.

Дешевая мебель. Продукция реализуется во всех возможных каналах распространения, кроме специализированных мебельных салонов. В основном представлена продукция большинства отечественных производителей.  

Таблица 18 - Сегментация целевого рынка по материалу

 

№ п/п Сегмент Доля, %
  ДСП 90.0
  Натуральная древесина 8.0
  Другие материалы 2.0

           

Спрос на мебельном рынке можно разделить на первичный и спрос на замену:

Первичный спрос – доля рынка данного сегмента на протяжении последних двух лет имеет тенденцию к сокращению. В 2002 году она составила 15 – 25 %. Основными покупателями продукции на этом рынке являются молодые семьи и предприятия, начинающие свою деятельность, поэтому спрос сосредоточен на продукции нижней и средней ценовых групп.

Спрос на замену – в до кризисный период имел стойкую тенденцию к расширению (доля рынка 75 – 85 %). Основной покупатель – семьи и организации, которые развиваются и имеют возможность улучшить свой интерьер. Поэтому спрос сосредоточен на продукции средней и дорогой ценовых групп.

На мебельном рынке действует значительное количество операторов, поэтому доля каждого отдельного члена относительно невелика. Можно выделить следующие группы: крупные мебельные предприятия, мелкие отечественные производители, официальные импортеры, “контрабандисты”.

Рисунок 5 - Структура мебельного рынка в Новосибирске

Крупные отечественные производители – их доля рынка составляет около 30 % и имеет тенденцию к сокращению.

Мелкие отечественные производители – имеют стойкую тенденцию к увеличению рыночной доли, а также количества субъектов рынка. Развитию данного сегмента помогают: относительно низкие затраты производства, использование импортного сырья и материалов, гибкая ассортиментная политика, навыки по организации продвижения.

В следующей таблице приведен список конкурирующих фирм, имеющих определенное влияние на деятельность ООО "Золотой АуДос". В этой таблице указан тип этих фирм (производственная или торговая), характер производства, их преимущества и слабые стороны.

Таблица 19 - Основные конкуренты

 

Конкуренты Тип Характер производства Преимущества Слабые стороны
Мебельная фабрика "Камеа" п По индивидуальным дизайн-проектам Индивидуальный подход Относительная дороговизна
ООО "Город Мастеров ИТД" п Корпусная мебель под заказ Индивидуальный подход  
ЗАО "Неокор" п Корпусная мебель и полуфабрикаты Импортное оборудование и материалы Относительная дороговизна
ООО "МК-Ново" п Серийная мебель   Качество невысокого уровня
ООО "Интерформа" п Производство офисной мебели Греющий эффект, нестандартность Относительная дороговизна
ОАО МК "Шатура" (РТП №4) т Поставки серийной мебели Невысокая цена Качество невысокого уровня
ООО "БЮРО-мебель" т   Индивидуальный подход Высокая цена
ООО "Новосибирская мебель" п Серийное производство Широкий ассортимент, гибкая система скидок Качество, дизайн

 

Кроме этих фирм на рынке мебели Новосибирска действуют множество салонов-магазинов, торгующих самой разнообразной мебелью. Вот салоны-магазины, торгующие офисной мебелью:

ООО "Мебельофис"; ООО "Соло Офис-интерьер"; ООО "Леда Сибирь-М"; ЧП Валов С.В.; мебельная фабрика "Гарни"; ООО "1-ая мебельная фабрика"; ООО "Мебель мастер"; ООО "Звездное небо"; ООО "Лагуна-мебель"; ООО "Мебеленд"; ООО "Стас плюс"; ГУП "Сибсельмаш-Спецтехника" (под заказ); ООО "Берит-мебель"; ООО "Эвкалипт"; фабрика мебели "ЭМУ"; ООО "Сибофис"; группа компаний «Бауфлекс»; ООО ТД «Велига».

На рисунке 6 представлено долевое распределение основных конкурирующих фирм-производителей на рынке мебели Новосибирска.

Рисунок 6 – Рыночные доли основных производителей компьютерных столов (в том числе ООО "Золотой АуДос")

 

Из рисунка 6 видим, что "Золотой АуДос" занимает достаточно вместительную рыночную нишу.

С учетом вышеизложенного анализа мебельного рынка Новосибирска, можно сделать вывод о том, что возможности ООО «Золотой АуДос», как представителя малого бизнеса, высоки.

Как уже отмечалось, основные преимущества ООО «Золотой АуДос»:

· относительно низкие затраты на производство;

· использование импортного сырья и материалов;

· гибкая ассортиментная и ценовая политика;

· эффективный опыт по организации продвижения продукции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: