(черты личности, наиболее часто встречающиеся у сотрудников, поддавшихся на провокацию):
· завышенная самооценка;
· стандартное мышление;
· несдержанность в общении, рассказах о себе;
· неумение контролировать свои эмоции и чувства;
· излишняя доверчивость;
· неумение предвидеть последствия своих поступков;
· внушаемость;
· подозрительность;
· неспособность понимать людей;
· неспособность понимать ситуацию;
· неверие в то, что он (она) может стать объектом провокации. Условия эффективного противодействия провокациям можно свести к трем словам:
1. Информированность
2. Бдительность
3. Здравый смысл
Условий, естественно, больше. Это и профессиональная подготовленность, и психологическая устойчивость, и практический опыт, и в первую очередь — строгое соблюдение закона. Именно легкомысленные взаимоотношения сотрудника УИС с законом являются частой причиной, по которой провокационные действия по отношению к нему могут дать результат. Однако при соблюдении прочих условий, необходимых для эффективной профессиональной деятельности вообще, эти три могут составить «треугольник безопасности», который подходит именно к ситуации провокации.
|
|
Тактика и приемы противодействия провокациям (как «победить» провокацию)
1. Будь бдителен к случайной удаче.
2. Провокатор, делая свое дело, редко бывает абсолютно спокоен.
3. Шантаж — провоцирует, угроза провокации — шантажирует.
4. Пусть хоть один человек знает, где ты в этот момент.
5. Мелочей не существует.
6. «Гаси партнера»! Не позволяй другому спровоцировать самого себя на действия против тебя.
7. Прежде чем войти — найди, где выход.
8. Действуй! Перехвати инициативу!
9. Если тебе кажется, что тебя провоцируют, подумай, — может, это тебе кажется?
10. Стремись даже из самой трудной ситуации извлечь пользу.
11. На чем бы ты сам стал провоцировать себя?
12. Провокация — тоже информация.
13. Если кто-то чужой проявляет к тебе интерес — почему?
14. Знай, что о тебе знают другие.
15. Умей видеть признаки неадекватности ситуации и неадекватности поведения других.
16. Спроси: «Нужно ли мне то, что хочет он (она)»?
17. Если по-другому провокации не избежать — уйди.
18. Не забудь спросить себя: «А что потом?»
19. Больше информации, меньше шансов провокации.
20. Разберись со своими чувствами: всегда помни — кто наездник, а кто — лошадь.
21. Создавай условия, при которых провокатору будет трудно.
22. Ожидай неожиданное. Будь неожиданным.
23. Провокатор не любит, когда его называют «провокатор».
24. Думай! Думай! Думай!
Действия сотрудника по обеспечению личной психологической безопасности
|
|
Обеспечение психологической безопасности сотрудника, то есть уменьшение до возможного предела действия психотравмирующих факторов, связанных со службой, и нейтрализация их последствий — проблема комплексная. В ее решении свою роль должны сыграть службы по работе с личным составом, медики, практические психологи. Немалая роль, однако, принадлежит и самому сотруднику, его грамотным личным действиям в этом направлении. Известно, что лучше не поддаться стрессу, чем потом преодолевать его последствия. В критической ситуации нередко элементарные приемы психологической самозащиты нужны не меньше, чем самозащита без оружия.
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что важными условиями обеспечения личной психологической безопасности (особенно — в ситуации риска) являются:
· знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности;
· усвоение определенной «модели поведения» в ситуации опасности, позволяющей выполнить профессиональную задачу и не пострадать лично;
· владение приемами психологической саморегуляции, применимыми непосредственно перед ситуацией опасности, в ситуации опасности и сразу после нее.
Для характеристики того, что происходит с организмом человека в ситуации опасности, интерес представляет материал из программы «Выживание на улице» для американских полицейских. Идея его проста и понятна — все, что происходит с тобой в ситуации опасности, непривычно и, может быть, неприятно, но это нормально и в конечном счете работает на твое выживание.
Физическое воздействие опасности на человеческий организм
Непроизвольная эмоциональная реакция на чувство опасности или угрозы характеризуется высоким уровнем возбужденности:
1. Учащается сердцебиение.
2. Повышается кровяное давление.
3. Увеличивается количество сахара в крови (дает энергию).
4.Повышается кислотность в полости желудка
(активнее усваивается пища).
5. Усиливается свертываемость крови (уменьшается опасность от ранения).
6. Больше крови приливает к мускулам (тонус мускулов растет).
7. Капилляры прикрываются, больше крови попадает к внутренним органам.
8. Усиливается активность мозговых центров по сознательному контролю за действием мускулов.
9. Зрение становится более острым.
10. Слух становится более чутким.
11. Искажения восприятия могут основываться на указанных изменениях функций организма.
Понимание, что с тобой происходит в ситуации опасности и почему, — это лишь предпосылка для правильного действия. Самое главное и нередко самое трудное — это переход от эмоций к действиям.
Как совладать с травмирующей ситуацией, в которую вы были вовлечены
1. ОБЩЕНИЕ. Вы должны общаться с другими людьми.
2. СОЧУВСТВИЕ. Сочувствие друг другу и сожаление, что такая ситуация была.
3. КОНТРОЛЬ. Контроль за самим собой и ситуацией.
4. УБЕЖДЕННОСТЬ. Вы верите в то, что сделали все, что должны были сделать.
5. ЧИСТАЯ СОВЕТЬ. Вы верите, что сделанное Вами было правильным поступком.
В то же время практика деятельности отечественных правоохранительных органов, опыт работы практических психологов ОВД показывают, что сотруднику необходимо самому владеть некоторыми навыками психологической саморегуляции. Об этом: