Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные (то есть относящиеся к проблемам организации) решения и реорганизует их через других людей. Принятие решений пронизывает всю деятельность менеджера и является составной частью функций выработки целей, планирования и выработки управляющих воздействий.
В процессе функционирования фирмы ее работники постоянно сталкиваются с различными проблемами. В общем случае
Проблема -это необходимость достижения желательной в будущем, устранения нежелательной в настоящем или недопущение нежелательной в будущем ситуации.
Проблема имеет следующие особенности:
m она существует только для определенного субъекта;
m она существует для субъекта только в том случае, если он реально стремится достичь,
устранить или не допустить какую - либо ситуацию.
Достижение желательной, устранение или предотвращение нежелательной ситуации называется решением проблемы.
В общем случае проблема имеет множество альтернативных вариантов ее решения, поэтому менеджеру необходимо осуществлять выбор одной из этих альтернатив, то есть принимать определенное решение.
|
|
Принятие управленческого решения -это информационно - сигнальный процесс выбора менеджером одной из множества возможных альтернатив решения проблемы.
В зависимости от полноты информации о факторах, определяющих ситуацию, и их взаимосвязи выделяют следующие классы проблем:
1. Хорошо структуризованные или количественно сформулированные проблемы, в которых
существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что могут быть выражены в
числах или символах, получающих в конечном итоге численные оценки;
2. Неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь
описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости
между которыми совершенно неизвестны;
3. Слабо стуктуризованные или смешанные проблемы, которые содержат как
количественные, так и качественные, малоизвестные и неопределенные элементы, которые
обычно доминируют.
Отнесение конкретной проблемы к тому или иному классу зависит от степени влияния неопределенности на элементы проблемы. При этом многие новые проблемы первоначально формулируются как неструктуризованные или слабо структуризованные, но по мере их анализа превращаются в хорошо структуризованные.
Принятие решения (ПР) применительно к рассмотренным проблемам может быть двух типов:
1. Программированное принятие решения - это ПР, осуществляемое при структуризованных
|
|
проблемах по четкому, однозначно задаваемому алгоритму, который установлен либо на
основе полной структуризации проблемы и формализации метода ее решения; при этом,
если выбор решения сложен, то применяются экономико - математические методы и
модели.
2. Непрограммируемое принятие решения - это ПР, осуществляемое в случае
неструктуризованных или слабо структуризованных проблем и требующее новой
информации, нестандартной ее комбинации, поиска и оценки неизвестных альтернатив. В
этом случае менеджер каждый раз заново формирует и процедуру принятия решения.
Особенности ПР:
ü Принимать решения, как правило, легко, однако трудно принять хорошее решение, так
как каждое решение имеет как положительные, так и отрицательные последствия и
необходимо между ними найти оптимальный компромисс.
ü ПР - это психологический процесс и на менеджера воздействуют социальные установки,
накопленный опыт, личностные ценности, а используемые им способы варьируют от
спонтанных до высокологичных.
При этом в зависимости от степени влияния определенных поведенческих факторов на процесс принятия решений различают:
ü Интуитивные решения, при которых выбор делается только на основе ощущения того,
что он правилен. При этом менеджер не взвешивает все “за” и “против” по каждой
альтернативе, а осуществляет выбор спонтанно на основе озарения или “шестого
чувства”.
ü Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или
накопленным опытом. При этом менеджер использует знание о том, что случилось в
сходных ситуациях ранее и выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
Суждение как основа решения полезно, так как многие ситуации в организациях могут
часто повторяться. Однако в меняющихся ситуациях такой подход неэффективен;
ü Рациональные решения - это выбор, который обосновывается с помощью объективного
аналитического процесса и не зависит от прошлого опыта.
Процесс рационального принятия решения включает следующие этапы:
Диагноз Формулирование Выявление Оценка Окончательный
проблемы ограничений и альтернатив альтернатив выбор
критериев ПР
1. Диагноз проблемы - это осознание и установление факта существования проблемы и
причин ее возникновения. Здесь существуют два подхода:
ü О проблеме узнают, так как не случилось то, что должно было случиться;
ü Необходимость использования новой потенциальной возможности для повышения
эффективности функционирования организации;
Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать большие объемы информации. При этом важно выделить относящуюся к делу и отбросить ненужную информацию.