Виды, роль местных налогов

Совокупность местных налогов - наиболее подвижный показатель. Раньше местные органы власти имели право вводить свои собственные налоги и сборы при появлении потребности в дополнительных финансовых ресурсах. Однако многие из них требовали значительных затрат на обеспечение сбора и контроль за уплатой, зачастую превышающих суммы поступающих платежей. Поэтому в Налоговом кодексе перечень местных налогов значительно сокращен, а установление дополнительных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом, не допускается.

В перечень местных налогов и сборов (1996 - 2003 гг.) входили: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор на право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сборы за выдачу ордера на квартиру, за право парковки автотранспорта, за право использования местной символики, за участие в бегах на ипподромах, за выигрыш на бегах, с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор на право проведения киносъемок, за уборку территорий населенных пунктов, за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Из всех перечисленных налогов и сборов в Налоговый кодекс входит только налог на землю, как самостоятельная глава.

Земельный налог

Экономическое содержание. Использование земли в Российской Федерации является платным. Плата за землю является прямым, местным, прогрессивным налогом. Цель введения платы за землю состоит в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, в выравнивании социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на следующие цели: землеустройство, ведение земельного кадастра, мониторинг, охрана земель и повышение их плодородия, освоение новых земель.

Законодательная база. Налоговый кодекс РФ, ч. 2, гл. 31.

Плательщики. Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации

Объект налогообложения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Льготы по налогу:

1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

2) предприятия, а также граждане малочисленных народов и этнических групп, занимающихся традиционными промыслами в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, а также народными художественными промыслами и ремеслами;

3) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.

Налоговый период. Отчетный период. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков- организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются 1-й квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размере от 0,3 до 1,5% кадастровой стоимости в рублях на 1 га пашни или на 1 м2 для городских земель.

Налоговая декларация

1. Налогоплательщики- организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности (бессрочного) пользования и используемых в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

2. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

3. Налогоплательщики, в соответствии со ст.83 НК РФ, отнесенные к категории крупнейших, представляют в налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: