Показатели к/сп | Оцениваемый вариант | Базовый вариант | Весовой коэфф. |
1 | ... | ... | ... |
2 | ... | ... | ... |
3 | ... | ... | ... |
Анализ конкурентных позиций фирмы
Конкуренция - свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства, сбыта товаров и получение максимальной прибыли.
Конкуренция возникает, когда между участниками рыночных отношений не существует иной экономической связи, кроме рынка. Одновременно конкуренция является механизмом регулирования общественного производства. В результате конкуренции происходит разорение одних производителей и подъем других, дифференциация мелких товаропроизводителей, что приводит к динамическому развитию рынка.
Для современной конкуренции особенно характерно функционирование различные ее неценовых форм: техническое превосходство, качество и надежность изделий, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, условия оплаты.
|
|
В руках крупнейших корпораций нововведения становятся орудием конкурентной борьбы на национальном и мировом рынках. Крупнейшие компании сосредоточивают в своих руках основные мощности в динамических отраслях, имеют исследовательские лаборатории и научные кадры, располагают необходимыми капиталами, государственными заказами и поддержкой. Государство предоставляет таким компаниям бесплатные субсидии, льготные тарифы, право ускоренной амортизации.
Таким образом механизм стихийного рыночного регулирования находится под воздействием экономики и государства.
Майкл Портер предложил новую теорию конкуренции в виде так называемого пятиугольника Портера:
угроза появления снижают цены,
новых конкурентов уменьшают прибыль,
стремясь получить место
на рынке
способность соперничество способность
поставщиков между имеющимися покупателей
торговаться конкурентами торговаться
торгуются и снижают прибыль фирмы
деньги на рекламу, угроза появления товаров
сбыт, НИР и услуг-заменителей
ограничивают цену
Каждая отрасль экономики уникальна и имеет присущую только ей структуру.
Определим позицию фирмы:
|
|
конкурентные | преимущества | ||
меньшие издержки | дифференциация | ||
сфера | широкая цель | лидерство за счет экономии на издержках, хорошее качество, низкая цена - Корея | дифференциация, высокое качество, высокая цена - Япония |
конкуренции | узкая цель | сосредоточение на издержках, некачественный товар по бросовым ценам - Китай | сфокусированная дифференциация, специализированный товар экстра - класса, высокие цены, Швеция |
Дифференциация - способность обеспечить покупателя ценностью в виде нового товара, особых потребительских свойств и послепродажного обслуживания.
Сфера конкуренции - разновидность товаров, каналы сбыта, круг покупателей.
Рассмотрим цепочку ценности фирмы:
инфраструктура | фирмы(финансовая деятельность, планирование) | |||
управление | людьми | |||
развитие | технологии | |||
снабжение | ||||
обеспечение поставки сырья | выпуск продукции | обеспечение сбыта продукции | маркетинг и продажа | послепродажное обслуживание |
Цепочка ценностей фирмы входит в общую систему ценностей:
Цепочки Цепочка Цепочки Цепочки
поставщиков фирмы продавцов покупателей
Цепочка ценности позволяет лучше понять источники выигрыша в уровне издержек, Нужно извлекать выигрыш со всех звеньев цепочки ценности.
В рамках данного анализа внешняя Среда анализируется для выявления новых возможностей и угроз со стороны внешней Среды. Здесь же определяются сильные и слабые стороны данной фирмы с точки зрения последующих действий на рынке.
Сильные стороны:
ü Более качественный товар;
ü Более низкая, чем у конкурентов, цена;
ü Дополнительные меры по стимулированию;
ü Фирма действует быстрее конкурентов в выявлении новых потребностей и изменении
производства;
ü Фирма действует “ближе” с точки зрения взаимодействия с покупателями;
ü Фирма действует в стороне от конкурентов, то есть получает позиции в новом сегменте
рынка;
На основании проведенного анализа положения фирмы на рынке строится SWOT -матрица:
Возможности | Угрозы | |
1 | 1 | |
2 | 2 | |
... | ... | |
Сильные стороны | максимальное использование | использование сильных |
1 | сильных сторон для реализации | сторон для снижения или |
2 | возможностей, появляющихся | устранения угроз со |
... | во внешней среде | стороны внешней среды |
Слабые стороны | использование таких стратегий, | выбор стратегии, |
1 | которые позволили бы уменьшить | позволяющей избавиться от |
2 | слабости данной фирмы | слабостей и уменьшить |
... | угрозы внешней среды |
Выделяются также те парные комбинации на пересечении строк и столбцов матрицы, которые должны быть учтены при разработке стратегии фирмы.
· Оглавление