Проблемы развития предпринимательского сектора в Республике Беларусь и пути их решения

Выступая на втором Всебелорусском собрании, Президент РБ отметил, что создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства – это вопрос не только экономический, но и политический. "Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет”, – отметил А. Г. Лукашенко. [22, c. 86]

Сдерживающими факторами интенсивного развития малого бизнеса в белорусской экономике является большое количество административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе:

 

ü ограничения на стадии вступления субъекта малого предпринимательства на рынок, связанные с прохождением регистрации, лицензирования, сертификации, гигиенической регистрации, а также в период функционирования и «выхода» из рынка;

ü неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;

ü затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;

ü нестабильность и несовершенство действующего законодательства;

ü сложная экономическая обстановка в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

ü отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики. [13, c. 35]

 

Серьёзными препятствиями развития существующего бизнеса и становления новых предприятий в РБ в кризисный период являются:

 

ü отсутствие необходимой поддержки со стороны кредитных учреждений в финансировании основных и оборотных средств субъектов предпринимательства;

ü снижение совокупного потребительского спроса;

ü произошедшее вследствие проведенной девальвации повышение размера арендной платы за помещения, находящиеся в коммунальной собственности. [14, c. 40]

 

В Республике Беларусь последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки и региональные программы. Целью проводимой государственной политики поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития как залога социальной стабильности и устойчивого роста экономики Республики Беларусь. [9, c. 510]

Первоочередные меры по поддержке и развитию малого предпринимательства в РБ в настоящее время должны быть направлены на решение следующих ключевых проблем:

ü финансовая поддержка;

ü имущественная поддержка;

ü сокращение административных барьеров;

ü снижение налоговой нагрузки.

В сфере финансовой поддержки целесообразно:

ü создание условий для предоставления банками отсрочки первого платежа по основной сумме кредита;

ü внедрение механизма предоставления государственных гарантий (в том числе гарантирование части процентных ставок) для кредитования малого предпринимательства.

В области имущественной поддержки малого бизнеса в первую очередь необходимо произвести снижение ставок арендной платы помещений, находящихся в коммунальной собственности.

Меры по уменьшению административных барьеров должны предусматривать: упрощение регулирования цен; замену обязательной сертификации ряда товаров, работ, услуг добровольным декларированием; упрощение административных процедур, установление специальных расценок для субъектов малого предпринимательства при подключении к необходимой инфраструктуре электроснабжения, водоснабжения и коммуникациям связи. [14, c. 41]

Необходимость развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивого роста экономики определена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. Государственная политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства предполагает реализацию мер по следующим направлениям:

w комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;

w минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

w создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

w активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;

w повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

w организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперационных связей;

w развитие международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства;

w дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;

w упрощение учета и оптимизация отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

w обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организацийпо оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству. [19, c. 52-53]

 

Реализация намечаемых мероприятий будет способствовать устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства, повышению эффективности функционирования данной сферы.

По прогнозам к концу 2010 года доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, должна быть доведена до 30 процентов. Количество юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства  – увеличится до 44 – 46 тыс., численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, возрастет до 23 – 25 процентов от общей численности экономически активного населения. [19, c. 54]

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2006 № 1029 был утвержден комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года. Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательского сектора в РБ, предлагается осуществить следующие мероприятия:

 

w Разработка планов действий по регионам и отраслям на 2007 - 2010 годы (ежегодно), направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, включающих меры по привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации программ развития отраслей, а также меры по обеспечению прогнозных параметров развития данного сектора экономики.

w Утверждение параметров развития малого и среднего предпринимательства, в том числе по созданию новых рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства в поселках городского типа и городах районного подчинения.

w Разработка и реализация мер по поэтапному сокращению сферы ценового регулирования.

w Дальнейшее совершенствование и упрощение порядка и условий государственной регистрации и ликвидации юридических лиц и прекращению деятельности индивидуальных предпринимателей, в том числе в части закрепления заявительного принципа государственной регистрации, сокращения срока проведения регистрационных процедур, перечня оснований для внесения изменений в учредительные документы.

w Дальнейшее совершенствование порядка и условий лицензирования отдельных видов деятельности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности,установление упрощенного порядка получения лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.

w Совершенствование подходов определения размеров штрафных санкций за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.

w Расширение практики предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест.

w Расширение информационного обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения комплексных презентаций неиспользуемых имущественных ресурсов малых и средних городов.

w Развитие базовых центров поддержки предпринимательства в областях по оказанию субъектам предпринимательства комплекса услуг, в том числе создание баз данных по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности.

w Привлечение субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к решению задач социально-экономического развития областей (г. Минска) (содействие созданию новых субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрению новых технологий в производство, продвижению товаров на зарубежные рынки, обучению граждан основам предпринимательской деятельности). [23]

 

Что касается деятельности инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, то по состоянию на 1 октября 2009 г. в республике действовало 49 центров поддержки предпринимательства, которые оказывают информационно-консалтинговую поддержку субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и другим категориям граждан путем представления справочной и аналитической информации; путем консультирования по различным вопросам создания и управления организацией; путем методической поддержки субъектов малого предпринимательства; путем подготовки бизнес-планов и заявок на получение кредитов; путем содействия в подготовке кадров, участии субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках и др.

За 9 месяцев 2009 года услугами центров воспользовались 36851 человек. Центрами организованы и проведены 643 семинара, участие в которых приняли 14923 человека. Тематика проводимых центрами семинаров достаточно разнообразна – это основы предпринимательской деятельности, налогообложение, правила ведения кассовых операций, законодательство о труде и охрана труда, трудовая дисциплина и контрактная система, таможенное законодательство, защита прав потребителей и др. [20]

Перспективными направлениями для поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

 

w Создание и выпуск в эфир радио- и телепередач информационно-аналитического характера, освещающих актуальные вопросы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в республике.

w Подготовка, издание и распространение информационно-статистических материалов о развитии малого и среднего предпринимательства в республике (бюллетени, компакт-диски, справочники и др.).

w Развитие общедоступных информационно-маркетинговых систем, интегрируемых в международные глобальные телекоммуникационные системы, в целях расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информационным базам данных, развития новых форм сотрудничества (электронная торговля и др.).

w Подготовка и распространение методических пособий, справочных изданий по организации и осуществлению предпринимательской деятельности.

w Организация и проведение ежегодных конкурсов «Лепшы прадпрымальнiк года вобласцi (г. Мiнска)», республиканского конкурса «Лепшы прадпрымальнiк года», «Малый бизнес в фестивальном Витебске», «Лучший экспортер года», «Лучшее освещение и пропаганда предпринимательской деятельности в государственных средствах массовой информации», форумов, конференций, выставок-ярмарок.

w Взаимодействие органов государственного управления с представителями бизнеса, в том числе посредством проведения тематических «прямых» и «горячих» телефонных линий.

w Проведение обучающих семинаров по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, в том числе с возможностью использования международных программ и проектов по обмену опытом в данной сфере.

w Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства для специалистов, имеющих среднее специальное и высшее образование.

w Расширение сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства с государственными органами иностранных государств, межгосударственными органами отраслевого сотрудничества и международными организациями.

w Разработка и реализация проектов международной технической помощи, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в республике. [23]

 

В первом полугодии 2009 года в Беларуси был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие предпринимательства. Среди них – Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 года № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», в соответствии с которым с 1 июля 2009 года были изменены условия оказания государственной поддержки субъектам данного сектора экономики. [15, c. 62]

Указом определены следующие приоритетные направления при реализации инвестиционных проектов, по которым предоставляется государственная финансовая поддержка:

- создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);

- организация, развитие производства экспортоориентированной, импортозаменяющей продукции;

-производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;

- внедрение новых технологий.

В соответствии с Указом государственная финансовая поддержка может быть оказана Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:

1) финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе.

2) имущества на условиях лизинга (финансовой аренды).

3) гарантий по льготным кредитам, предоставленных банками за счет средств местных бюджетов, размещенных во вклады этих банков.

 

Указ устанавливает также возможность оказания государственной финансовой поддержки облисполкомами и Минским горисполкомом путем предоставления:

1) финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе.

2) субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами.

3) субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей.

4) субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией. [16, c. 9-11]

Можно сделать вывод, что несмотря на существующие проблемы, реализация намечаемых мероприятий в перспективе позволит превратить созидательный потенциал предпринимательства в активно формирующееся звено экономики, реализовать предпосылки для освоения ресурсосберегающих наукоемких технологий, ускорения выхода на зарубежные рынки и в конечном счете будет содействовать существенному увеличению вклада предпринимательства в выполнение важнейших экономических параметров.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на современном этапе повышение роли предпринимательского сектора в экономике всех стран – это не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Отличительными особенностями предпринимательской деятельности являются инициативная деятельность людей, связанная с риском и ответственностью; нацеленность на наиболее эффективное использова­ние ресурсов и на получение дохода, который является конечной целью предпринимательства. В процессе предпринимательской деятельности решаются основные вопросы рыночной экономики: что производить, для кого производить, как это делать наиболее результативно.

Успех предпринимательской деятельности в значительной мере зависит от выбора ее организационно-правовой формы. Предпринимательская деятельность осуществляется в формах единоличного владения, партнерства, корпорации, а также кооперативами и государственными предприятиями.

Субъекты предпринимательства играют важную роль на рынке. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода.

Предприниматели осуществляют свою деятельность для достижения таких целей, как производство товаров и услуг, наращивание дохода, обеспечение престижа, развитие бизнеса.

Структура предпринимательства Республики Беларусь представлена различными формами предпринимательской деятельности, включая частное, коллективное и государственное предпринимательство. Но на современном этапе, на стадии перехода Беларуси к рыночным отношениям главную роль в экономике страны играет малое предпринимательство.

Становление предпринимательства в Беларуси идет медленно, но все таки наблюдаются определенные успехи и положительные тенденции развития. Данный сектор должен более существенно влиять на темпы экономического роста, оптимизировать структуру и качество валового внутреннего продукта, являться основным источником создания новых рабочих мест. Его хозяйствующие субъекты, наиболее мобильные, активно внедряющие новые технологии, быстро реагирующие на изменение конъюнктуры рынка, будут способствовать формированию конкурентной среды и повышению эффективности экономики и государства.

Сдерживающими факторами интенсивного развития малого бизнеса в белорусской экономике является большое количество административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе:

В Республике Беларусь последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки и региональные программы. Целью проводимой государственной политики поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития как залога социальной стабильности и устойчивого роста экономики Республики Беларусь.

Реализация намечаемых мероприятий будет способствовать устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, повышению эффективности функционирования данной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: