Рынок авиастрахования в России по итогам 1 полугодия 2009

Рынок авиастрахования в России по итогам 1 полугодия 2009 года вырос на 60%

 

Рисунок1Рынок авиастрахования в России по итогам 1 полугодия 2009 года

По сравнению с 1 п/г 2008 г прирост премии превысил 60 проц /оценка объёмов рынка 1 п/г 2008 г производилась на основании данных рейтингового агентства "Эксперт" и Всероссийского союза страховщиков/. При этом если раньше в структуре рынка риски "каско" и "ответственность" занимали приблизительно равные доли, то в настоящий момент на долю рисков "каско" пришлось почти 62 проц премии.

Среди факторов, повлиявших на падение рынкаавиационного страхования в 2008 г. можно назвать: постепенное выведение из эксплуатации старой и неэкономичной отечественной техники, а также банкротство ряда авиаперевозчиков, сокращение и консолидация операторов рынка авиаперевозок.

Как ни странно, но именно эти факторы повлияли на рост рынка страхования авиакаско в 1 полугодии 2009 г:

1. парк эксплуатируемых советских самолетов активно списывается (например, в настоящий момент авиакомпаниями России эксплуатируется всего 17 ИЛ-86 и менее 160 ТУ-154 различных модификаций), но, несмотря на кризис, растет число лизинговых сделок по приобретаемым самолетам иностранного производства, что, в свою очередь, ведет к увеличению страховых сумм;

2. с начала года свою деятельность прекратили 14 российских авиакомпаний. На наш взгляд, количественное сокращение авиакомпаний и консолидация рынка в сложных экономических условиях привели к тому, что в отношении устаревших и изношенных воздушных судов договоры страхования прекратились, а эксплуатируемые суда были дострахованы до реальных страховых сумм. Как неоднократно отмечалось ранее экспертами, существенной проблемой в авиационном страховании было недострахование, происходившее из-за нежелания авиаперевозчиков страховать воздушные суда до действительной страховой стоимости: страховое покрытие по каско сужалось, страховые премии снижались.

В отношении рынка страхования ответственности воздушных перевозчиков действовали противоположные силы: с одной стороны, сокращение интенсивности использования воздушных судов и реорганизации авиамаршрутов из-за уменьшения пассажиропотока и ограничений "по шуму" не позволили совокупной премии на рынке вырасти. С другой стороны, обновление воздушного парка требовало приобретения страхового покрытия по ответственности перед пассажирами и третьими лицами в соответствии с Воздушным кодексом и международными конвенциями. Как следствие, незначительное, по нашим оценкам, увеличение объёмов премии по страхованию ответственности воздушных перевозчиков по сравнению с 1 п/г 2008 г.

Таблица 2 ТОП-10 по авиационному страхованию в 1 полугодии 2009 г.

 

Наи­мено­вани­е Пре­мия все­го, тыс руб Пре­мия ави­ака­ско­, тыс руб Пре­мия отве­тстве­нно­сть, тыс руб При­рост пре­мии­ к 1 пг 2008
Всего­, рыно­к 3 619 549 2 237 193 1 382 356 60%
СОГАЗ 830 478 540 130 290 348 263,7%
АВИКОС-АФЕС (консо­лида­ция в целях сравне­ния) 417 229 160 043 257 186 45,4%
ИНГОССТРАХ (включа­я Чрезвыча­йную СК) 409 886 235 049 174 837 20,4%
РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР 254 941 233 754 21 187 23,7%
ТИТ 216 036 115 611 100 425 н/д
ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ 213 774 84 567 129 207 81,1%
КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ 173 161 165 637 7 524 34,4%
СУРГУТНЕФТЕГАЗ 139 550 84 818 54 732 169,2%
СПАССКИЕ ВОРОТА 118 636 70 849 47 787 192,9%
НИК 112 148 67 275 44 873 н/д

 

Как видно из таблицы и в подтверждение вышесказанного, наибольшую динамику премий по авиационному страхованию показали страховщики, имеющие преобладание портфеля рисков каско над рисками ответственности. Например, СК "СОГАЗ", приняв на страхование парк воздушных судов крупных российских авиаперевозчиков /ГТК "Россия", "Атлант-Союз", "Газпром-авиа" и др./ сделала наибольший вклад в рост совокупного объёма рынка, увеличив премию в 3,6 раза.[3]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: