Проблемы истины и критерия истины в философии и науке

Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Истина, говорил Г.Гегель, есть великое слово и еще более великий предмет. Отношение человека к истине выражает в какой-то мере его суть.

Истина – величайшая социальная и личная ценность. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина есть свойство знания. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система.

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина "не сидит в вещах" и "не создается нами"; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

Истина исторична.

Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.

Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают более доказательных выражений. Они остаются истинами совершенно независимо от того, кто и когда это утверждает (Земля вращается вокруг Солнца). Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познать.

Конкретность истины - предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, воздействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что никак не совместимо с догматизмом.

В соответствии с основными формами, в которых осуществляется человеческое познание, были выделены чувственный и логический критерии истинности знаний.

Чувственный критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Должно быть подтверждено само существование изучаемого объекта (процесса, явления), его свойства, характер отношений с другими объектами, тенденции развития.

Логический критерий связан с требованием непротиворечивости - недопущение прямо противоположных утверждений об одном и том же предмете в одном и том же отношении и в одно и то же время.

Критерием истинности человеческих знаний является также практика. Примерами относительности практики как критерия истинности знаний и даже ее явной несостоятельности являются допускаемые грубые ошибки в области медицины, гигиены, воспитания. В качестве критерия истины практика "работает" как предметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. Практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно научного познания.

В содержании знания, соответствующего познаваемой реальности, выделяют три вида истины: Объективную - не зависит ни от человека, ни от человечества; Относительную - характеризуется определенной степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания; Абсолютную - не подвергается последующим развитием познания (факты различных событий - рождения, смерти, катастроф и т.д.)

Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины - "квадрат имеет четыре стороны". Сократ первый увидел в отвлеченности и ясности наших суждений основной признак их истинности. Декарт утверждал, что все вещи, познаваемые нами ясно и отчетливо, и на самом деле таковы, как мы их познаем. Этот критерий не гарантирует надежности. Очевидность ощущаемого и мыслимого играет не последнюю роль в установлении истины, но не может, однако, служить единственным ее критерием. Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако еще Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов.

В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма, т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость.

Э. Мах и Р. Авенариус считали, что истинно то, что мыслиться экономно, а В. Оствальд выдвигал интеллектуальный энергетический императив: "Не расторгай энергию".

 

55. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм. Нормы научной этики. Социальный контроль над наукой.

Научно-техническая революция породила надежды на то, что с помощью новых научных достижений будут наконец разрешены проблемы человеческой жизни. Это получило название сциентизма. Формы: кибернетический, генетический, компьютерный и т. д.

В 50—60-х годах сциентизма выступал в виде сугубо оптимистических представлений о настоящем и будущем. В последние десятилетия сциентисты раскололись на два лагеря. Одни, разочаровавшись в возможностях науки и техники выдвигают своего рода умеренного, критического оптимизма или даже сциентистского пессимизма. Другие, охотно указывая на социальные конфликты, по-прежнему возлагают основные надежды на новую волну научно-технического прогресса, на экономические изменения.

 Е. Масуда (Д. Белл, А. Тофлер в их последних работах, Дж. Нэсбита и др.). Исходным является анализ особенностей науки и техники на информационной стадии развитии общества (интеграция компьютера и средств телекоммуникации). Информация — это знание относительно нового типа, пригодное для дальнейшего использования, а также знание, производство, хранение и применение которого действительно становится все более важной для общества деятельностью, порождает соответствующие ему технико-организационные структуры. Возрастающая роль информации и информационных систем — исторический факт, лежащий в основании концепций информационного общества. Поднимаются и других проблемы: о формировании компьютерополиса — города с «информационными системами; о новых компьютерных системах здравоохранения и обучения; об автоматическом контроле за загрязнением окружающей среды; о центрах научной, управленческой информации, профессиональной ориентации и т. д.

С научно-технической точки зрения изучение новейших концепций информационного общества представляет большой позитивный интерес. Общими чертами разработки концепций остается и сциентизм, культ «информационного разума.

Реакцией на сциентистские утопии является усиление, антисциентистской волны. Развитие иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни антиутопий. В ХХ веке создано великое множество антиутопий. Немало известных писателей работало в этом жанре — это Г. Уэллс, А. Франк, Э. Синклер, Дж. Лондон, К. Воннегут, братья Стругацкие и др. В их произведениях нарисованы резко критические образы машинизированного будущего, отождествленного с тоталитарным государством, где наука, техника доведенные до совершенства и где подавлены свобода, индивидуальность.

Создатели антиутопий вместе с сциентистами исходят из идеи всевластия науки и техники. Эмоциональные оценки сциентизма и антисциентизма противоположны. Важна роль антиутопий как специфического вида социальной критики, как гуманистического предостережения, обращенного к человеку к человечеству.


 

56. Историческое развитие науки. Классический, неклассический и постнеклассический тип научной рациональности.

Наука - система исследовательской деятельности общества, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.).

Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает сам процесс познания - логика, философия и т.д.

Основные особенности научного познания: 1. обнаружение объективных законов действительности. Цель научного познания - объективная истина. 2. наука ориентирована на воплощение в практике 3. результат научного познания - целостная развивающаяся система понятий, теорий и т.д. 4. особый язык науки - категориальный аппарат 5. наука работает с идеальными объектами 6. занятие наукой требует особой подготовки субъекта познания 7. наука формирует знания о методах научного познания, т.е. методологию

Отличие науки от обыденного познания:

1. форма организации научного знания - рационально-логическая. 2. наука ориентируется на познание сущности

Отличие науки от искусства - худ. образ содержит отпечаток личности, субъективный момент, а наука отгораживается от субъективизма.

Наука - это сфера познавательной деятельности людей, система объективного знания людей о природной и социальной действительности.

Обычно науку рассматривают с трех позиций: как особую систему знаний; как особую систему общественных организаций и учреждений, которые вырабатывают, хранят и внедряют эти знания; как особый вид деятельности, удовлетворяющий особым правилам.

В современную эпоху, в связи с глобальными кризисами, возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентации человечества. В этой связи переосмысливаются и функции науки. Сегодня важно органичное соединение ценностей научно-техгологического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижением мира. Такое соединение представляет новый тип тип рациональности. В развитии науки, начиная с XVII ст., можно выде­лить три основных типа рациональности: классическую (XVII - начало XX в.), аяслассическую (первая половина 20в), постнеклассическую (конец 20В).

Классическая наука предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, и условием объективно истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относит­ся к субъеюу и средствам деятельности.

Для неклассической рациональности характерна идея относительно­сти объекта к средствам и операциям деятельности; экспликация этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте. Образцом реализации этого подходе явилась кантово-релятивистская физика.

Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесен­ность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социальными целями и ценностями. Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает поле его действия. Каждый из них расширяет поле исследуемьк объектов. В современной постнеклассической науке все боль­шее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека. К ним относятся объекты современных биотехно­логий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объек­ты, крупных экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные систе­мы, включая системы искусственного интеллекта, социальные объекты и т.д. в широком смысле сюда можно отнести любые сложные синергетиче-ские системы, взаимодействие с которыми превращает само человеческое действие в компонент системы. Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: