Регулирование денежного рынка

1.   Регулирование спроса и предложения денег

Денежно-кредитное регулирование в условиях современной рыночной экономики базируется на организации денежного обращения и платежно-расчетных операций, где ключевую роль играет банковская система. Денежные власти страны, прежде всего центральный банк за период реформирования экономики приобрели значительный опыт в применении разнообразных методов и инструментов регулирования денежной массы в обращении. Выделяются два аспекта:

а) используется предложение денег как платежного и расчетного средства;

б) поддерживается спрос на деньги со стороны экономических агентов для удовлетворения своих потребностей и бесперебойного хода воспроизводства.

Основными целями деятельности центрального банка, непосредственно связанными с его юридическим статусом, являются защита и обеспечение устойчивости национальной валюты; развитие и укрепление банковской системы; поддержание эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. В странах с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система кредитно-финансовых институтов. Первый уровень системы образует центральный (эмиссионный) банк.

В большинстве случаев капитал банка в той или иной форме контролируется государством: казначейство и другие государственные учреждения удерживают либо весь капитал, либо контрольный пакет акций центрального банка.

К основным задачам центральных банков можно отнести:

— проведение денежно-кредитной политики государства;

— установление экономически обоснованного уровня изменения ставок;

— регулирование рынка долгосрочных и краткосрочных кредитов;

— временное хранение свободных средств и обязательных резервов коммерческих банков, предоставление им кредитов;

— эмиссию банкнот и монет, контроль над совокупным денежным оборотом;

— формирование и хранение государственных золотовалютных резервов;

— ведение счетов органов власти и помощь в исполнении бюджета.

Денежное обращение регулируется с помощью различных методов и инструментов. При этом применяются различные показатели денежной массы: в зависимости от вида и характера обращения, от формы денег. Конкретные агрегаты регулирования денежного обращения определяются как на основе их национальных классификаций, так и стандартов международных организаций, особенно Международного валютного фонда. Четыре основных агрегата. Первые три агрегата базируются на национальной валюте.

1. Деньги вне коммерческих банков — наличные деньги (МО). Это банкноты и монеты, находящиеся в обращении за пределами банковской системы и используемые экономическими агентами для проведения сделок или применяющиеся как средство накопления. Наличные деньги есть деньги ЦБ как единственного эмиссионного центра страны. Данный денежный агрегат действует практически во всех странах. В то же время наличная валюта ряда стран используется за пределами территории страны эмитента. Особенно это характерно для развивающихся стран с ограниченно конвертируемой национальной валютой. Этот агрегат наиболее сложен

для контроля, поэтому монетарные власти стремятся ограничить обращение

наличных денег, предотвратить их распространение в «теневой» экономике.

2. Деньги для сделок — агрегат «деньги» или (М) — основной в стандартной классификации МВФ. Он формируется как сумма денег вне банков и депозитов до востребования в банковской системе (без депозитов органов государственного управления), т. е. представляет собой все денежные средства в экономике страны, которые могут быть использованы как средство платежа. Он включает в себя агрегат МО (наличные деньги) и безналичные деньги в форме средств на расчетных, текущих или лицевых счетах. Кроме «безналичных», или бухгалтерских, денег, которые существуют в форме записей, действуют и промежуточные бумажные виды

денег, такие, как чеки и аккредитивы. Одной из разновидностей денег, выполняющей функции «денег для сделок», являются так называемые электронные (пластиковые) деньги, т. е. различные пластиковые карточки, как внутреннего использования, так и для расчетов в международных платежных системах. Эти средства обладают высокой ликвидностью.

3. Квази-деньги — это денежные средства (QM), которые не участвуют непосредственно в платежных операциях, а выполняют определенную резервную (накопительную) функцию. Их нельзя непосредственно использовать как деньги для сделок. В последнее время в ряде стран происходит определенное стирание граней между текущими и накопительными счетами, что затрудняет выделение конкретных агрегатов.

В агрегат включаются срочные и сберегательные депозиты и депозиты в иностранной валюте. В настоящее время у нас наиболее распространен агрегат М».

Агрегат М2

5. Агрегат «широкие деньги», или М2Х. Обычно применяется в странах, где иностранные валюты широко используются в денежном обращении внутри страны. Совокупность агрегатов «деньги» и «квази-деньги» формирует агрегат «широкие деньги». Однако обычно в данный агрегат включаются лишь депозиты в иностранной валюте, открытые в банках страны. Это связано с тем, что невозможно определить точное количество наличной иностранной валюты, находящейся у населения.

6. Резервные деньги представляют собой совокупность выпущенных ЦБ. России наличных денег и средств кредитных организаций на счетах в Центральном банке, а также депозитов до востребования. Этот агрегат близок к определению широкой денежной базы, применяемой в практике денежных властей России. В настоящее время используется показатель денежной базы в узком смысле, который меньше предыдущего показателя на объем средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ (табл. 15.1).

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор. Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный Банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1) изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), то есть ставки, по которой Центральный Банк кредитует коммерческие банки;

2) изменение нормы обязательных резервов, то есть минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном банке;

3) операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком). Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а, следовательно, денежной базы.

«Финансовая система и система налогообложения должны обеспечивать пропорции между фондами потребления и накопления, между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами, доходами и расходами бюджетов. Система ценообразования, сфера торговли и система денежного обращения должны обеспечить материально-вещественную и стоимостную пропорциональность реализации общественного продукта. Они представляют собой денежные отношения, связанные с формированием денежные отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов и используемых через денежные фонды, в основном специализированного целевого назначения государственными и хозяйственными субъектами» [9,19]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: