Структура проекта. | Содержание проекта. | ||||||||||||||||
Цель проекта. | Формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о величинах. | ||||||||||||||||
Задачи проекта. | 1.Разработать и внедрить систему работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине с использованием логического материала: блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с учетом постепенного усложнения. 2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста сенсорные (предметно – действенные) способы познания математического свойства - величина. 3.Способствовать развитию у детей младшего дошкольного возраста логических способов познания математического свойства – величина (сравнение, классификация, сериация). 4.Использовать игровые и практические методы обучения для обеспечения повышения уровня представлений у детей о величинах. 5.Развивать умение использовать в речи слова, обозначающие параметры величины. | ||||||||||||||||
Ведущиетеоретические идеи проекта. | Закон РФ «Об образовании» «Концепция модернизации российского образования до 2010г» «Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе» Программа развития МБДОУ ДСКВ № 68 на 2007 -2011 гг. | ||||||||||||||||
Принципы проектирования.
| Принцип взаимосвязи умственного и речевого развития –любая игра – средство всестороннего развития ребенка, каждая игра несла в себе познавательную нагрузку. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: альбомы, пособия. Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата. Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности. Принцип гуманизации – личностно – ориентированный подход в воспитании, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. | ||||||||||||||||
Этапы проекта, их целевая направленность. | 1 блок – содействие усвоению детьми сравнению предметов приемом наложения и приложения. 2 блок – содействиеосуществлению детьми сериации предметов по признаку величины (размер, длина). 3 блок – содействие в познании свойств групп и отношений между свойствами в процессе классификации. Участники образовательного процесса: дети 3-4 лет, воспитатели. Средства: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная игровая деятельность, комплекс логических игр (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера), предметно – развивающая игровая среда. Методы: Методы: игровые методы в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми; комплексный метод руководства игрой. Последовательность: поэтапная реализация каждого блока. | ||||||||||||||||
Содержание каждого этапа проекта.
| Отбор игр предполагает выполнения следующих требований: - «дозировки обучения» (нефорсированные темпы образовательного процесса, возвращение к ранее изученному в новых связях и отношениях); -«создание информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме); -«логической межпредметности» - (использование в процессе изучения игровых действий данных игр знаний других). Этапы при ознакомлении детей с новой игрой с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. 1 этап. Внесение новой игры в группу. Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами. 2 этап. Собственно игра. Цель: развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объединять сходства и различия объектов. . познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов .развивать пространственные отношения .развивать познавательные процессы, мыслительные операции. 3 этап. Самостоятельная игра детей с развивающим материалом. .развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. - использование красочных альбомов: «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце …» и др.
Работа с палочками Кюизенера по усвоению детьми приемов сравнения и сериации. Детей знакомили с занимательным материалом и учили с ним играть. Цель работы с цветными палочками – развивать у детей представления о размере предметов. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии величины. Игры с палочками оказались очень сложными для детей младшего дошкольного возраста, поэтому мы играли с этим занимательным материалом индивидуально или подгруппами по 2 -3 ребенка. Также для занятий с цветными палочками мы использовали альбомы с цветными иллюстрациями. Работа с альбомами построена на принципе занимательности и наглядности.
На начальном этапе освоения детьми цветных счетных палочек мы создали условие для свободной группировки их, сравнения по длине (высоте), сооружения из них построек. Детей постепенно подвели к пониманию того, что одинаковые по цвету палочки имеют одинаковую длину. Палочки прятали и просили детей догадаться, какая именно палочка спрятана, подобрать недостающую, следующую в ряду. В ходе таких упражнений совершенствовались представления о свойствах предметов, уточнялось значение слов длиннее, короче, такой же длины и т.д. Использовался прием попарного соотношения, увеличения и уменьшения палочек (рядов) по длине (добавить или убрать), поиска всех палочек, которые короче (длиннее) и т.д. Дети осваивали сериацию через систему игровых упражнений: -построение сериационного ряда по образцу; -продолжение начатого ряда; -построение ряда от любого элемента. Первые упражнения в освоении сериации: выделение основание сериации, т.е. тот признак, по которому можно упорядочивать: палочки, различающиеся цветом и длиной. Первые сериационные задания дети выполняли по образцу, которым являлся готовый сериационный ряд. Затем дети строили сериационные ряды с дополнительными признаками различия. По ходу выполнения совместных игровых упражнений взрослый побуждал детей рассказывать о порядке действий. Какую палочку нужно положить сначала, чтобы получилась лесенка (самую короткую)? Какая палочка будет следующей (немного длиннее)? Какая палочка будет последней? (самая длинная)? В следующих упражнениях число упорядочиваемых предметов увеличивалось до пяти. Дети строили ряды по наростанию величины и ее убыванию. Использовались упражнения на построение рядов: с заданными крайними элементами, продолжение начатого ряда. Взрослый помогал детям усвоить правило выбора предмета для построения ряда: каждый раз из оставшихся предметов нужно выбирать самый маленький (короткий, низкий, тонкий), или самый большой (длинный, высокий, толстый и т.п.).
Особенно привлекают детей игры с сюжетной линией. Им нравится помогать сказочным героям. Работа с блоками Дьенеша на классификацию по признакам. Первым шагом в освоении детьми классификации является образование групп предметов и объединение их в группу. Из группы блоков дети сначала выбирают все большие (маленькие) фигуры и объединяют их в группу. В процессе разнообразных игровых упражнений по образованию групп предметов на основе разных свойств и называния общего свойства группы у детей развивается способность к обобщению. Сначала дети осваивают умение образовывать группы на основе одного свойства (все большие фигуры), затем двух и трех свойств (все красные маленькие фигуры). Вторым этапом в освоении детьми классификации является распределение предметов с разными свойствами в разные группы. В игровых упражнениях и игровых обучающих ситуациях взрослый задает основание и указывает общие свойства каждой группы. Например, разложить блоки по размеру – большие и маленькие. При выполнении этих упражнений важно, чтобы дети называли не только общие свойства групп(все большие), но и основания распределения предметов по группам (разложи по размеру и т.д.). Следующим этапом в освоении классификации являются упражнения, которые помогают детям самостоятельно обнаруживать общие свойства классов. Задание, которое получают дети, состоит в том, чтобы разложить все предметы по указанному признаку (длине, толщине).Например, в игровом упражнении «Засели домик»ребенок получает карточку –домик. На ней нужно «расселить» блоки так, чтобы в каждой «комнате»все блоки были одинаковыми по размеру, затем назвать, какие блоки поселились в каждой «комнате». Таким образом, в процессе освоения классификации ребенок движется от умения объединять вместе предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы к умениям распределять предметы с разными свойствами в разные группы; выделять основание классификации. Таким образом, алгоритм развития представлений о величине интегрировал используемые игры их конкретным назначением на каждом из этапов реализуемой технологии.
| ||||||||||||||||
Примерные варианты диагностики оценки эффективности проекта. | Диагностические методы: диагностические задания, разработанные В.П.Новиковой. Контрольный эксперимент. | ||||||||||||||||