Экономический рост и стабильность рыночного развития

Введение.

Проблемам экономического роста в любой стране мира уделяется пристальное внимание, будь то высокоразвитая Япония, пытающаяся осуществить наиболее полно свои широкомасштабные экономические программы и реализовать поставленные экономические цели, или Россия пытающаяся выполнить программу Международного валютного фонда, чтобы получить очередной кредит. Поэтому эта тема довольно актуальна не только для экономистов, но и для политиков, юристов и вызывает неподдельный интерес.

Экономический рост, на мой взгляд, - это сложное и многогранное явление. За, казалось бы, простым способом его выражения, таким как прирост ВНП, ВВП и НД, стоит система взаимодействия самых различных сторон экономической жизни.

Между экономическим ростом и экономическим развитием как количественными и качественными изменениями экономики существует сложная диалектическая связь. Представим экономический рост в трех вариантах: положительный - с увеличением объема производства; нейтральный - без изменения объема производства; отрицательный - с уменьшением объема производства. Развитие: прогрессивное; без изменения качественного уровня производства; регрессивное.

Необходимо четко разграничивать понятие «экономический рост» и «экономическое развитие». Во-первых, развитие осуществляется и тогда, когда роста нет, но закладываются предпосылки для него. Во-вторых, может выражаться в структурных преобразованиях, возможных новациях, которые непосредственно к экономическому росту не приводят. В-третьих, развитие может быть и по нисходящей линии, когда не только нет количественного роста, но и идет процесс убывания свойств, качеств продукта, услуг.

Одной из центральных проблем экономики является достижение непрерывного и устойчивого экономического роста. Чтобы понять, как осуществляется эта цель, важно выявить внутренний механизм увеличения производства экономических благ в масштабе страны. Такой механизм можно обнаружить в самой структуре национального хозяйства, которая способна обеспечить сбалансированное расширенное воспроизводство.

Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парламента, Президента, Правительства Российской Федерации) прежде всего на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы экономического роста являются важными как для экономики страны в целом, так и для каждого человека, проживающего в этой стране.

Существует парность понятий «глобальная экономика - национальная экономика» и «мировая экономика - экономика страны». Так же, как глобальная экономика - не вся мировая экономика, национальная экономика - не вся экономика страны. У любой страны есть экономика, но не у любой есть национальная экономика. Все глобальные процессы происходят в мировой экономике, но не все, что происходит в мировой экономике, можно отнести к глобальным процессам.

Глобальная экономика - есть только абсолютно транснационализированная часть мировой, а национальная - абсолютно «национализированная» часть экономики страны. Слово «национализация» здесь, естественно, означает не акт безвозмездной передачи собственности государству, а антипод глобализации.

Глобализация - процесс сужения границ национальной экономики до минимума, и соответственно, расширение границ транснациональной экономики до уровня мировой. Глобальная экономика - часть мировой экономики, которая абсолютно не связана с территорией и культурой этой территории. То есть, экономические операции, выполняемые на территории, безразличны как к месту выполнения операции и к тому, человек какой культуры, системы ценностей и образа жизни будет их выполнять. Этим операциям нужен универсальный, всеядный в культурном отношении человек. Глобальная экономика рассматривает людей как трудовые ресурсы, как совокупность более или менее трудоспособных людей, которые могут и должны гибко перемещаться по территории и гибко менять виды своей деятельности. Глобальные люди - люди, не стесненные особыми культурными «предрассудками» и принципами: «Информационные культурные стереотипы, внешне основанные на демократических принципах, не содержат идеологических элементов ни одной религии, но игнорируют и фундаментальные исторические корни и черты экономического развития отдельных стран».

Необходимым условием глобализации выступают политическая открытость и развитие транснационализации. Наиболее значимым геополитическим событием последних десятилетий XX в. стало поражение социалистического лагеря в «холодной войне», в результате чего возникли «новые» открытые экономики. Без этой глобальной политической открытости безграничный виртуальный мир Интернет не нашел бы себе адекватного отражения в реальном мире и, следовательно, тотальная глобализация была бы невозможна.

 

Экономический рост и стабильность рыночного развития.

За последние 100 лет разработано достаточно много концепций экономического роста. Основной упор сделан на выявление тех или иных сторон механизма обеспечения экономического роста, его отдельных факторов. Это тоже необходимо, особенно для выработки мер по ускорению темпов экономического роста и развития. Но не менее важно точное определение их сущности. Без этого трудно наметить направления и способы прогрессивных преобразований, ясно указать, к чему необходимо стремиться.

По нашему мнению, можно выделить несколько экономических процессов, например экономический рост, модернизацию, экономическое развитие и развитие общества.

Экономический рост представляет собой количественное изменение производственной системы страны (отрасли, предприятия), выражающееся в увеличении ВВП (ВНП) или чистого продукта (валового дохода) на предприятии. Он может происходить в одних случаях без качественного изменения производственных систем, что традиционно определялось как экстенсивный экономический рост, в других - сопровождаться качественными совершенствованиями в структуре и функциях производственной системы того или иного уровня. По существующей терминологии - это интенсивный экономический рост.

Под экономическим развитием необходимо понимать целенаправленное, прогрессивное изменение состава, взаиморасположения и взаимодействия элементов, уровня и качества функционирования производственной системы, повышающие ее эффективность. Близка к понятию экономического развития модернизация производства, заключающаяся в обновлении структуры и функций производственной системы. Если это прогрессивные изменения, которые повышают эффективность производственной системы, то такая модернизация - непременный составной элемент экономического развития. Но новое по эффективности может оказаться равным старому или даже ниже его, тогда такую модернизацию необходимо считать не закономерным изменением, а одним из многочисленных тупиковых вариантов модификации производственной системы.

Развитие общества - более широкое понятие, чем экономическое развитие. Оно, по нашему мнению, заключается в совершенствовании социальной структуры, улучшении материальных и духовных основ жизни, формировании более совершенного типа личности, как правило, на основе развития производственных систем (или экономики). Можно сказать, что развитие общества - это совокупность закономерных, взаимодополняющих, прогрессивных количественных и качественных изменений построения и функционирования общества.

Между экономическим ростом и экономическим развитием как количественными и качественными изменениями экономики существует сложная диалектическая связь. Представим экономический рост в трех вариантах: положительный - с увеличением объема производства; нейтральный - без изменения объема производства; отрицательный - с уменьшением объема производства. Развитие: прогрессивное; без изменения качественного уровня производства; регрессивное.

Наибольшее распространение имеют варианты роста: на основе или в сочетании с развитием; без развития; при регрессивном развитии. Развитие как качественное совершенствование производства чаще бывает: в сочетании с экономическим ростом - при растущем спросе; при снижающихся объемах производства - при уменьшении спроса; без экономического роста - при стабильном спросе. Вместе с тем возможен и любой другой вариант, в том числе и самый неблагоприятный: снижение объемов производства с регрессивными процессами в уровне развития производственной системы. И такой вариант реально существовал в экономике России с 1991 по 1998 г. При этом разрушается материально-техническая база, падает производительность труда, повышается материало- и энергоемкость единицы продукции, растет себестоимость, и даже при росте цен снижается рентабельность производства.

Вместе с тем экономический рост без развития хотя и увеличивает количество товаров, но при отсутствии качественных изменений производства это требует пропорционального увеличения расхода ресурсов.

Такой экономический рост не сопровождается повышением производительности труда, снижением материало- и фондоемкости. Себестоимость и цены при этом имеют тенденцию к сохранению постоянной величины, хотя при ухудшении условий производства могут и возрасти.

При отсутствии увеличения объема спроса на продукцию отдельных отраслей повышение экономической эффективности возможно при развитии без роста. При этом объем производства остается неизменным, но техническое, технологическое и кадровое обновление, организационное совершенствование производства вызывают улучшение экономических показателей: повышается производительность труда, снижается фондоемкость и себестоимость, за счет чего при небольшом относительном снижении цен растет рентабельность производства.

При низком уровне потребления продуктов питания в России, применении устаревших технологий наиболее подходящим был бы рост большинства отраслей комплекса на основе развития. Сочетание позитивных количественных и прогрессивных качественных перемен в производстве будет способствовать в этом случае более полному удовлетворению потребностей населения в продуктах питания при преобладающих тенденциях к снижению цен на них и повышению конкурентоспособности и эффективности производства.

Наращивание объема выпуска продукции за счет единовременного комплексного обновления производства практически невозможно, поскольку требует огромных инвестиций, да и возможности и планы отдельных производителей могут не совпадать. Поэтому даже в отдельной отрасли мы имеем дело как с обновлением производственных мощностей в части предприятий, так и сохранением или увеличением объема выпуска продукции на основе традиционных технологий в другой части предприятий.

На современной стадии развития экономики РФ наибольшее распространение должен иметь рост в сочетании с развитием. После завершения обновления материально-технической базы он может приближаться к варианту роста без развития, а при стабилизации объемов производства, но продолжающемся процессе его обновления - к варианту развития без роста.

С позиции нового толкования основных понятий несколько по-другому представляются и движущие силы экономического роста. По нашему мнению, роль и влияние одних и тех же факторов на экономический рост и развитие непостоянны и меняются в зависимости от варианта сочетания различных условий и конкретной экономической ситуации.

Чем больше диспропорция в экономике из-за недостаточного обеспечения тем или иным фактором, тем более положительное влияние он оказывает на темпы экономического роста при его изменении в сторону достижения сбалансированности всех элементов производства.

Например, инфляция, фискальная и монетарная политика и политическая нестабильность не рассматриваются в большинстве моделей в качестве важнейших макроэкономических факторов экономического роста. И это верно для высокоразвитых стран, где данные показатели несущественно отклоняются от нормы и оказывают небольшое влияние на экономический рост и развитие. Но в России в 1990-е гг. наблюдались высокие темпы инфляции из-за использования монетарной политики, крайняя экономическая и политическая нестабильность, поэтому они оказали существенное отрицательное влияние на экономический рост народного хозяйства и развитие общества, вызвав двукратное сокращение объемов производства, снижение уровня жизни населения и большинства других социальных показателей.

Некоторые факторы являются более простыми (уровень заработной платы, ставка банковского процента и т. п.), другие - более сложными, т. е. определяются рядом простых факторов. Например, производительность труда зависит от уровня механизации, технологии и организации производства, организации труда, степени его стимулирования, профессиональной подготовки работников. Также рядом других, более простых факторов определяются спрос и предложение, оказывающие влияние на темпы экономического развития.

В целом все факторы экономического роста и развития мы предлагаем распределить на шесть больших групп: ресурсные, производственные, мотивационные, структурные, рыночные и институциональные. Каждая из выделенных групп включает несколько факторов, перечень которых можно увеличить за счет их разбивки на более мелкие составляющие. Например, к природным ресурсам необходимо отнести землю, воду, леса, нефть, газ, каменный уголь, минералы и т. п.; к трудовым - количество населения, отношение к труду, уровень образования; к денежным - величину национального дохода, накопление, инвестиции; к материальным - производственные здания и сооружения, машины и механизмы, сырье и материалы.

Между этими факторами существуют сложные взаимосвязи и взаимозависимости. Часть их является взаимозаменяемой в определенных размерах: трудовые факторы - материальными (т. е. машинами, автоматами, роботами), природные - денежными ресурсами (т. е. при отсутствии минералов, нефти, газа их можно закупить). От производственных и мотивационных факторов зависит эффективность использования ресурсных факторов, а структурные и институциональные влияют на проявление ресурсных, производственных и мотивационных. Использование различных групп факторов для повышения темпов экономического роста зависит от разных субъектов. Так, степень влияния производственных факторов зависит от руководителей, специалистов и всего состава трудовых коллективов предприятий, тогда как значимость мотивационных и институциональных определяется экономической политикой государства.

В условиях, когда проблемы экономического роста и развития приобрели в России большую актуальность, изучение теоретических и прикладных вопросов данной темы заслуживает более глубокого исследования. Это может способствовать выбору эффективных направлений развития производства, достижению более высоких темпов экономического роста, повышению уровня материального благосостояния населения. Двухполярная структура российского общества породила два принципиально различных подхода к роли государства и его социальным функциям.

Первый подход подразумевает, что государство отвечает лишь за обеспечение минимума социальных благ; все остальное люди должны зарабатывать сами. При этом социальные расходы перераспределяются в пользу самых малоимущих и беспомощных групп населения (старики, инвалиды, больные) за счет сокращения социальных расходов обеспеченного населения.

Второй подход подразумевает крупномасштабную поддержку малоимущих слоев населения за счет средств государства. Однако надо помнить, что у сегодняшнего государства нет таких средств. Поэтому попытка решить проблемы бедности только за счет государства не имеет реальной перспективы.

Сегодня ни одна из этих двух моделей в чистом виде не может быть реализована.

В нынешних условиях, когда отсутствует средний класс, который должен составлять большинство населения, консолидацию расколотого общества может обеспечить только государство. Но такое государство должно иметь объединяющую идею, или идеологию, и консолидирующий потенциал, способный заинтересовать, объединить усилия различных социальных групп. Государство должно наметить достижение таких стратегических ценностей, которые являются привлекательными для большинства членов общества. При этом самым важным консолидирующим потенциалом государства являются. 1) повышение уровня жизни всех граждан; 2) безопасность населения, 3) достойная жизнь граждан России, как это сформулировано в Конституции РФ Достижение этих целей и является критерием развития страны.

Государство должно брать на себя ответственность за создание условий для повышения уровня жизни, обеспечения социальных гарантий и безопасности граждан, получая взамен общественную поддержку Государство должно гарантировать права собственности, поддержку бизнесу и благоприятный предпринимательский климат и др.

Успехи развития государства во многом будут определяться формированием массового среднего класса, который должен охватить минимум 50-55% населения.

А доля населения с минимальными доходами должна составить не более 10-15%. Главное – образование слоя людей со средним достатком. Необходимую устойчивость стране придает формирование массового среднего класса с российским стандартом благосостояния.

Для формирования массового среднего класса уровень потребления населения, по сравнению с сегодняшним, должен возрасти в среднем в два раза.

Существующая система зарплаты в России носит внерыночный характер, так как у населения нет возможности оплачивать жилье, коммунальные и другие услуги по рыночным ценам. Поэтому основные расходы на содержание жилья, здравоохранение, образование несет государство. Из-за низкого уровня зарплат и пенсий в стране сформировалась антирыночная налоговая система, при которой население платит только 10% от объема всех налогов, тогда как в рыночных странах они составляют 40-60%. Очевидно, что крайне низкая заработная плата бюджетникам не создает стимула к высокопроизводительному труду.

Реформы заработной платы и налоговой сферы должны быть направлены на сокращение разницы в уровнях доходов между богатыми и бедными. Надо достичь такого распределения доходов, при котором средний доход 10% богатых будет превышать средний доход 10% бедных в 7-8 раз, а не 20-25 раз, как в настоящее время. Для этого нужны высокие темпы роста экономики, что, со своей стороны, требует минимум удвоения или утроения инвестиционного и инновационного вкладов. Очевидно, что только модель экономического роста, ориентированная на рост благосостояния большинство населения сможет реально вывести страну из социально-экономического кризиса.

Одной из главных причин многолетнего спада является ежегодный отток за рубеж 25-30 млрд. долл. финансовых ресурсов, что эквивалентно 8% потенциального ежегодного прироста производства.

Кроме явного вывоза капитала за рубеж, имеется и неявный вывоз, когда доллары США у российского населения хранятся под подушкой. Это и есть одна из форм вывоза капитала за рубеж, так как они были обменены на российские деньги, которые соответствуют реальным российским товарам. Поэтому лучше эти доллары положить в российский банк, чтобы инвестировать реальную экономику. Деньги в российских банках работают на российскую экономику.

В США и других странах Запада социальный и экономический рост происходит за счет наличия тысяч мелких и средних фирм сферы услуг и производства, обслуживающего промышленных гигантов, которые фактически являются сборочными предприятиями. Эти тысячи мелких фирм эффективно обслуживают суперкорпорации. Наши крупнейшие производители, кроме сборки конечной продукции, сами производят и комплектующие.

Очевидно, что для наведения порядка в России необходимо создать более прозрачную экономику, цивилизованный менеджмент. По-видимому, в России будет новый крупный передел собственности. Недавно от власти были отстранены руководители суперкорпораций (Газпром, МПС, СИГУР), которые фактически приватизировали эти госструктуры, и вместо них были поставлены государственные менеджеры, чтобы управлять госпакетами акций этих корпораций.

Наведение порядка в России не должно означать национализацию и "раскулачивание". Однако возможен новый передел собственности как реакция российских верхов и низов на те социальные перекосы, которые возникли за 10 лет реформ, в течение которых возникли теневая экономика, бюрократический произвол и выход на социальную арену бандитских группировок.

Сегодня наша власть расписывается в том, что государство не умеет и, главное, не хочет эффективно управлять государственной собственностью. М. Касьянов утверждал, что государственные пакеты акций надо продавать, так как государство не способно эффективно управлять своей собственностью.

Аналогичная картина наблюдалась во многих странах мира. Так, успех английского премьера М. Тэтчер в развитии экономики был во многом обеспечен возвращением собственности владельцам после ее национализации, т.е. отказа государства от управления промышленностью.

Успехи России в экономике и в социальной сфере в первую очередь зависят от того, как успешно сможем повышать благосостояние людей, какую экономическую политику будем реализовывать. Если сможем приращивать ВВП на 10-12% в год, тогда Россия за 5-6 лет выкарабкается из сегодняшнего кризисного состояния и станет мощной державой. Если же годовой прирост ВВП будет 4%, как намечается сегодня, то на это уйдет 15-20 лет.

В настоящее время значительная часть предприятий реального сектора экономики не обеспечена собственными оборотными средствами. Банковские кредиты дороги (30% годовых) и невыгодны предприятиям, а доходы от продажи за рубеж нефти, газа, металла, леса не попадают в качестве инвестиции в реальную экономику. Кроме того, низкий уровень спроса из-за низкого уровня покупательной способности населения усугубляет проблему развития. Поэтому важно найти и сформировать новые реальные механизмы повышения покупательной способности населения (внутренние деньги, безинфляционная эмиссия и т.п.).

Чтобы Россия стала платежеспособным государством с нормальной экономикой необходимы: 1) экономический рост; 2) сокращение масштабов вывоза капитала; 3) эффективная система сбора налогов, обеспечивающая рост доходов в бюджет; 4) значительное положительное сальдо торгового баланса; 5) защита там, где это целесообразно, внутреннего рынка средствами таможенной политики и т.п.

Стратегической целью российского государства должно быть создание общества с эффективной конкурентной рыночной экономикой. Пока рыночная экономика в России находится в зачаточном состоянии, поэтому рыночные механизмы еще не способны самостоятельно закрепиться в российской экономике без государственной поддержки. Главное, чтобы государство создало условия для эффективного функционирования рыночных механизмов. Государство должно регулировать рынок.

Как показывает опыт Китая и Восточной Европы, только сильное государство способно создать эффективный рынок. При этом сильное государство должно уметь эффективно управлять своей собственностью. Соблюдать правила рыночных механизмов, отвечать по своим обязательствам и т.п.

Сегодняшняя практика государственного управления выражается в первую очередь в стихийном демонтаже социалистической командно-распределительной системы. Пока отсутствует традиция демократического государственного регулирования рынком, поэтому отсутствует стационарный и стабильный рынок. Иногда, наоборот, наблюдается вредное вмешательство государства в те сферы экономики и те процессы развития общества, которые имеют определенный потенциал саморегулирования.

Сегодня, в переходный период, государство должно значительно усилить ответственность и повысить эффективность воздействия в области управления, обороны, образования, науки, социальной сферы и экономики.

Известно, что нормальная рыночная экономика функционирует тогда, когда работник дорожит своим рабочим местом, а это возможно только тогда, когда работа обеспечивает стандартное благосостояние, принятое в обществе. Поэтому государство должно законодательно зафиксировать такой уровень оплаты труда, который общество считает минимально допустимым для обеспечения нормального уровня жизни, а не прожиточный минимум. Главной предпосылкой высокой производительности труда является высокая оплата труда и хороший трудовой и творческий климат на предприятии.

В условиях стационарной рыночной экономики и зрелой демократии развитие страны происходит на основе самоорганизации гражданского общества и предпринимательской инициативы, которые корректируются конкретными целевыми воздействиями государства.

В настоящее время в российском обществе только до 20% населения страны составляет либерально настроенную часть общества. Они проповедуют идеологию минимального вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Именно для этой части населения в наибольшей степени рассчитана чисто либеральная концепция и программа стратегического развития России до 2010 г., разработанная под руководством Г. Грефа и принятая для реализации правительством.

Современную цивилизацию часто называют технологической, так как одним из главных достижений нашей цивилизации является техносфера, или искусственная среда, созданная самим человеком, включая орудия труда, механизмы, предметы и материалы и пр.

В индустриальном обществе акцент делается на промышленность, и основу экономики составляет приоритетное развитие таких отраслей, как тяжелое машиностроение, производство электроэнергии, добывающие отрасли, металлургия, большая химия. В индустриальном обществе определяющими являются численность населения, территории и природные ресурсы. Индустриальному обществу условно соответствует государство первого поколения. В постиндустриальном обществе основу экономики составляют наукоемкие и высокие технологии, такие как вычислительная техника, микроэлектроника, биотехнология, малотоннажная химия. Определяющие значения приобретают наука, образовательный уровень населения, технологическая культура и психологические установки. Постиндустриальному обществу условно соответствует государство второго поколения. Наконец, в государстве третьего поколения с информационным обществом определяющим продуктом будут знание, новые идеи, информация, новые технологии, образы массового сознания и др. Главным ресурсом этого общества становится его творческий потенциал и высокий уровень знания. Последовательный переход государства от поколения к поколению обеспечивается за счет перехода к более высоким технологиям, многократного повышения производительности труда, уровня жизни населения и сохранения благоприятной окружающей среды. В настоящее время в развитых странах, и в первую очередь в США, работники, занятые в сфере информации, в автоматизированном производстве, в научных, образовательных и воспитательных организациях составляют около 90% от общего числа работников. В сельском хозяйстве занято около 2-3% рабочей силы, а физическим трудом занимается не более 3% рабочей силы. Надомным трудом, в том числе с учетом использования различных компьютерных сетей и Интернета занято около 2-3% работников.

В будущем широкое развитие обычных и мобильных телефонов и компьютерных сетей резко увеличит количество людей, работающих в домашних условиях, что позволит экономить время, средства и разгрузить транспортные потоки, отказаться от офисных помещений и улучшить условия труда, увеличить время отдыха.

Важнейшими достижением технологической и информационной цивилизации является увеличение продолжительности и качества жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: