Базовые разработки по формированию стратегии организации предложены в трудах зарубежных и отечественных исследователей в области стратегического менеджмента и стратегического планирования, маркетинга, конкурентоспособности [5, 11, 13-14, 19-20, 23-25, 30, 34, 42, 46, 48, 65, 73, 80, 84, 95, 100, 105, 108, 116, 136, 149, 164, 166, 175, 178, 180-182, 193, 202]. В основу стратегического планирования положена информация о ресурсах компании, действиях и намерениях конкурентов, развитии ситуации на рынках, состоянии внешней среды. Для получения этих данных используется ряд специфических методов стратегического анализа, в частности, анализ потенциала, рынка, конкурентов, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Эти методы анализа разделяются на две группы: методы, направленные на определенный элемент системы, в которой действует компания (например, анализ рынка), и методы, объединяющие результаты, полученные с помощью нескольких методов (например, анализ сильных и слабых сторон). Данные методы, по нашему мнению, могут использоваться и в процессе стратегического планирования на уровне регионального отраслевого комплекса, однако, безусловно, требуют уточнений, связанных с известной отраслевой и региональной спецификой.
|
|
Процесс разработки стратегии развития регионального нефтегазохимиче-ского комплекса можно представить следующим образом: 1.исторический анализ (анализ прошлых стратегий); 2.стратегический анализ современного состояния отрасли (анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие комплекса); 3.постановка целей и задач, анализ стратегических альтернатив, разработка стратегии. Содержание основных этапов разработки стратегии применительно к региональному нефтегазохимическому комплексу представлено в табл. 1.
Как видно, стратегический анализ региональной отрасли мы разделили на два этапа - ретроспективный анализ отрасли с акцентом на региональные факторы формирования стратегии в условиях переходного периода развития
34
Таблица 1. Процесс формирования стратегии развития регионального нефтегазохимического комплекса
Этап
Содержание, методы
1. Ретроспективный анализ развития регионального отраслевого комплекса
2. Анализ
совре
менного
состояния
комплек
са (с
1999г. до
наст, вре
мени (в
наших
исследо
ваниях до
2001г.))
3. Разработка стратегии
1.1. Общий анализ развития отрасли в дореформенный период (до 1990г.). 1.2.Определение основных проблем регионального комплекса, возникших в условиях трансформации экономики (с 1990г.). 1.3. Анализ региональных особенностей управления развитием комплекса в переходный период. 1.4. Анализ внутрирегиональных и межрегиональных интеграционных и кооперационных взаимосвязей предприятий комплекса. 1.5. Анализ хозяйственной деятельности комплекса в переходный период, его финансово-экономического положения. 1.6. Комплексное описание модели управления развитием регионального НГХК в переходный период, оценка ее эффективности, сравнительный анализ модели, определение ее стратегических перспектив.
|
|
2.1. Анализ факторов внутренней среды: 2.1.1.Общее описание ком
плекса: определение места и роли комплекса в экономике региона, опи
сание предприятий комплекса, их структуризация, определение их мес
та на региональном, российском и зарубежных рынках. 2.1.2. Анализ
составляющих внутренней среды регионального НГХК (за 1999-
2001гг.): финансово-хозяйственной деятельности, сырьевого обеспече
ния, товарного портфеля продукции, технической и технологической
базы, инновационной деятельности, инвестиционных программ, ме
неджмента качества, экологии и охраны труда, работы на рынке ценных
бумаг, ресурсе- и энергосбережения и т.д. 2.1.3. Комплексная оценка
конкурентоспособности предприятий НГХК.
2.2. Анализ факторов внешней среды: 2.2.1. Оценка и прогноз факторов
внешней среды косвенного воздействия (макро- и мезосреды). 2.2.2.
Оценка и прогноз факторов среды прямого воздействия (микросреды),
в том числе конкурентный анализ и анализ рынков. 2.2.3. Комплексная
оценка конкурентоспособности отдельных предприятий НГХК и ком
плекса в целом по сравнению с конкурирующими системами.
2.3. Составление профиля среды, оценка важности факторов для НГХК.
3.1. Определение целей и задач развития комплекса. Разработка страте
гической лестницы по достижению целей. 3.2. Анализ сильных и сла
бых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ), на этой основе
формирование стратегических направлений развития комплекса. 3.3.
Конкретизация стратегических направлений по всем областям деятель
ности комплекса. 3.4. Планирование товарного портфеля продукции
НГХК РТ (с использованием соответствующего инструментария и ме
тодов (матрицы: «рост рынка - доля рынка», «привлекательность отрас
ли - сила позиции бизнеса», «товары-рынки». Разработка специфиче
ских продуктовых стратегий нефтехимического комплекса: «экспорт -
внутренний рынок», «углубление переработки», «сырьевое обеспече
ние» и др.) ______________________________________
35
российской экономики и собственно ситуационный анализ его современного состояния. Обоснуем данное положение и подробнее раскроем содержание этапов формирования стратегии.
Этап 1. Исторический анализ развития регионального нефтегазохимического комплекса. Как следует из предлагаемого алгоритма действий по формированию стратегии развития регионального нефтегазохимического комплекса, исследования должны начинаться с ретроспективного анализа. Поэтому предполагается в первую очередь изучение процессов становления и развития нефтегазохимического комплекса в СССР, принципов и целей территориального размещения производств в условиях планово-централизованной экономики, сформировавшихся на этой основе кооперационных товарно-сырьевых взаимосвязей предприятий отрасли, инвестиционно-инновационных процессов, место отрасли в мировой нефтяной и нефтехимической промышленности и т.д. Данный анализ может послужить базой для выявления особенностей развития отрасли и ее региональных комплексов, способствовать разработке современных рыночных стратегий (например, стратегий кооперации и интеграции), учитывающих эти особенности, проследить становление и развитие не только предприятий исследуемого регионального комплекса, но и основных конкурентов.
|
|
Дальнейшее изучение периодов развития регионального отраслевого комплекса связано с необходимостью выявления основных проблем и тенденций развития нефтегазохимического комплекса в условиях переходной экономики, а также региональной модели управления его развитием. Так, прежде всего необходимо определить основные «трансформационные» проблемы развития регионального нефтегазохимического комплекса, обусловленные глубоким системным социально-экономическим кризисом в стране, которые могут быть разделены на две основные группы: 1. связанные с общеэкономическими факторами; 2. специфические для региональных нефтегазохимических комплексов. Именно эти проблемы лежат в основе современных «слабых сторон» региональных НГХК и именно они делают чрезвычайно опасными для них некоторые «угрозы» внешней среды. Причем, учитывая, что переходный период в
36
России имеет затяжной характер, «трансформационный» фактор приобретает особую значимость и, несомненно, должен быть учтен при формировании стратегии развития регионального отраслевого комплекса.
Исследование отмеченных проблем неразрывно связано с анализом их решения на региональном и отраслевом уровнях. В этой связи представляется необходимым рассмотрение проблем региональной промышленной политики в отношении нефтегазохимического комплекса в условиях переходной экономики. После распада Союза, вертикальных и горизонтальных связей между товаропроизводителями, в результате дистанцирования федерального центра от решения многих проблем осуществления поступательной трансформации экономики «центр ответственности» за сохранение отраслевого промышленного потенциала переместился на региональный уровень, сформировались совершенно новые «региональные форматы» регулирования экономики, будущее отраслей во многом определялось именно региональными факторами - осуществлением эффективной промышленной, структурной, инновационной, инвестиционной политики региона, воссозданием на качественно новом уровне внутрирегиональных и межрегиональных производственно-хозяйственных связей, развитием рыночной инфраструктуры, налоговым и тарифным регулированием в регионе и т.д. В этой связи актуализируются задачи научного осмысления, описания и обоснования региональной модели управления развитием отраслевых, в том числе нефтегазохимических комплексов. В практическом плане - это основа для определения будущей региональной политики в отношении отраслевых комплексов и формирования стратегии их развития.
|
|
Основными направлениями анализа процессов управления развитием регионального НГХК, по нашему мнению, могут быть следующие: создание льготных налоговых режимов, регулирование в области стоимости услуг естественных монополий, институциональные преобразования - создание новых структур, регулирующих развитие НГХК, участие государства в управлении собственностью в НГХК, решение проблем сырьевого обеспечения, формирование внутрирегиональных и межрегиональных кооперационных и интеграци-
37
онных взаимосвязей, инновационная и инвестиционная политика в комплексе, развитие малого предпринимательства и т.д.
Оценка эффективности мер воздействия на процессы развития НГХК требует проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности комплекса за период с 1990г. по текущий год. Базой при проведении сравнительного анализа могут служить, во-первых, экономическое положение предприятий и НГХК в целом в 1990г., во-вторых, развитие в условиях переходной экономики предприятий НГХК других регионов и России в целом. Это обусловлено необходимостью определения того, насколько современное состояние комплекса приближается к уровню докризисного 1990г. (спад в нефтегазохимическом комплексе начался в 1991г.), причем в сравнении с другими регионами, что позволит сделать достаточно обоснованные выводы об эффективности региональных моделей управления развитием НГХК.
Основными показателями для получения количественной оценки могут быть следующие:
- динамика роста объемов производства в НГХК РТ ежегодно по сравнению с
уровнем 1990г., а также со среднероссийским уровнем, что будет характери
зовать сохранение потенциала комплекса в условиях переходной экономики;
- доля НГХК РТ в общероссийском производстве по основным видам продук
ции, ее динамика (дает характеристику современного конкурентного поло
жения компаний);
- позиционирование предприятий НГХК РТ среди российских производителей
в матрице «динамика объемов производства по сравнению с 1990г. — доля в
общероссийском производстве в 2001г.» (модифицированная матрица «рост
рынка-доля рынка» (матрица БКГ)) по основным видам продукции НГХК РТ
(характеризует сравнительную конкурентоспособность предприятий НГХК
РТ в условиях переходной экономики);
- комплексная оценка конкурентоспособности предприятий НГХК РТ по срав
нению с компаниями-конкурентами (рассчитывается на основе широкого
38
спектра критериев, характеризующих состояние внутренней среды предприятий);
- показатели, характеризующие структуру промышленности, нефтегазохими-ческого и нефтехимического комплексов региона в динамике. К ним относятся: структура промышленного производства, прибыли, численности занятых, добавленной стоимости, остающейся в регионе, внешнеторгового оборота в разрезе отраслей промышленности; то же в разрезе сегментов НГХК, выделенных в соответствии с размерами предприятий (крупные предприятия, средние предприятия, малые предприятия); то же по НГХК в разрезе отраслей (нефтедобыча, нефтегазопереработка, нефтехимия и химия).
Проведенные исследования обобщаются в комплексной характеристике региональной модели управления развитием отраслевого комплекса, сложившейся в условиях переходной экономики, ее сравнительной оценке, рекомендациях по развитию модели. Формирование модели целесообразно осуществлять посредством определения участников модели, процесса их взаимодействия; принципов принятия решений в ее рамках, а также основных функциональных сфер управления.
Всестороннего анализа требуют конкретные меры, реализованные в процессе управления развитием на региональном уровне, эффективность которых определяется через количественную оценку, показатели для определения которой представлены выше, а также посредством сравнительного анализа моделей управления развитием современных региональных нефтегазохимических комплексов России. Сравнительный анализ моделей при этом должен включать следующие основные блоки: 1.общая характеристика моделей, 2.характер участия региональной власти в управлении развитием регионального НГХК, 3.специфика взаимодействия предприятий НГХК в рамках модели (внутрирес-публиканская интеграции, вертикальная интеграция, др.), а также инициаторы интеграции (компании внутри и вне региона, региональная власть как собственник или как субъект регионального управления), 4.основные преимущества моделей, 5.основные недостатки моделей. Логическим завершением проделан-
39
ной работы должно быть формулирование выводов и рекомендаций по совершенствованию процесса управления. На этом завершается первый этап формирования стратегии развития регионального НГХК. Результаты ретроспективного анализа являются основой для второго этапа разработки стратегии.
Этап. 2. Анализ современного состояния регионального нефтегазохимиче-ского комплекса, его внутренней и внешней среды. Исход хозяйствования, как и функционирование любой социально-экономической системы, всегда в той или иной степени вероятностен. Вопрос о том, чем определяется этот исход, обращает исследователей к проблеме факторов формирования и развития системы, которые должны быть учтены при разработке стратегии ее развития. Очевидно, что очень многие факторы оказывают влияние на определение стратегии. Взаимодействие этих факторов носит специфический для каждой отрасли характер и всегда изменяется во времени. Поэтому при разработке стратегии необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, причем в чистом виде их воздействие выделить весьма сложно, поскольку влияние факторов взаимообусловлено.
В первую очередь требуют определения основные факторы внутренней среды регионального нефтегазохимического комплекса, влияющие на его развитие. По нашему мнению, показатели и направления для внутреннего анализа могут быть следующими (табл. 2). Логическим завершением данного анализа, обобщающим его результаты, должна стать комплексная оценка конкурентоспособности предприятий и регионального НГХК в целом.
Таблица 2. Факторы внутренней среды регионального нефтегазохимического комплекса
Состав- | |
ляющие | Факторы |
внутренней | (оценка в прошлом, настоящем и будущем) |
среды | |
1. Финансо- | 1.1. Производственная деятельность |
во- | 1.2. Прибыльность и рентабельность деятельности |
хозяйствен- | 1.3. Структура сбыта продукции (в разрезе внутреннего и внешнего |
ная деятель- | рынков, форм оплаты труда) |
ность | 1.4. Добавленная стоимость и себестоимость |
1.5. Дебиторская и кредиторская задолженности |
40
1.6. Оборотные средства 1.7. Деловая активность, ликвидность, финансовая устойчивость. 1.8. Комплексная рейтинговая оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий и НГХК РТ в целом | |
2. Сырьевое обеспечение предприятий комплекса | 2.1.Технологические циклы предприятий НГХК РТ и требуемое сырьевое обеспечение 2.2.Основные поставщики, качество и ценовые характеристики сырья, тенденции изменения цен 2.3.Товарно-сырьевые потоки внутри НГХК РТ (описание процессов в рамках внутриреспубликанской интеграции, оценка их эффективности, доля в обеспечении сырьевых потребностей в целом) 2.4.Товарно-сырьевые потоки в рамках межрегиональной интеграции и кооперации |
3. Товарная продукция НГХКРТ (номенклатура, производство, сбыт) | 3.1.Характеристика товарного портфеля НГХК РТ 3.2.Динамика объемов производства и загрузки мощностей в разрезе основных видов продукции 3.3.Структура и тенденции сбыта основных видов продукции в разрезе сегментов рынка (внутренний рынок, экспорт) 3.4.Цена продукции на различных рынках, динамика цен 3.5.Рентабельность продукции З.б.Перспективы «развития продукта» с точки зрения реализуемых инвестиционных проектов (новые технологии, углубление переработки, возможности расширения мощностей по сырью и готовой продукции), наличия сырья на рынке, благоприятной конъюнктуры рынков, появления новых рынков |
4. Технический и технологический уровень производства | 4.1.Состояние основных фондов 4.2.Технологии 4.3.3агрузка мощностей 4.4.Обновление производства, ввод новых мощностей |
5. Инновационная и научно-техническая деятельность | 5.1. Инновационно-инвестиционные планы компаний, качество их реализации, объемы финансирования. 5.2. Доля инновационной продукции в объеме реализуемой продукции 5.3. Объемы НИОКР на предприятиях 5.4. Наличие и результаты деятельности научно-технологических центров предприятий 5.5. Реализация отраслевой региональной научной и инновационной политики в рамках деятельности соответствующих координирующих структур (в НГХК РТ - ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг») 5.6. Наличие и результаты деятельности инновационно-производственных технопарков, технополисов, инкубаторов в НГХКРТ 5.7. Наличие и результаты деятельности венчурных фондов 5.8. Деятельность по привлечению зарубежных инновационных технологий 5.9. Результаты сотрудничества отраслевой и академической науки региона и страны с предприятиями НГХК РТ, в том числе в рамках |
российская
41 |
государственна^
библиотека
деятельности Научно-технического совета при ТНХИ-Х 5.10. Наличие в НГХК РТ Программы (или стратегии) перспективного инновационного развития 5.11. Совещания, конференции, заседания рабочих групп по вопросам научного и инновационного развития НГХК РТ | |
6. Кадровая политика | 6.1. Структура кадров предприятий (произв., управленческий персонал; возраст, пол, образование, стаж, квалификация и др.) 6.2. Текучесть кадров 6.3. Наличие на предприятиях центров переподготовки и повышения квалификации кадров 6.4. Наличие Программ повышения квалификации кадров (развития кадрового потенциала) на предприятиях 6.5. Объем отчислений на повышение квалификации кадров в фонде оплаты труда, % 6.6. Политика привлечения и развития молодых кадров на предприятиях 6.7. Наличие отраслевых программ повышения кадрового потенциала НГХК РТ |
7. Менеджмент качества, экологии, охраны труда | 7.1. Перечень работ, проведенных в течение 1999-2001гг. предприятиями комплекса по повышению качества продукции, экологии и охране труда и объемы их финансирования 7.2. Внедрение на предприятиях международных систем качества (ИСО-9000), экологии (ИСО-14000) и охраны труда 7.3. Развитие внедренных систем 7.4. Наличие на предприятиях и в региональном комплексе в целом соответствующих Программ и стратегий 7.5. Проведение отраслевых совещаний по данным проблемам |
8. Деятельность на рынке ценных бумаг | 8.1. Характеристика акционерного капитала компаний, обращение акций на фондовых рынках России и мира (активная торговля) 8.2. Тенденции изменения стоимости акций и объемов торгов 8.3. Деятельность по увеличению уставного капитала 8.4. Капитализация (рыночная стоимость) акций и предприятия 8.5. Практика выпуска облигационных займов 8.6. Вексельная политика предприятий 8.7. Операции с другими собственными ценными бумагами, а также с ценными бумагами других организаций |
9. Ресурсе- и энергосбережение | 9.1. Проведение энергоаудита на предприятиях НГХК РТ 9.2. Наличие и реализация программ энергосбережения на предприятиях НГХК РТ, оценка уже полученного эффекта от их реализации 9.3. Доля энергозатрат в структуре себестоимости продукции предприятий НГХК РТ 9.4. Динамика объемов производства и энергопотребления 9.5. Наличие соответствующих отраслевых и региональных Программ |
Методами оценки факторов внешней среды воздействия на развитие регионального НГХК служат: 1. анализ макро- и мезосреды (внешней среды кос-
42
венного воздействия), 2. анализ микросреды (внешней среды прямого воздействия). Направления и показатели для оценки макро- (страна) и мезосреды (конкретный регион) представлены в таблице 3.
Таблица 3. Факторы внешней среды косвенного воздействия на развитие регионального нефтегазохимического комплекса
Составляющие макро- и мезосреды | Факторы (оценка в прошлом, настоящем и будущем) |
1.Международная окружающая среда | 1.1. Глобальные природно-климатические, военно-политические, экономические, научно-технические, социально-демографические, культурные, экологические изменения (трансформация глобальной среды). |
2. Политическая среда | 2.1. Национальные политические изменения 2.1. Региональные политические изменения 2.2. Стабильность демократических преобразований встране 2.3. Количество политических фракций взаконодательной власти 2.4. Криминогенная обстановка встране 2.5. Степень взаимовлияния политики и экономики |
3. Экономическая среда | 3.1. Рост национального дохода, регионального дохода 3.2. Рост внешней торговли, тенденции изменения внешнеэкономических связей 3.3. Изменение платежного баланса. 3.4. Изменение обменного курса валюты. 3.5. Тенденции инфляции. 3.6. Развитие рынка капитала. 3.7. Развитие рынка рабочей силы. 3.8. Инвестиционные тенденции. 3.9. Ожидаемые изменения конъюнктуры. 3.10. Отраслевые приоритеты промышленной политики. 3.11. Удельный вес конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках продукции 3.12. Наличие стратегии социально-экономического развития страны и региона, опубликованных в открытой печати 3.14. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте 3.15. Структура распределения доходов населения 3.16. Уровень развития финансовой системы 3.17. Развитие инфраструктуры 3.18. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности 3.19. Наличие методических документов, регламентирующих формирование стратегии на всех уровнях иерархии экономики в системе многоуровневого стратегического планирования в стране |
4. Социально-демографическая | 4.1. Рост численности населения 4.2. Продолжительность жизни населения |
43
среда | 4.3. Место страны в мире по жизненному уровню и продолжительности жизни населения, место региона в стране по жизненному уровню и продолжительности жизни населения 4.4. Уровни смертности и рождаемости населения 4.5. Структура населения 4.6. Миграция населения 4.7. Структура населения по доходам |
5. Правовая среда | 5.1. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны 5.2. Наличие федеральной программы создания правового государства 5.3. Развитие налоговой системы 5.4. Влияние профсоюзов 5.5. Наличие прогрессивного законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность страны и фирм, вопросы сертификации товаров и услуг, стандартизации, охраны окружающей среды, предпринимательской деятельности, антимонопольного, патентного права и др. 5.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали 5.7. Качество надзора за соблюдением законодательства страны |
6. Экологическая среда | 6.1. Параметры экосистемы 6.2. Затраты в бюджете страны на поддержание экосистемы 6.3. Направления защиты окружающей среды 6.4. Требования по утилизации и вторичному использованию |
7. Природно-климатические факторы | 7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе 7.2. Оценка основных природных ресурсов 7.3. Интенсивность и степень извлечения из недр природных ресурсов 7.4. Характеристика климатических факторов 7.5. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны |
8. Научно-технические факторы | 8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества, региона в фонде страны 8.2. Уровень развития высокотехнологичных и иных «не сырьевых» отраслей экономики страны и региона 8.3. Удельный вес докторов наук, профессоров в численности работающих 8.4. Наличие и объемы финансирования программ инновационного, научно-технического развития страны, регионов и отраслей (развития национальной технологической базы) 8.5. Уровень финансирования отраслевой и академической науки из бюджета 8.6. Компьютеризация 8.7. Характеристика системы информатизации 8.8. Показатели морального и физического износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства |
44
9. Культурная среда
9.1. Средний уровень образования населения
9.2. Обеспеченность населения объектами культуры
9.3. Отношение людей к окружающему миру
9.4. Долговременные тенденции развития в области культурных
ценностей
9.5. Наличие формализованных и неформализованных «кодексов
чести» в обществе в целом, в предпринимательской среде, в
политической среде.
К факторам микросреды, определяющим развитие регионального НГХК, мы относим непосредственных конкурентов предприятий комплекса по выпускаемой продукции, потребителей, поставщиков, маркетинговых посредников по снабжению и сбыту, контактные аудитории (общество, контролирующие органы, профсоюзы, СМИ и т.д.). Информация, необходимая для анализа микросреды, представлена в таблице 4.
Таблица 4.Факторы внешней среды прямого воздействия на развитие (микросреды) регионального нефтегазохимического комплекса
Составляющие микросреды | Факторы и показатели для анализа (оценка в прошлом, настоящем и будущем) |
1.Общая информация о рынке и отрасли | 1.1. Основные тенденции развития химической и нефтехимической промышленности мира и страны 1.2. Емкость рынка 1.3. Рост рынка 1.4. Прибыльность рынка 1.5. Стабильность спроса 1.6. Структура потребностей 1.7. Структура распределения (географическая, по каналам сбыта) 1.8. Количество продавцов 1.9. Характер конкуренции 1.10. Вид продавцов 1.11. Организации, союзы в отрасли 1.12. Загрузка производственных мощностей 1.13. Барьеры для входа и выхода из отрасли 1.14. Возможность появления товаров-заменителей |
45
2. Конкуренты | 2.1. Качество, цены, конкурентоспособность продукции конкурентов 2.2. Оборот/доля рынка 2.3. Тенденции сбыта, каналы распределения 2.4. Ценовая политика 2.5. Организационно-технические условия производства 2.6. Рыночные стратегии конкурентов 2.7. Изменения в структуре управления 2.8. Качество управления 2.9. Стратегии в области сырьевого обеспечения, инноваций, инвестиций, работы на рынке ценных бумаг, кадров, экологии, охраны труда, ресусо- и энергосбережения 2.10. Работа с информацией («информационные войны») 2.11. Финансовое положение 2.12. Сильные и слабые стороны 2.13. Комплексная оценка конкурентоспособности |
3. Потребители (непосредственные и потребители наших потребителей) | 3.1. Количество покупателей 3.2. Виды/размеры покупателей 3.3. Спектр потребностей основных потребителей 3.4. Доходы потребителей 3.5. Условия поставки конкретным потребителям 3.6. Сложности, свойственные отдельным регионам. 3.7. Сложности, свойственные отдельным продуктам. 3.8. Прогнозы изменения параметров рынка по объему и ассортименту |
4. Поставщики | 4.1. Качество компонентов «входа» в систему (сырья, материалов, энергоресурсов, оборудования, информации, кадров, нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей в НГХК РТ) 4.2. Прогноз изменения качества и условий поставки |
5. Контактные аудитории | 5.1. Анализ отношения к компаниям комплекса и к их продукции финансовых кругов региона, страны, СМИ, государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций, экологических организаций и др. 5.2. Мероприятия по улучшению отношений с контактными аудиториями |
6. Маркетинговые посредники | 6.1. Имидж структур и стратегий торговых посредников, уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения продукции 6.2. Связи с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы и ассоциации маркетинга и др.) 6.3. Связи с кредитно-финансовыми учреждениями |
Как видно из представленных показателей для оценки внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие регионального НГХК, масштаб работ по
46
сбору необходимой информации, ее анализу и синтезу должен быть весьма значительным. Мы уже постарались выделить наиболее значимые факторы и показатели, необходимые и достаточные для адекватного отражения среды. Общий подход, который можно рекомендовать при этом, - более пристальное внимание факторам мезо-, микровнешней и внутренней среды регионального НГХК. Однако, очевидно, что в условиях высокой неопределенности и динамичности развития событий в стране и мире, глубоких природно-социально-политико-экономических трансформаций, происходящих на земном шаре, факторы макросреды приобретают все большую актуальность и требуют мониторинга и тщательного исследования. В этой связи для оценки относительной значимости факторов среды, которые необходимо учесть при формировании стратегии развития регионального НГХК, можно предложить метод составления профиля среды [48, с.344-345], который заключается в следующем: 1. В таблицу профиля среды вписываются отдельные ее факторы (табл. 5). Таблица 5. Таблица для составления профиля внутренней и внешней среды
Факторы среды | Важность для отрасли (А) | Влияние на НГХК РТ (В) | Направленность влияния (С) | Степень важности (D) |
2. Каждому фактору экспертным путем присваивается: оценка его значимости
для отрасли (А) (3 - сильная важность, 2 — умеренная важность, 1 — слабая
важность); оценка его влияния на НГХК РТ (В) (3 - сильное, 2 - умеренное,
1 - слабое, 0 - не влияет); оценка направленности влияния по шкале (С) (+1
— позитивное влияние, -1 — негативное влияние).
3. Расчет интегральной оценки путем перемножения экспертных оценок (D):
D=A*B*C.
Очевидно, что чем выше оценочное число фактора, тем более глубоким должен быть его анализ. Ранжированные по степени значимости факторы становятся базой для дальнейших этапов анализа, определения сильных и слабых сторон комплекса, возможностей и угроз внешней среды и в целом определения стратегии его развития.
47
Этап 3. Разработка стратегии развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан. Анализ среды регионального НГХК - основа для разработки его стратегии. На данном этапе следует определить цели и задачи развития комплекса, его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, предоставляемые внешней средой (осуществить SWOT-анализ), на основе выявления и анализа стратегических альтернатив разработать основные стратегические направления развития во всех областях деятельности и по отдельным видам продукции, а также конкурентные стратегии.
Целеполагание - важнейшая составляющая стратегии, базовая категория стратегического менеджмента. Правильно установленные цели — первый фактор успеха реализации стратегии. Важной характеристикой целеполагания на уровне отраслевого регионального комплекса как системы является непротиворечие целей компаний глобальной цели развития НГХК. Соответственно необходима разработка дерева целей в комплексе. Считаем также обязательным формирование этапов достижения цели, поскольку очевидно, что обеспечение конкурентоспособности отрасли в мировом масштабе как основная его стратегическая цель требует длительного периода времени и множества промежуточных шагов. В этой связи целесообразно использовать такой инструмент, как формирование стратегической лестницы по достижению цели (в теорию стратегического планирования данный инструмент вошел под названием стратегическая лестница «Комацу» [48, с.208-209]).
Наиболее распространенным в практике стратегического анализа и планирования является метод SWOT. Проведение SWOT-анализа базируется на данных анализа факторов внутренней среды (синтезируются сильные и слабые стороны) и факторов внешней среды (синтезируются возможности и угрозы), влияющих на развитие комплекса. Считаем целесообразным использовать данный инструмент не только для систематизации полученной «стратегической» информации, но также для реализации следующего шага - разработки стратегических направлений развития. Для этого на основе установления связей всех элементов SWOT-анализа составляется соответствующая матрица, по горизон-
48
тали выставляются сильные и слабые стороны, по вертикали - возможности и угрозы. На пересечении разделов образуются четыре поля (рис. 4). На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные комбинации и выделить те, которые следует учесть при разработке соответствующих стратегических направлений развития комплекса.
Внешняя среда
Возможности
Угрозы
2 Сильные
■ я стороны
^» ° Слабые
в стороны
Стратегическое поле 1 | Стратегическое поле 2 |
Стратегическое полеЗ | Стратегическое поле 4 |
Рис. 4. Матрица SWOT: формирование стратегических направлений развития.
Для поля 1 необходимо разработать стратегические направления по использованию сильных сторон и возможностей, появившихся во внешней среде. Для поля 2 стратегии должны предполагать использование силы для устранения угроз. Для поля 3 стратегии строятся таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей устранить слабые стороны. Для поля 4 вырабатываются такие стратегические направления развития, которые позволили бы устранить слабости и попытаться предотвратить угрозы. Это наиболее значимое для регионального НГХК поле, поскольку все факторы здесь имеют высокую степень значимости и характеризуют глубинные стратегические проблемы комплекса. Здесь разрабатываются общие стратегические направления развития, которые затем конкретизируются, в том числе при помощи выработанных стратегических направлений развития в других трех полях.
Одной из центральных задач стратегического планирования является разработка стратегии «развития продукции». Здесь решаются вопросы, от которых зависит будущее компаний и отрасли в целом: в развитие какой продукции инвестировать средства, какие новые продукты и новые рынки осваивать, какие продукты сегодня станут своего рода генераторами средств для финансирова-
49
ния создания производств других конкурентоспособных видов продукции, к какой стратегии прибегнуть при формировании портфеля новой продукции (углубление переработки имеющихся полупродуктов, организация или покупка новых непрофильных видов бизнеса и проч.), выпуск какой продукции следует прекратить и т.д. При этом целесообразно использовать широкий арсенал инструментов, техник, приемов и методов, предлагаемых наукой о стратегическом планировании. Это прежде всего матрицы стратегических альтернатив и разработки базисных стратегий. Уже стали традиционными и получили достаточно широкую апробацию такие инструменты разработки продуктовых стратегий, как матрица «скорость роста рынка — рыночная доля» (матрица Бостонской Консалтинговой группы (БКГ)), матрица «привлекательность рынка — позиция на рынке (конкурентоспособность)» (матрица «Дженерал электрик» и «Шелл»).
В основу концепции матрицы БКГ положены допущения, что чем больше скорость роста продаж, тем больше возможностей для развития, чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе. Данный инструмент - достаточно простой и наглядный - имеет существенный недостаток: для оценки стратегических перспектив продукта очевидно недостаточно только двух показателей. Безусловно, необходима многокритериальная оценка, что и делается при использовании матриц корпорации «Дженерал электрик» и «Шелл». Матрица корпорации «Шелл» является развитием матрицы «Дженерал Электрик», однако в ней делается больший упор на количественные показатели бизнеса (рис. 5).
В основу концепции матрицы «Шелл» положена идея, заимствованная из матрицы БКГ, состоящая в том, что «общая стратегия компании должна обеспечивать поддержание баланса между денежным излишком и его дефицитом путем регулярного развития новых перспективных видов бизнеса, основанных на последних научно-технических разработках, которые будут поглощать излишки денежной наличности, создаваемые видами бизнеса, находящимися в фазе зрелости своего жизненного цикла»[48, с. 109-110]. Очевидно, что использование данной матрицы целесообразно в капиталоемких отраслях, прежде
50
Высокая |
S 3 о. |
Средняя |
<а |
Низкая |
s ей И |
Удвоить объем производства или свернуть бизнес | Стратегия усиления конкурентного преимущества | Стратегия лидерства вданном виде бизнеса |
Продолжать бизнес состорожностью | Продолжать бизнес состорожностью | Стратегия роста |
Стратегия свертывания бизнеса | Стратегия частичного свертывания | Стратегия генерации денежной наличности |
Высокая |
Низкая средняя
Сила позиции бизнеса
Рис. 5. Матрица «Шелл».
всего в химической и нефтеперерабатывающей. В матрице «Шелл», как и в матрице «Дженерал Электрик», используются два комплексных индекса: индекс силы позиции бизнеса и индекс привлекательности рынка. Индекс силы
позиции на рынке компаний регионального НГХК по конкретным продуктам,
I по нашему мнению, целесообразно определять с учетом следующих факторов,
каждому из которых мы присвоили весовой коэффициент (сумма коэффициентов равна 1) (табл. 6).
Таблица 6. Параметры индекса силы позиции бизнеса
Параметры | Весовой коэффициент |
1. Относительная доля рынка | 0,20 |
2. Конкурентоспособность по цене и качеству | 0,15 |
3. Прибыльность по сравнению с конкурентами | 0,15 |
4. Широта ассортимента | 0,05 |
5. Технологические преимущества и возможность разработки новой продукции | 0,15 |
6. Стабильность и ценовые характеристики сырьевого обеспечения | 0,1 |
7. Маркетинг продукта | 0,15 |
8. Эффект опыта и мастерства, кадровый потенциал | 0,1 |
Индекс привлекательности рынков, по нашему мнению, необходимо рассчитывать с учетом показателей, представленных в таблице 7. Значения параметров по каждому продукту, определенных количественно и качественно,
51
оцениваются экспертами по 10-ти балльной шкале, взвешиваются и суммируются, что дает две комплексные интегральные оценки каждого исследуемого продукта (бизнеса), которые попадают в свою очередь в одну из трех градаций индексов: высоко, средне, низко.
Таблица 7. Параметры индекса привлекательности рынка
Параметры | Весовой коэффициент |
1. Емкость рынка и скорость его роста | 0,15 |
2. Интенсивность конкуренции | 0,2 |
3. Требования к технологии | од |
4. Потребность в капитале | од |
5. Сезонность и цикличность колебаний спроса | од |
6. Доходность рынка | 0,15 |
7. Факторы макросреды | од |
8. Динамика цен по сравнению с зарубежными рынками (по сравнению с внутренним рынком) | од |
Данная и подобная ей матрицы применяются для анализа существующего товарного портфеля. По нашему мнению, целесообразно было бы анализировать с их использованием не только уже имеющиеся, но и предполагаемые виды продукции. В этом случае показатели индексов привлекательности рынка оцениваются на основе данных по аналогичным продуктам, а сила позиции бизнеса - потенциальная, исходя из плановых показателей проекта и на основе экспертных оценок.
Целесообразным, на наш взгляд, представляется также развитие матрицы «Шелл» в направлении получения возможности оценивать одновременно несколько крупных сегментов рынка. В частности, значительная часть продукции НГХК РТ реализуется одновременно и на внутреннем, и на зарубежных рынках. Этот фактор является существенным для оптимизации товарного портфеля, поскольку одновременно стоят задачи формирования сбытовой политики, исходя из привлекательности данных рынков, и собственно стратегии в отношении продукта (инвестиции в расширение производства и повышение качества, лидерство на рынке, свертывание бизнеса и проч.). В этой связи возможно ис-
52
пользование следующего инструмента - построение матрицы «экспорт - внутренний рынок» (рис. 6).
высокая |
о*
О в
л
и
о в л
я
03
В а.
в
К се
а
и
е
а
1. Стратегия сбы-та: Преимущест-венная ориентация на заруб, рынки, поиск небольших прибыльных ниш на внутр.рынке Стратегия продук- | 2. Стратегия сбыта: Преимущественная ориентация на зарубежный рынок (экспорт-внутр.рынок: 70/30) Стратегия продукта: | 3. Стратегия сбыта: Экспорт-внутр.рынок: 50/50 Стратегия продукта: | |
высокая | Удержание высоких позиций на рынках | ||
Лидерство на заруб, рынке, удержание средних позиций на внутр.рынке | |||
та:Лидерство на заруб, рынке | |||
4. Стратегия сбыта: Преимущественная ориентация на заруб, рынки. Поиск небольших прибыльных ниш на внутр.рынке Стратегия продук- | 5. Стратегия сбыта: Экспорт-внутр.рынок: 50/50 Стратегия продукта: | 6. Стратегия сбыта: Преимущественная ориентация на внутренний рынок (экспорт-внутр.рынок: 30/70) Стратегия продукта: | |
Выборочный рост, пересмотр ассортимента продукции, повышение качества, снижение издержек | |||
средняя | Лидерство на внутр. рынке, удержание средних позиций на заруб, рынках | ||
та:Пересмотр ассортимента продукции, повышение качества, снижение издержек. | |||
низкая | 7. Стратегия продукта: Свертывание бизнеса | 8. Стратегия сбыта:Преимущественная ориентация на внутренний рынок. Поиск небольших прибыльных ниш на заруб.рынках Стратегия продукта: | 9. Стратегия сбыта: Преимущественная ориентация на внутренний рынок. Поиск небольших прибыльных ниш на заруб.рынках Стратегия продукта: |
Пересмотр ассортимента продукции, повышение качества, снижение издержек. | Лидерство на внутр. рынке |
низкая |
Средняя