Кривая совокупного рыночного спроса получается на основании совокупности кривых индивидуального спроса следующим образом. На дискретных уровнях цен определяются спросы каждого потребителя, затем величины индивидуальных спросов суммируются при данной цене.
P P P P
A
B
QA QB QC QS
|
|
Для большинства товаров рыночная кривая спроса имеет убывающий характер, что объясняется следующими положениями:
ü при снижении цены увеличивается число покупателей товара;
ü снижение цены увеличивает покупательную способность потребителей;
ü увеличение потребления приводит к снижению предельной ценности товара,
поэтому покупатели готовы приобретать большее количество товара по более
низким ценам;
Падающий характер кривой спроса нарушается:
ü в случае наличия товаров Гиффина;
ü тогда, когда товар рассчитан на снобов, то есть на людей, покупающих товар
потому, что цены на него велики;
ü покупатели не имеют возможности судить о качестве товара непосредственно и
используют для этого цены. Поэтому увеличение цен люди отождествляют с
увеличением качества товара;
При перемещении из точки А в точку В цена снижается на некоторое значение DP, а потребление снижается на DQ. Можно, таким образом, ввести коэффициент чувствительности DQ/DP, который, однако, имеет следующие недостатки:
ü DQ имеет различные единицы измерения, следовательно нельзя сопоставлять
чувствительности различных товаров;
ü DP показывает абсолютную величину изменения, но не содержит указания на исходную
цену, следовательно нельзя судить о степени изменения исходной цены;
Переходят к эластичности спроса по цене:
DQ/Q - относительное изменения спроса;
DP/P - относительное изменение цены;
|
|
x DP = DQ/Q: DP/P = dP/dQ × P/Q
Эластичность спроса по цене показывает - на сколько процентов изменяется спрос при изменении цены на один процент. Отметим, что x DP < 0.
Введем R - показатель выручки. R = p×Q.
P
D5
D4
D1 D2 D3
Q
В зависимости от значения x DP выделяют следующие варианты спроса:
ü Абсолютно неэластичный спрос - ç x DP ç=0. Любое изменение цены оставляет спрос
неизменным. Выручка изменяется пропорционально цене. На рисунке соответствует
D1.
ü Неэластичный спрос - 0 < ç x DP ç< 1. В этом случае значительное увеличение цены ведет
к незначительному снижению спроса. Это товары первой необходимости. При снижении
цены выручка падает, поэтому фирмы предпочитают уничтожать товары, а не снижать
цены. На рисунке соответствует D2.
ü Единичный (унитарный) спрос. ç x DP ç=1. При изменении цены выручка остается
неизменной. На рисунке соответствует D3.
ü Эластичный спрос. 1 < ç x DP ç< µ. Относится к предметам роскоши. Даже при
значительном увеличении цены спрос уменьшается незначительно. При незначительном
снижении цены спрос существенно возрастает и выручка растет. На рисунке
соответствует D4.
ü Абсолютно эластичный спрос. ç x DP ç= µ. Возникает в случае совершенной конкуренции.
На рисунке соответствует D5.
Характер эластичности спроса по цене определяется следующим:
- Чем больше товаров - заменителей и чем более схожи их полезные свойства, тем больше
ç x DP ç.
- Чем насущнее потребность по товару, тем меньше ç x DP ç.
- Чем больше ограничен доступ к товару, тем меньше ç x DP ç.
- Спрос становится более эластичным с течением времени, так как у него появляется больше
заменителей.
Эластичность спроса по цене изменяется вдоль
P кривой спроса, принимая значения от 0 до µ.
ç x DP ç= µ
1<ç x DP ç<µ Если кривая спроса является прямой линией, то
dQ/dP = -b, то есть представляет собой константу.
· ç x DP ç=1 При этом x DP = -b×P/Q и, следовательно, зависит
0<ç x DP ç<1 от соотношения значений P и Q. Отсюда при
Q=0 получаем x DP = -¥; при P=0 - x DP = 0, а в
ç x DP ç=0 середине линии спроса при P/Q=1/b получаем
Q x DP = -1. Аналогичные значения x DP для указанных
точек получаются и в случае криволинейной
характеристики спроса.
На величину спроса на данный товар влияет целый ряд дополнительных факторов:
ü Предпочтения и вкусы потребителей, меняющиеся со временем;
ü Изменение дохода потребителей;
ü Цены на сопряженные товары;
ü Потребительские ожидания;
ü Маркетинговые мероприятия фирм.
Указанные причины проявляются в сдвиге кривой спроса.
Влияние дохода на спрос определяется показателем эластичности спроса по доходу - x DI. Этот показатель показывает, на сколько процентов изменяется спрос при изменении дохода на один процент.
|
|
x DI = DQ/Q: DI/I = dI/dQ × I/Q
При этом возможны следующие варианты кривой спроса по доходу:
I 1. Кривая А - 0< x DI <1. Спрос не эластичен по доходу.
C Такой спрос относится только к товарам первой
необходимости.
A
I0 · B 2. Кривая B - x DI >1. Спрос эластичен; относится
к товарам роскоши.
3. Кривая С - - 0< x DI <1 - при I<I0 и x DI <0 при I>I0.
Такую характеристику имеют малоценные товары.
Q
Влияние изменения цен других товаров на спрос по данному товару оценивается показателем перекрестной эластичности.
x С = DQA/QA: DPB/PB
1. x С > 0. Товары являются взаимозаменяемыми и при росте цены на товар B спрос на товар
А возрастает, так как потребители переключаются на товар А.
2. x С < 0. товары являются взаимодополняющими, один товар обеспечивает использование
другого товара.
3. x С = 0. Товары являются независимыми (нейтральными).
· Оглавление