В структуре личности выделяют такие составные части:
• психические процессы, как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на следующие:
— познавательные моменты, которые позволяют ориентироваться в окружающем мире. Ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, язык, внимание, и другое;
— эмоциональные моменты, которые выражают отношение к окружающему миру;
— волевые, которые определяют саморегулирование деятельности человека;
• психическое состояние, как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующим влияниям на деятельность различают:
— позитивные состояния, то есть те, которые способствуют решению определенных заданий (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и тому подобное);
— негативные состояния, то есть те, которые утруждают решение заданий и вообще жизни (страх, сомнения, грусть, раздраженность, и тому подобное);
• психические образования, как продукты психической активности человека. Ведущим психологическим образованием, принято считать знание, умение, навыки, опыт и тому подобное;
|
|
• психические свойства, как важнейшие в человеке, их системное качество. Выделяют такие психические свойства:
— само-осознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире («Что такое «Я»?»);
— направленность, то есть совокупность стойких мотивов, целей, потребностей, идеалов. А также установок, убеждений. «Чего хочет человек? К чему он стремится?»;
— способности, то есть особенности человека, которые позволяют ему успешно справляться с тем или другим видом деятельности («Что может человек?»);
— характер, то есть совокупность стойких индивидуальных особенностей, которые проявляются в общении, поведении, деятельности («Как человек относится к себе, к окружающему и к делу?»);
— темперамент, то есть естественно обусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов («Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?).