- исключительные права, полученные от правительства
- патенты и авторские права: предоставляют исключительное право контролировать производство продукта
- собственность на все предложения какого-либо ресурса
- преимущество низких издержек крупного производства, обусловленное монополизацией рынка
основные виды монополий
- закрытая монополия: имеет юридическую защиту от других конкурентов
- естественная монополия: в которой долгосрочные средние издержки минимальны только когда фирма обслуживает весь рынок
- открытая монополия: является единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но неимеющая специальной защиты от конкурентов
Кривая спроса на выпуск продукции монополистической фирмой
Отражает суммарный объем продукции, поставляемой монополистической фирмой при каждом значении цены
Особенности кривая спроса- убывающая. Объем продаж можно увеличивать только за счет снижения цены
Результат предельный доход становится меньше чем цена (средний доход), для каждого уровня выпуска, кроме первого
|
|
Кривая предельного лежит ниже кривой спроса
Оптимальный выпуск для фирмы монополиста
Объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам MR=MC
Максимизация прибыли
Ценовая дискриминация
Поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковые товары
Условия
- отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта
- наличие у продавца возможности разделять покупателей на группы, исходя из эластичности спроса на товары
Результат
1) получение дополнительной прибыли продавцом => рост прибыли монополистов
2) производство большего объема продукции => большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида
Ограничение антимонопольное законодательство
Функционирование рынка в условиях монополии
Предполагает
- ограничение объема производства и установление более высокой цены
- отсутствие стимула к снижению производственных издержек
- расходы, связанные с сохранением и укрепление рыночной власти
Монополистическая конкуренция
Организация рынка, при которой действует большое количество продавцов, продающих дифференцированный продукт и возможно появление новых продавцов
Особенности
- множество мелких фирм
- разнородная продукция
- никаких затруднений для входа и выхода на рынок
- некоторое влияние на цены, но в довольно узких рамках
- некоторое ограничение на информацию
Кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции
|
|
Отражает суммарный объем продукции при каждом значении цены
Особенности
- убывающая
- стапень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта
- большое число конкурентов и слабая дифференциация продукта
Вызывают рост эластичности кривой спроса
Результат предельный доход будут составлять половину угла наклона линии спроса
Оптимальный выпуск в условиях монополистической конкуренции
Объем выпуска MR=MC
См Монополию.
Функционирование рынка в условиях монополистической конкуренции
Предполагает
1) недоспользование ресурсов для производства товаров
2) потребители не получают продукт по наименьшей цене
3) приспособление продукта к потребительскому спросу
4) приспособление потребительского спроса к продукту
1) избыточные производственные мощности
2) необходимая обществу продукция не производится
3) диференциация продукта и его совершенствование
4) развитие рекламы
Олигономия
Рыночная структура, при которой в реализации какого- то товара доминируют очень немного продавцов
Особенности
- число фирм невелико, есть крупные фирмы (4-8)
- разнородная или однородная продукция
- наличие существенных препятствий для входа и выхода на рынок
- контроль над ценой: ограничен взаимной зависимостью значительной, при тайном соглашении
- некоторые ограничения на информацию
Олигополистический рынок
Рынок, на котором большая часть продукции производится небольшим количеством крупных фирм
Особенности концентрация рынка6 на рынке преобладает одна, или несколько больших фирм
Причины
- экономия на масштабах
- препятствие к проникновению на рынок новых фирм
- существовенность безвозвратных издержек
- случайные причины
показатели
1) коэфициент концентрации: процентное отношение продаж четырех (восьми) крупнейших фирм к общему отраслевому объему
2) индекс Герфиндаля: расчитывается суммированием квадратов процентных долей рынка каждой из фирм, продающих продукт на этом рынке H=p21+p22…+p2n
Картель
Группа производителей, совместно максимизирующих прибыль путем фиксации цены и ограничения объемов выпуска продукции
Условия образования
- барьеры для входа в отрасль
- установление совместного ориентира по общему уровню выпускаемой продукции
- установление квот каждому члену картеля
- установление процедуры проведения утверждения квот
особенности нестабильность
Причина максимизация групповых прибылей при монопольной цене несовместима с максимизацией индивидуальных прибылей при низкой цене
Основная проблема контроль за приникновение на рынок и предоствращение жульничества со стороны членов картеля относительно цен и квот
Поведение фирм на рынке в условиях олигополии
Определяет
- максимизацию совокупной прибыли отрасли
- максимизацию собственной прибыли фирмы
основа олигополитическая взаимосвязь: зависимость каждой фирмы от реакции конкурентов
предполагает тщательный учет действий конкурирующих фирм на олигополитическом рынке при определении цены и объема выпуска
основные формы
- соглашение фирм
- соперничество фирм
последствия
1) согласование решений фирм по поводу объемов выпуска продукции и цен или же ограничение соперничества
основные формы
- явное соглашение
- молчаливое соглашение
2) ценовая война: цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на рынке олигополистическими фирмами
предел
- ни одна фирма больше не может получить выгоды от понижения цены
- цена равна средним издержкам
- экономические прибыли равны нулю
Теория игр
|
|
Теория поведения продавцов (игроков) в условиях, когда решения одного из них влияет на решения решения всех остальных
Особенности
- анализируется поведение лиц (или организаций) с противоположными интересами
- конечный результат самостоятельных решений каждого из продавцов (или игроков)- положение, которое уравняет их по отношению друг к другу
Равновесие Нэша: стратегия продавца (или игрока) оптимальна в условиях стратегии выбранной конкурентами. При этом ни у одного продавца (или игрока) нет стимула изменить свою стратегию после выяснения того, какую стратегию выбрал другой продавец (или игрок)
Результат каждый из продавцов (или игроков) получает нулевую прибыль.