Процесс принятия управленческих решений

   Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные (то есть относящиеся к проблемам организации) решения и реорганизует их через других людей. Принятие решений пронизывает всю деятельность менеджера и является составной частью функций выработки целей, планирования и выработки управляющих воздействий.

 

В процессе функционирования фирмы ее работники постоянно сталкиваются с различными проблемами. В общем случае

 

Проблема -это необходимость достижения желательной в будущем, устранения нежелательной в настоящем или недопущение нежелательной в будущем ситуации.

Проблема имеет следующие особенности:

 

m она существует только для определенного субъекта;

m она существует для субъекта только в том случае, если он реально стремится достичь,

   устранить или не допустить какую - либо ситуацию.

Достижение желательной, устранение или предотвращение нежелательной ситуации называется решением проблемы.

 

В общем случае проблема имеет множество альтернативных вариантов ее решения, поэтому менеджеру необходимо осуществлять выбор одной из этих альтернатив, то есть принимать определенное решение.

 

Принятие управленческого решения -это информационно - сигнальный процесс выбора менеджером одной из множества возможных альтернатив решения проблемы.

 

В зависимости от полноты информации о факторах, определяющих ситуацию, и их взаимосвязи выделяют следующие классы проблем:

 

1. Хорошо структуризованные или количественно сформулированные проблемы, в которых

существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что могут быть выражены в

числах или символах, получающих в конечном итоге численные оценки;

 

2. Неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь

описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости

между которыми совершенно неизвестны;

 

3. Слабо стуктуризованные или смешанные проблемы, которые содержат как

количественные, так и качественные, малоизвестные и неопределенные элементы, которые

обычно доминируют.

 

Отнесение конкретной проблемы к тому или иному классу зависит от степени влияния неопределенности на элементы проблемы. При этом многие новые проблемы первоначально формулируются как неструктуризованные или слабо структуризованные, но по мере их анализа превращаются в хорошо структуризованные.

 

Принятие решения (ПР) применительно к рассмотренным проблемам может быть двух типов:

 

1. Программированное принятие решения - это ПР, осуществляемое при структуризованных

проблемах по четкому, однозначно задаваемому алгоритму, который установлен либо на

основе полной структуризации проблемы и формализации метода ее решения; при этом,

если выбор решения сложен, то применяются экономико - математические методы и

модели.

 

2. Непрограммируемое принятие решения - это ПР, осуществляемое в случае

неструктуризованных или слабо структуризованных проблем и требующее новой

информации, нестандартной ее комбинации, поиска и оценки неизвестных альтернатив. В

этом случае менеджер каждый раз заново формирует и процедуру принятия решения.

 

Особенности ПР:

ü Принимать решения, как правило, легко, однако трудно принять хорошее решение, так

  как каждое решение имеет как положительные, так и отрицательные последствия и

  необходимо между ними найти оптимальный компромисс.

ü ПР - это психологический процесс и на менеджера воздействуют социальные установки,

  накопленный опыт, личностные ценности, а используемые им способы варьируют от

  спонтанных до высокологичных.

 

При этом в зависимости от степени влияния определенных поведенческих факторов на процесс принятия решений различают:

ü Интуитивные решения, при которых выбор делается только на основе ощущения того,

  что он правилен. При этом менеджер не взвешивает все “за” и “против” по каждой

  альтернативе, а осуществляет выбор спонтанно на основе озарения или “шестого

  чувства”.

 

ü Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или

  накопленным опытом. При этом менеджер использует знание о том, что случилось в

  сходных ситуациях ранее и выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

  Суждение как основа решения полезно, так как многие ситуации в организациях могут

  часто повторяться. Однако в меняющихся ситуациях такой подход неэффективен;

 

ü Рациональные решения - это выбор, который обосновывается с помощью объективного

  аналитического процесса и не зависит от прошлого опыта.

Процесс рационального принятия решения включает следующие этапы:


   Диагноз     Формулирование      Выявление        Оценка        Окончательный

  проблемы   ограничений и          альтернатив   альтернатив           выбор

                           критериев ПР

 

1. Диагноз проблемы - это осознание и установление факта существования проблемы и

причин ее возникновения. Здесь существуют два подхода:

ü О проблеме узнают, так как не случилось то, что должно было случиться;

ü Необходимость использования новой потенциальной возможности для повышения

   эффективности функционирования организации;

Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать большие объемы информации. При этом важно выделить относящуюся к делу и отбросить ненужную информацию.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: