Составление экономико-математической модели

В принятых обозначениях условия задачи выразятся следующими ограничениями:

                                                                                (7)

Суммарный вывоз нефтепродуктов из каждого пункта производства нефтебазам конечным потребителям не превосходит предельного объема производства в этих пунктах.

                                                                           (8)

Суммарный вывоз нефтепродуктов с каждой нефтебазы потребителям в период t и на следующие периоды не превосходит максимально возможной пропускной способности.

                                                      (9)

Суммарный вывоз нефтепродуктов с каждого филиала потребителям в период t и на следующие периоды не превосходит максимально возможной пропускной способности этого филиала.

                                                                       (10)

Реальная загрузка пропускной способности каждой нефтебазы в период t равна объему поставок нефтепродуктов в этот пункт из предыдущего периода.

                                                                        (11)

 Реальная загрузка пропускной способности каждого филиала в период t равна объему поставок нефтепродуктов в этот пункт из предыдущего периода.

                                          (12)

Спрос j-го потребителя в r-м нефтепродукте в период t должен удовлетворяться за счет непосредственных поставок от всех пунктов производства, а также от всех нефтебаз и их филиалов.

                             (13)

Объем производства нефтепродуктов и объем перевозок неотрицательны.

Требуется найти минимум суммарных затрат на транспортировку и хранение нефтепродуктов.

                (14)

Оптимальный вариант перевозок позволяет установить наилучший порядок снабжения нефтебаз и филиалов нефтепродуктами, обеспечивающий потребителей с наименьшими затратами.

 

 

 

Экономическая оценка эффективности транспортировки нефтепродуктов до конечного пункта

Постановка задачи

Необходимо сравнить затраты на транспортировку нефтепродуктов в Южном районе Республики Башкортостан от нефтебаз до автозаправочных станций ООО «ХХХ» по существующей на сегодняшний день схеме и по предлагаемому варианту. Действующая схема: транспортировка осуществляется с трех нефтебаз (АНП) - Пункт А, Пункт Б, Пункт В до шести АЗС, причем с Пункта А отгружаются следующие виды нефтепродуктов: дизтопливо, А-76, с Пункта Б – Аи-92 и с Пункта В – Аи-95. Предлагаемая схема: транспортировка нефтепродуктов с Пункта В и с Пункта Г, причем с Пункта Г осуществляется отгрузка следующих нефтепродуктов: А-76, Аи-92, дизтопливо. Следует отметить, что до Пункта Б нефтепродукты доставляются по железной дороге, а до Пункта Г – по трубопроводу.

Исходные данные

Исходными данными для решения данной задачи являются:

1. Тарифы на услуги налива и хранения на нефтебазах (таблица 1).

2. Тарифы на транспортировку нефтепродуктов до нефтебаз железнодорожным и трубопроводным транспортом (таблица 1).

3. Заводские цены на основную продукцию нефтеперерабатывающих заводов ОАО «Башнефтехим» по состоянию на 01.06.2001г. (таблица 2).

4. Транспортная сетка расстояний между автоналивными пунктами и АЗС в Южном районе (таблица 3), составляемая согласно Приложению А.

5. Фактические объемы реализации по видам топлива АЗС Южного района в июле 2001г. (таблица 4).

6. Аналитическая стоимость 1 т-км в ООО «ХХХ»

Расходы по транспортировке собственными бензовозами 1 тонны нефтепродуктов 1,55 руб./т*км

 

Наименование услуг

Наименование нефтебаз (АНП)

Пункт А

Пункт Б

Пункт В

Пункт Г

1

Фактические расходы по содержанию нефтебаз (руб./т)

-

-

-

-

2

Перекачка, руб./т

20

-

0

20

3

Услуги налива и хранения

5% от заводской

стоимости

5% от заводской

стоимости

100 руб. за 1 т

100 руб. за 1 т

4

Ж/д тариф (руб./т)

-

70

-

-

5

Подача/уборка вагонов (за 1 вагон)

-

-

-

-

Таблица 1 – Тарифы на услуги налива и хранения нефтепродуктов на нефтебазах, их транспортировки до нефтебаз 

 

В связи с необходимостью привидения результатов в сопоставимый вид расчеты выполнены без учета НДС.

Таблица 2 – Заводские цены на нефтепродукты на 01.06.2001

Наименование нефтепродукта

Цена, руб./т

(без НДС)

А-76 6 285
Аи-92 7 205
Аи-95 8 075
Дизтопливо 5 825

 

Таблица 3 - Транспортная сетка расстояний между автоналивными пунктами и АЗС в Южном районе, км

                                                       

Пункты налива

АЗС

АЗС №1 АЗС №2 АЗС №3 АЗС №4 АЗС №5 АЗС №6
Действующая схема            
Пункт А 20 30 25 70 130 75
Пункт Б 5 10 5 65 105 65
Пункт В 186 215 210 246 306 208
Предлагаемая схема            
Пункт В 186 215 210 246 306 208
Пункт Г 45 50 45 25 65 105

 

Таблица 4 - Фактические объемы реализации нефтепродуктов в июле 2001г.

 

Вид нефтепродукта

Объем реализации, л

АЗС №1 АЗС №2 АЗС №3 АЗС №4 АЗС №5 АЗС №6
А-76 115 706 71 766 57 853 92 416 261 556 168 800
Аи-92 507 152 148 376 253 576 237 886 245 842 166 578
Аи-95 109 156 18 384 54 578 75 752 48 734 30 664
Дизтопливо 28 026 7 856 14 013 21 414 26 902 44 044

 

 

    3.3 Расчеты

    Для расчета всех транспортных расходов необходимо:

1) Рассчитать расходы по доставке, хранению и наливу нефтепродуктов на нефтебазах;

2) Рассчитать транспортные издержки по доставке нефтепродуктов до АЗС;

3) Сложить все вышеприведенные затраты.

1. Для определения расходов по доставке, хранению и наливу нефтепродуктов на нефтебазах (таблица 7) воспользуемся данными о соответствующих тарифах и заводских ценах на нефтепродукты. Сначала найдем эти расходы в расчете на тонну (таблица 5), а затем умножим на соответствующие объемы (таблица 6).

Таблица 5 - Расходы по доставке, хранению и наливу нефтепродуктов на

нефтебазах, руб./т

  А-76 Аи-92 Аи-95 Дизтопливо Итого
Действующая схема 334,25 430,25 100,00 311,25 1 175,75
Пункт А 334,25 - - 311,25 645,50
Пункт Б - 430,25 - - 430,25
Пункт В - - 100,00 - 100,00
Предлагаемая схема 120,00 120,00 100,00 120,00 460,00
Пункт В - - 100,00 - 100,00
Пункт Г 120,00 120,00 - 120,00 360,00

 

Для расчета фактического объема реализации нефтепродуктов в тоннах умножаем объем в литрах на соответствующую плотность и делим на 1000. 

Плотности нефтепродуктов, кг/л:

r(А-76)=0,735

r(Аи-92)=0, 765

r(Аи-95)=0,773

r(Дизтопливо)=0,835

 

Таблица 6 – Фактические объемы реализации нефтепродуктов в июле 2001г.

 

Вид нефтепродукта

Объем реализации, т

АЗС №1 АЗС №2 АЗС №3 АЗС №4 АЗС №5 АЗС №6
А-76 85,044 52,748 42,522 67,926 192,244 124,068
А-92 387,971 113,508 193,986 181,983 188,069 127,432
А-95 84,378 14,211 42,189 58,556 37,671 23,703
Дизтопливо 23,402 6,560 11,701 17,881 22,463 36,777

 

Таблица 7 – Расходы по доставке, хранению и наливу нефтепродуктов на нефтебазах, руб.

 

Пункты налива

АЗС

АЗС №1 АЗС №2 АЗС №3 АЗС №4 АЗС №5 АЗС №6
Действующая схема 211 072,11 69 930,49 105 536,06 112 423,28 155 932,99 110 114,51
Пункт А, в т.ч. 35 709,71 19 672,75 17 854,85 28 269,55 71 249,11 52 916,49
Д/т 7 283,78 2 041,73 3 641,89 5 565,36 6 991,66 11 446,76
А-76 28 425,93 17 631,02 14 212,96 22 704,19 64 257,44 41 469,73
Пункт Б, Аи-92 166 924,64 48 836,66 83 462,32 78 298,10 80 916,74 54 827,69
Пункт В, Аи-95 8 437,76 1 421,08 4 218,88 5 855,63 3 767,14 2 370,33
Предлагаемая схема 68 007,79 22 158,93 34 003,89 37 990,34 52 100,25 36 963,56
Пункт В, Аи-95 8 437,76 1 421,08 4 218,88 5 855,63 3 767,14 2 370,33
Пункт Г, Д/т, 92,76 59 570,03 20 737,85 29 785,01 32 134,71 48 333,12 34 593,23

 

        

2. Транспортные издержки по доставке нефтепродуктов до АЗС собственными бензовозами (таблица 8) рассчитываются путем умножения расстояния между объектами на аналитическую стоимость 1 т-км, т.е. 1,55 руб./т*км и на фактические объемы реализации нефтепродуктов (таблица 6).

 

    3. Находим общие транспортные расходы (таблица 9), т.е. сумму расходов по транспортировке, наливу и хранению нефтепродуктов на нефтебазе и расходов по транспортировке нефтепродуктов до АЗС.

 

Таблица 8 – Транспортные издержки по доставке топлива до АЗС, руб.

 

Пункты налива

АЗС

АЗС №1 АЗС №2 АЗС №3 АЗС №4 АЗС №5 АЗС №6
Действующая Схема 30 694,65 9 252,94 17 336,98 49 972,28 91 739,21 39 178,93
Пункт А, в т.ч. 3 361,81 2 757,81 2 101,13 9 310,00 43 263,43 18 698,20
Д/т 725,45 305,03 453,41 1 940,05 4 526,33 4 275,30
А-76 2 636,36 2 452,78 1 647,73 7 369,94 38 737,10 14 422,91
Пункт Б, Аи-92 3 006,78 1 759,37 1 503,39 18 334,77 30 608,25 12 838,79
Пункт В, Аи-95 24 326,06 4 735,76 13 732,45 22 327,52 17 867,54 7 641,93
Предлагаемая схема 58 951,14 43 208,07 48 357,53 41 563,67 67 881,54 88 433,79
Пункт В, Аи-95 24 326,06 4 735,76 13 732,45 22 327,52 17 867,54 7 641,93
Пункт Г, Д/т, Аи-92, А-76 34 625,08 38 472,31 34 625,08 19 236,15 50 014,00 80 791,85

 

Таблица 9 – Общие транспортные расходы, руб.

 

Пункты налива

АЗС

АЗС №1 АЗС №2 АЗС №3 АЗС №4 АЗС №5 АЗС №6
Действующая схема 241 767 79 183 122 873 162 396 247 672 149 293
Пункт А, в т.ч. 39 072 22 431 19 956 37 580 114 513 71 615
Д/т 8 009 2 347 4 095 7 505 11 518 15 722
А-76 31 062 20 084 15 861 30 074 102 995 55 893
Пункт Б, Аи-92 169 931 50 596 84 966 96 633 111 525 67 666
Пункт В, Аи-95 32 764 6 157 17 951 28 183 21 635 10 012
Предлагаемая схема 126 959 65 367 82 361 79 554 119 982 125 397
Пункт В, Аи-95 32 764 6 157 17 951 28 183 21 635 10 012
Пункт Г, д/т, Аи-92, А-76 94 195 59 210 64 410 51 371 98 347 115 385

 

 

Выводы

Предлагаемый вариант транспортировки нефтепродуктов с нефтебаз до АЗС является более выгодным в сравнении с существующим сегодня вариантом.

Транспортные расходы по предлагаемому варианту в расчете на 1 тонну в среднем в 2 раза ниже, чем расходы, осуществляемые сегодня.

Таким образом, вариант доставки нефтепродуктов до АЗС в Южном районе республики с Пункта Г является экономически приемлемым и выгодным.

 

Заключение

 

Таким образом, в данном курсовом проекте на основе транспортной задачи линейного программирования были выявлены пути снижения транспортных издержек предприятия, причем снижение этих расходов значительно. Так, если сравнить транспортные расходы по ныне действующей и предложенной схеме транспортировки нефтепродуктов, то можно получить следующие данные:

· Нынешние расходы – 1003184 руб.

· Расходы по предлагаемой схеме - 599620 руб.

· Экономия на транспортных издержках – 403564 руб.

Отсюда следует, что воспользовавшись новой схемой транспортировки нефтепродуктов (воспользовавшись услугами только Пункта В и Пункта Г) можно сэкономить до 40% транспортных расходов. Таким образом, сэкономленными средствами можно поступить по-разному:

1) за счет этих средств увеличить прибыль предприятия, и воспользоваться ею для каких-либо нужд предприятия;

2) либо снизить стоимость нефтепродуктов на АЗС, что может принести еще больше прибыли.

В заключение можно сделать вывод, что в настоящее время рациональное размещение производственных сил имеет очень большое значение, потому что таким образом можно существенным образом снизить транспортные затраты предприятия, а значит и увеличить его прибыль. А как известно, увеличение прибыли – залог успеха предприятия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: