Эффективность использования трудовых ресурсов в Кировской области

Анализ предложения свободной рабочей силы из числа выпускников профессиональных учебных заведений показывает, что наибольшую напряженность на рынке труда создают выпускники учебных заведений среднего профессионального образования. Но в 2009г., в условиях спада производства, по объемам выхода на рынок труда лидируют выпускники учебных заведений начального профессионального образования.

Предложение рабочей силы из числа молодых специалистов сформировало в 2009г. адекватную структуру безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений (рис. 2.7). 

Диаграмма подтверждает некоторый перевес безработицы в 2009г. в сторону выпускников начального профессионального образования.

В то же время доля безработных выпускников СПО в общем числе безработных остается по-прежнему высокой.  

До 2007г. сформировалась устойчивая тенденция снижения выхода на рынок труда выпускников профессиональных учебных заведений всех профессиональных профилей.

 

 

Рис. 2.7. Структура безработных выпускников учебных заведений

В 2008г. предложение рабочей силы из числа выпускников увеличилось, а в 2009г. – резко возросло. Число выпускников профессиональных учебных заведений, имеющих официальный статус «безработного» и состоящих на учете в службе занятости до 2008г. имело устойчивую тенденцию к снижению. Однако в 2009г. в связи со снижением совокупного спроса на рабочую силу и ростом безработицы увеличивается число безработных выпускников ПУ всех профилей.

Прогноз подготовки кадров профессиональными учебными заведениями области по основным профессиям адекватно отражает динамику подготовки кадров до 2014г. Прогноз подготовки кадров в разрезе основных профессий (специальностей) профессиональными учебными заведениями области выглядит следующим образом (приложение Г)

Приведенные в таблице данные о прогнозах подготовки кадров по различным профессиям (специальностям) показывают, что по большинству профессий учебные заведения предполагают стабильные или несколько снижающиеся объемы подготовки специалистов.

Прогнозируемые объемы подготовки специалистов в основном лежат в русле современных тенденций рынка труда: устойчивое снижение объемов подготовки специалистов экономического профиля, стабильные объемы подготовки специалистов других сфер экономики.

 

Рис. 2.8. Прогноз подготовки специалистов профессиональными учебными заведениями до 2014 года

Диаграмма показывает, что на первом месте по объемам подготовки по-прежнему находится подготовка специалистов технического профиля, на втором – экономического, на третьем – педагогического, близки по объемам подготовки – юридический и сельскохозяйственные профили, медицинский и «другие» профили.  

Количество профессиональных учебных заведений в области в 2009г. осталось практически на уровне прошлого года (приложение Д).

Ошибки при выборе профессии непосредственно отражаются на желании трудоустройства молодых специалистов по полученной профессии и их безработице. 

    Учащиеся показали следующие намерения к трудоустройству по полученной профессии в 2009г. (табл. 2.9)

Таблица 2.9

Намерения к трудоустройству по полученной профессии

Учащиеся

(профиль обучения)

Твердые намерения

% от опрошенных

Скорее «да», чем «нет»

% от опрошенных

2008г.

2009г.

2008г. 2009г.
Экономический профиль 43%

46%

77% 89%
Юридический профиль 62%

55%

88% 84%
Технический профиль 35%

33%

60% 76%
Педагогический профиль 58%

17%

80% 62%
Медицинский профиль 70%

70%

91% 90%
Сельскохозяйственный профиль 46%

44%

71% 85%
           

 

Таблица показывает, что учащиеся всех профилей обучения показывают высокие намерения к трудоустройству по полученной специальности.

Таблица 2.10

Количество безработных выпускников профессиональных учебных заведений,  состоящих на учете в органах государственной службы занятости  (на конец соответствующего года)

 

 

Выпускники

Количество выпускников (на конец года, чел.)

2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
1. ВУЗов, всего: в т.ч. 123 125 86 76 42 120
1.1 · Экономического профиля 43 37 27 26 16 53
1.2 · Юридического профиля 18 29 24 12 8 20
1.3 · Технического профиля 15 22 10 10 6 31
1.4 · Педагогического профиля 34 29 23 14 11 16
1.5 · Медицинского профиля 0 1 2 0 0 3
1.6 · Сельскохозяйственного профиля 8 7 6 2 1 4
1.7 · Другие 5 0 2 12   4
2. ССУЗов, всего: в т.ч. 603 402 237 187 104 200
2.1 · Экономического профиля 298 199 113 90 48 83
2.2 · Юридического профиля 76 44 28 24 15 31
2.3 · Технического профиля 73 50 42 32 15 41
2.4 · Педагогического профиля 27 35 19 14 9 15
2.5 · Медицинского профиля 27 14 11 7 1 4
2.6 · Сельскохозяйственного профиля 8 5 3 8 1 5
2.7 · Другие 94 55 19 12 13 19

Продолжение таблицы 2.10

3. Учебных заведений начального образования, всего: в т.ч. 406 351 178 114 92 154
3.1 · Технического профиля 217 187 104 32 40 75
3.2 · Педагогического профиля 3 1 0 0 5 5
3.3 · Медицинского профиля 1 1 0 0 0 1
3.4 · Сельскохозяйственного профиля 39 30 17 21 6 19
3.5 · Другие 146 132 61 61 39 42

 

Анализ показывает рост в 2009г. возможных проблем с трудоустройством специалистов всех профилей обучения за исключением специалистов медицинского профиля. Наибольшие проблемы с трудоустройством могут возникнуть у молодых специалистов юридического, экономического, педагогического и сельскохозяйственного профиля. Наименьшие – у специалистов технического профиля (рис. 2.9)

Рис. 2.9. Ранжирование проблем с трудоустройством молодых специалистов после окончания учебного заведения, %

 

Причины выявленных проблем самые разные.

· избыток специалистов на рынке труда в большей степени характерен для выпускников учебных заведений экономического, юридического, педагогического и сельскохозяйственных профилей;

· сокращение спроса на специалистов в основном характерно для юридических и педагогических специальностей;

· государственные гарантии трудоустройства необходимы в первую очередь выпускникам педагогических, технических, медицинских и сельскохозяйственных специальностей;

· получение дополнительных профессий значительно повысит шансы трудоустройства по специальности у молодых специалистов педагогического и сельскохозяйственного профиля;

· отсутствие опыта работы является основной причиной первичной безработицы всех молодых специалистов.     

Условия повышения возможности трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, которыми являются:

· повышение заработной платы;

· улучшение условий труда;

· государственное содействие в трудоустройстве;

· более качественное обучение;

· новые законы, стимулирующие работодателей к приему молодых специалистов и определяющие социальные гарантии;

· распределение выпускников по предприятиям;

· экономическая привлекательность предприятий для трудоустройства молодых специалистов и т.д.

 

 

 

Рис. 2.10. Условия повышения трудоустройства выпускников ПУЗ

Диаграмма показывает, что условиями повышения трудоустройства выпускников ПУЗ являются:

· увеличение заработной платы, как инструмент повышения уровня трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, стоит на первом месте в образовании, промышленном производстве, сельском хозяйстве и медицине;

· улучшение условий труда увеличит трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений медицинского и технического профиля;

· помощь в трудоустройстве необходима практически всем выпускникам профессиональных учебных заведений, но особенно выпускникам юридического, педагогического и медицинского профиля;

· необходимость более качественного обучения просматривается по экономическим и юридическим специальностям;

· необходимость новых законов, стимулирующих работодателей к приему молодых специалистов и закрепляющих социальные гарантии выпускникам увеличит трудоустройство молодых специалистов экономического, педагогического и в определенной степени технического и сельскохозяйственного профиля;

· государственное распределение молодых специалистов может в определенной степени повлиять на рост трудоустройства выпускников экономического и педагогического профиля.

    По полученной специальности планируют свое трудоустройство:

· 88,5% выпускников экономического профиля;

· 84% выпускников юридического профиля;

· 75% выпускников технического профиля;

· 62% выпускников педагогического профиля;

· 50% выпускников медицинского профиля;

· 84,3% выпускников сельскохозяйственного профиля.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, что Кировская область находиться не в самой благоприятной ситуации по рынку труда, учитывая демографические и миграционные процессы.

По среднему варианту прогноза Росстата трудоспособное население области к 2010 году сократится на 45 тысяч человек (до 859 тысяч), к 2015 году - до 766 тысяч человек. Сохранение наметившихся тенденций позволяет утверждать, что через семь лет область будет обладать трудовыми ресурсами для производственной сферы на уровне 180-200 тысяч человек! Процесс происходит на фоне ужесточающейся конкуренции за трудовые ресурсы, рынок труда становиться все более открытым, на него оказывают существенное давление более привлекательные предложения соседних регионов и мегаполисов, экстенсивный рост сферы услуг и торговли.

Тем самым, планируя свое дальнейшее развитие, утверждая инвестиционные программы, предприятия области уже в самое ближайшее время столкнутся с отсутствием необходимого для их исполнения количества трудовых ресурсов. Игнорировать этот факт и не принимать соответствующих мер означает поставить серьезное препятствие социально-экономическому развитию региона.

Мониторинг, проведенный Управлением ГСЗН Кировской области рынка труда свидетельствует о чрезвычайно высоком спросе на квалифицированные рабочие кадры. Заявленные вакансии от промышленных предприятий демонстрируют устойчивый и неудовлетворенный спрос на достаточно широкий перечень специальностей в различных отраслях экономики, прежде всего, в машиностроении, строительстве, жилищно-коммунальной сфере, лесопромышленном комплексе. В целом, от 70 до 80% вакансий на рынке труда – это вакансии именно по рабочим специальностям.

Учитывая эти показатели, а также демографические факторы, можно констатировать, что уже в самое ближайшее время, оценочно через два-три года, предприятия области столкнуться не просто с дефицитом рабочих кадров, а фактическим их отсутствием в регионе.

В таких условиях крупные предприятия региона стараются вести активную политику по привлечению и подготовке рабочих кадров для своих производств, открывают собственные учебные центры, используют возможности государственной службы занятости, кадровых агентств, рекламу, предоставляют социальные гарантии молодым рабочим, давая им возможность дальнейшего обучения и повышения квалификации, выдавая займы и «подъемные», реализуя специальные социальные программы поддержки молодых рабочих.

Однако все работодатели отмечают, что принимаемые ими меры не достигают необходимой эффективности и не решают кардинально проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров. Практически все крупные работодатели региона готовы рассматривать привлечение рабочей силы из сопредельных государств, активизировать трудовую миграцию из районов области. Но основным источником квалифицированных кадров для предприятий традиционно являются учебные заведения начального и среднего профессионального образования области.


3 Совершенствование государственной политики эффективного использования трудовых ресурсов

 

 

3.1 Необходимые меры государственной политики в эффективном использовании трудовых ресурсов

 

Система мер по регулированию и организации занятости населения включает в себя:

1. регулирование занятости населения. Правительство разрабатывает финансово-кредитную, инвестиционную и налоговую политики, направленные на рациональное размещение производительных сил и способствующие сохранению и развитию рабочих мест в стране;

2. федеральную государственную службу занятости. Данная служба оценивает состояние и прогнозирует развитие занятости населения, информирует о положении на рынке труда; разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости граждан;

3. финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Средства формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих;

4. организацию общественных работ. Органы исполнительной власти организуют проведение оплачиваемых общественных работ;

5. социальную поддержку безработным. Государство обеспечивает выплату пособий по безработице; выплату стипендий в периоды профессиональной переподготовки и повышения квалификации и др.

Политика занятости имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела.

Значительных усилий и средств требует осуществление программ обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, системы управления и Вооруженных Сил. Необходима соответствующая перестройка образования и профучебы с учетом новых требований. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Средним и высшим учебным заведениям следует скорректировать свои учебные планы и методы преподавания. Необходимо, чтобы молодые люди получали профессии, которые пользуются спросом, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся.

Значительным фактором увеличения безработицы является сокращение ВПК и Вооруженных Сил. Необходимо разработать специальные программы развития и диверсификации районов с высокой концентрацией военных предприятий, обеспечить финансирование инвестиций в конверсию из государственного бюджета за счет сокращения военных расходов, создать льготный налоговый режим для частных инвестиций в этих районах.

Определенную роль в улучшении положения в области занятости может сыграть организация общественных работ. Хотя, как показывает международный опыт, эта мера имеет временный характер, обеспечивая в основном кратковременную занятость и преимущественно в сфере малоквалифицированного труда.

Для активизации трудовой деятельности населения огромное значение имеет усиление трудовой мотивации, что требует более тесной увязки оплаты труда с его результатами, развития систем участия рабочих и служащих в собственности и управлении. Это имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих резервов повышения производительности труда и экономического роста.

Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области.

Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явления. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в т.ч. в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: